Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2006

Точка зрения

Кто в ответе?

Со всех трибун говорят, что мы должны сохранить здоровье детей в годы школьного обучения. И в то же время большинство родителей и педагогов ничего не делают, чтобы выполнить эту задачу. Лаборатория физиолого- здравоохранительных проблем образования под руководством профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного (г. Сергиев Посад) провела ряд исследований, посвященных этой проблеме. Мы изучили мнение родителей и педагогов о степени их ответственности за здоровое развитие детей. В опросе принял участие 361 человек – 300 родителей детей от 7 до 11 лет и 61 учитель начальной школы. Выборка носила случайный характер

Портрет педагога и родителя

В опросе приняли участие главным образом женщины. Среди родителей количество матерей намного превышало количество отцов и составило 82,3%, а педагоги начальных классов все были женщины.

Возраст опрошенных женщин – от 20 до 48 лет, возраст мужчин – от 31 до 51 года. Людей с высшим образованием – 120 человек, 30% от общего числа респондентов. Остальные участники – со средним и средним специальным образованием. К категории служащих принадлежали 38% респондентов, к рабочим специальностям имело отношение 30%, к частному предпринимательству – 12% и 20% были женщины, ведущие домашнее хозяйство.

Большинство участников опроса имели полные семьи, в которых воспитывалось по 1–2 ребенка. В свободное время любимым развлечением многих семей оказались прогулки на свежем воздухе (58%), на втором месте – просмотр телевизионных передач (20%), затем – чтение книг (12%), остальные родители вообще не имели свободного времени для совместного отдыха с детьми (10%). Это свидетельствует о том, что родители и дети разобщены и мало времени проводят в общении друг с другом. Досуг семей скучен и однообразен. Поездки в музеи, театры, совместные подвижные, театрализованные и настольные дидактические игры, обсуждение прочитанного и увиденного, туристические походы, путешествия – редкое явление в семьях участников опроса. Только 13% родителей ответили, что настольные игры и рыбалка – любимые семейные развлечения.

Свободное время большинство родителей проводят за просмотром телепередач. Лишь в 15% семей предпочитают не смотреть телевизор, а слушать музыку. Совместное семейное чтение или пение давно забыты, совместное обсуждение увиденного, услышанного или прочитанного – тоже. Никто из опрашиваемых родителей не написал об этом. Вывод однозначен: родители мало времени посвящают духовному развитию своих детей, поэтому очень мало знают об их возрастных социально-психологических потребностях.

Воспитанием детей занимаются матери (62%), оба родителя (15%), бабушки и дедушки (14%) и только отцы (9%), то есть процесс воспитания находится в подавляющем большинстве в женских руках. Процесс начального обучения, как известно, тоже. В семье и школе мы видим существенное преобладание женского начала над мужским.

Таков социальный портрет родителей и педагогов, принимавших участие в социально-психологическом исследовании.

Все опрашиваемые – и учителя, и родители – выразили обеспокоенность состоянием здоровья детей. Все они сходятся во мнении, что за последнее время здоровье детей значительно ухудшилось. Вопрос исследования заключается в том, в какой мере родители и педагоги осознают степень своей ответственности за здоровое развитие детей и в чем, по их мнению, заключается главная причина такой ситуации. Одним словом, предстояло выслушать мнения родителей и педагогов по поводу того, кого они считают виноватым и что намереваются делать.

Знать или понимать?

На процесс осознания какого-либо явления влияют три условия:

  1. Наличие заинтересованности, то есть личностной значимости происходящего события, которое вызывает у человека соответствующие переживания.
  2. Осмысление этого события, в ходе которого информация о нем становится приобретенным знанием о предмете переживания.
  3. И только затем у человека появляется собственное отношение к этому событию, то есть появляется личная позиция, осознанное отношение к происходящему и понимание собственной роли, которые пробуждают волю к сдерживанию собственной активности или, напротив, к ее мобилизации по разрешению проблем в собственном жизненном процессе.

Исходя из этого положения нам предстояло определить:

  1. Степень переживания родителями и педагогами по поводу значительного ухудшения здоровья детей в процессе школьного обучения.
  2. Степень информированности родителей и педагогов о здоровьесберегающих технологиях развития детей и умение самостоятельно перерабатывать полученную информацию в прочные знания о предмете.
  3. Степень осознанного участия родителей и педагогов в процессе здорового развития детей и меру осознанности собственной ответственности в данном процессе.

Опрос показал, что все участники имеют информацию о тяжелом состоянии здоровья детей и о демографической катастрофе в России (100%). Почти все опрашиваемые проявили негативное отношение к тому, что смертность в России превышает рождаемость (92,5%). Но глубокие переживания по этому поводу испытывают лишь немногие (30%). Эти данные говорят о том, что высказанное большинством респондентов отношение к депопуляции в стране формально, то есть не имеет для них никакой личностной значимости. А мы знаем, что при отсутствии соответствующего переживания мыслительный процесс по переработке информации в осмысление происходящего не включается. То, что происходит в стране со здоровьем детей, исчезает из поля зрения индивида. Для него лично этой проблемы не существует. Следовательно, 62,5% участника нашего опроса не имеют осознанного отношения к проблеме здорового развития детей. Значит, у них нет и осознанной ответственности за это. 7,5% опрошенных вообще высказали мнение о том, что депопуляция – нежелательное явление, но опасности не представляет.

