Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2006

Особый ребенок

Санаторные классы

Наша школа – городская и федеральная экспериментальная площадка по теме «Стимулирование достижения успеха учащимися в культурно-образовательном пространстве школы».

Нами разработана здоровьесберегающая программа, цель которой – развитие у детей навыков здорового образа жизни. Работа ведется в нескольких направлениях.

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса. Наряду с применением здоровьесберегающих технологий это – создание психологического комфорта для учащихся и учителей, рациональный режим работы школы, привлечение творческого потенциала детей.

Медико-профилактическая работа предполагает создание для учащихся условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состояния здоровья школьников, профилактику лорзаболеваний и астмы.

Формирование культуры здоровья. На формирование здоровых поведенческих навыков влияют различные факторы: пример родителей, друзей, школы, средства массовой информации. Поведение ребенка формируется на основе того, что он слышит, видит и чувствует вокруг себя в повседневной жизни, но оно корректируется и изменяется в результате сознательного обучения.

Обследуя детей, приходящих в 1-й класс нашей школы, мы видим, что из года в год растет количество дошкольников с нарушениями здоровья. Одними из широко распространенных заболеваний являются бронхиальная астма и заболевания верхних дыхательных путей. Психологи школы, проводя тестирование таких учащихся, пришли к выводу, что дети испытывают психологический дискомфорт, чувствуют ущербность, так как во время приступов и с целью профилактики они пользуются индивидуальными ингаляторами, пропускают много занятий из-за болезни и в связи с этим отстают в учебе. Обучение на дому лишает детей возможности реализовать собственные наклонности и способности в системе дополнительного образования и в выборе профессии. Возникла идея создания в нашей школе санаторных классов, чтобы приблизить специализированную пульмонологическую помощь к детям, страдающим астмой. К тому же школа расположена рядом с уникальным медицинским комплексом – водогрязелечебницей, где можно осуществлять лечение и оздоровление. С этой инициативой мы выступили перед городским отделом образования и методическим кабинетом гороно.

С 1 сентября 1999 года в нашей школе открылся первый класс для детей с заболеваниями органов дыхания. Сама жизнь подсказала социальный заказ на создание таких классов, где дети могут совместно с педагогами, воспитателями и врачами одновременно обучаться и лечиться в комфортной среде. Администрация города выделила дополнительное финансирование для доплаты 15% к ставкам учителей и воспитателей, врача-пульмонолога и медицинской сестры. Оборудованы помещения, приспособленные для занятий, отдыха, лечебно-профилактической работы, заключен договор с медсанчастью на оказание водогрязелечебницей бесплатных для детей медицинских услуг.

В санаторные классы дети направляются врачом-пульмонологом и медико-педагогической комиссией. Средняя наполняемость – 12 учащихся, что дает возможность для индивидуализации обучения и лечения. Для детей организовано полноценное двухразовое питание (бесплатно) и полдник (за счет родителей), так как это классы полного дня. Учителя и воспитатели используют технологию личностно ориентированного обучения с учетом способностей и склонностей каждого ученика. Обеспечение условий для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных возможностей способствует сохранению их здоровья. Учитывая тот факт, что отрицательное влияние на здоровье оказывает обучение в режиме «готового знания», широко используются принцип проблемного обучения, диалоговая форма работы, проектно-исследовательская деятельность, технологии интегративного и интерактивного обучения. В некоторых классах обучение ведется по программе «Школа-2100» А.А. Леонтьева.

Во время занятий детям разрешается свободное перемещение по классу, проводятся физкультминутки, направленные на восстановление и соблюдение ритма дыхания. До уроков и в группе продленного дня проводится дыхательная гимнастика, а на переменах – подвижные игры. В режиме дня есть прогулки и динамические паузы для стимулирования двигательной активности.

Хронически больные дети чаще, чем здоровые, любят рисовать, лепить, вышивать, петь, танцевать. Они более чувствительны к миру природы. Именно поэтому мы придаем большое значение художественно-эстетическому образованию как средству для развития интеллекта, творческих способностей, создания ситуаций успеха. Мы ввели в вариативную часть учебного плана музыкальные часы по методике Карла Орфа, хореографию, оригами. Дети посещают эти занятия по выбору. В группе продленного дня в рамках клубных занятий воспитатели проводят часы творчества «Сотвори своими руками». Дети используют различные техники: тестопластику, вышивку нитками и бисером, плетение, флористику, бумажную пластику.

Особое значение мы придаем контролированию утомляемости, ее профилактике путем рационального построения учебного расписания, определения объема и содержания домашних заданий и индивидуальной, дозированной учебной нагрузки.

Расписание составляется по методике В.Г. Пайкеса с учетом «Шкалы трудности предметов», а также всех требований СанПиНов, медицинского и психологического сопровождения. Расписание обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся. Слабо успевающим детям мы предоставляем возможность консультаций, занятий с педагогом во внеурочное время.

Для детей санаторных классов школы ежегодно составляется план лечебно-оздоровительных мероприятий. Все учащиеся находятся под наблюдением врача-терапевта, два раза в год осматриваются лор-врачом, проводятся лабораторные обследования и диспансеризация. Врач-пульмонолог еженедельно осматривает каждого ребенка, проводит коррекцию лечения бронхиальной астмы. На базе водогрязелечебницы осуществляются физиолечение (иглорефлексотерапия, ЛФК, лечебная физкультура, ингаляции с минеральной водой, массаж). При медицинском кабинете в школе проводятся фитотерапия, респираторная терапия (с использованием аппарата Фролова), витаминотерапия, светолечение аппаратом «Дюна».

Интеграция образовательной и оздоровительной деятельности в санаторных классах способствует восстановлению здоровья ребенка и его возрастной функциональной активности. Снизилась заболеваемость острыми респираторными заболеваниями, дети с бронхиальной астмой достигли длительной ремиссии. Число случаев обострений бронхиальной астмы в нашей школе в 2000 году составляло 53,3%, в 2004 году – 6,7%.

Базисный учебный план для каждого санаторного класса мы изменяем, пользуясь вариативной частью. Изыскиваем возможности введения специальных занятий, способствующих сохранению здоровья, а также разнообразных элективных курсов по выбору, среди них – «Духовная музыка», «Человековедение», «Физика и человек», «Мой путь к карьере» и т.п.

Анкетирование учащихся показало, что абсолютному большинству детей нравится в школе, так как им уютно и комфортно, их любят и заботятся об их здоровье, помогая преодолеть болезнь. 89% учащихся называют занятия по интересам как фактор, влияющий на улучшение здоровья. В своих анкетах 78% родителей отмечают улучшение состояния здоровья у своих детей за время обучения. Все родители считают, что наличие санаторных классов – социально значимое и необходимое направление работы в современных условиях.

Елена Метелькова