Что же касается здоровья собственных детей, то свою глубокую обеспокоенность о нем высказали все 100% родителей и педагогов. Отсюда следует вывод, что у большинства (70%) участников опроса есть заинтересованность в проблеме, связанной со здоровьем детей, но только собственных. Лишь для 30% опрошенных родителей и педагогов нет деления детей на чужих и своих, они демографическую ситуацию в России воспринимают как личную трагедию. Боль чужих детей они воспринимают как боль своих собственных.

Уровень переживания за демографическую ситуацию в стране у педагогов выше, чем у родителей. Все учителя, кроме нескольких, воспринимают демографическую катастрофу в стране как личную трагедию.

Вывод исследования: всем, кто заинтересован в упрочении здоровья нации, надо преподносить информацию родителям и педагогам таким образом, чтобы они могли прочувствовать всю опасность создавшегося положения для них лично; показывать, что рано или поздно эти явления не обойдут стороной и их, и их потомство. Показывать на примерах и фактах, что теряют лично они, их дети и внуки.

К сожалению, СМИ не дают полной и ясной картины об истинном состоянии дел. Нет сведений о разработанных в стране здоровьесберегающих технологиях обучения и воспитания. Доказательством этому служат ответы наших респондентов.

Откуда информация?

Следующим этапом нашего исследования стало выявление степени и качества информации, которую получают родители и педагоги о происходящих изменениях со здоровьем детей в процессе школьного обучения и о путях выхода из кризиса. Необходимо было выяснить, известно ли педагогам и родителям что-нибудь о здоровье¬сберегающих технологиях, и если известно, то что. Нам было интересно узнать, каким средствам массовой информации учителя и родители отдают предпочтение, то есть из каких источников (журналов, газет, теле- и радиопередач) они черпают информацию.

Опрос показал, что большинство читают «Аргументы и факты» (68%) и «Московский комсомолец» (44%), далее следуют спортивные и развлекательные газеты и журналы, такие, как «Отдохни», «Собеседник», «Лиза». Только 15% из опрошенных пользуются педагогическими изданиями, читают журнал «Счастливые родители». Медицинские журналы и газеты выписывают только те родители, которые являются медицинскими работниками. Несколько семей читали журнал «Русский дом». С теле- и радиопередачами дела обстоят не лучше: большинство родителей предпочитают телеигру «Кто хочет стать миллионером?» (55%). Информационными программами интересуются 40% респондентов, далее идут «Большая стирка», сериал «Моя прекрасная няня» (35%). Наблюдения показывают, что названные источники массовой информации редко обсуждают вопросы нездоровья нации. Редко профессионально и качественно освещают педагогические проблемы. Специальными журналами и газетами родители и педагоги, как видно из опроса, в большинстве своем пользуются крайне редко. В ходе исследования также выяснилось, что родители и педагоги совсем не получают из СМИ информацию о существующих здоровье¬сберегающих технологиях обучения и воспитания, в частности, технологиях доктора В.Ф. Базарного, хотя заинтересованность в получении такого рода информации наблюдается у большинства родителей (69%) и педагогов (78%).

Отсюда можно сделать вывод, что спрос большинства родителей и педагогов на эту информацию остается не удовлетворенным.

Вывод из этой части исследования однозначен: степень и качество информированности боль¬шинства родителей и педагогов о происходящих со здоровьем детей процессах поверхностны и их недостаточно для формирования собственного мнения о проблеме.

Признаки и условия

Следующий этап нашего исследования был самым ответственным, самым главным. Его цель заключалась в том, чтобы:

  1. Выяснить уровень знаний родителей и педагогов о природе здоровья и здорового развития ребенка.
  2. Изучить представления родителей и педагогов об условиях, которые они должны обеспечивать детям, чтобы те росли здоровыми.

Для этого мы попросили родителей и педагогов перечислить несколько признаков, по которым можно отличить процесс здорового развития от нездорового.

Прежде всего проведенное в этом направлении исследование выявило грустную картину: подавляющая часть отвечавших (87,5%) путают слова «признаки» и «условия». Признак – это то, что отличает данное явление или предмет от других явлений или предметов. Условие – это обстоятельство, от которого что-либо зависит. Например, чтобы ребенка воспитать активным (это признак здорового развития), необходимо создать соответствующие условия. К сожалению, понятия «признаки» и «условия» путают даже те, кто имеет высшее образование. Конечно, мы не надеялись, что родители и педагоги смогут перечислить все признаки здорового развития, такие, как:

– активность, свобода, раскрепощенность детей, их творческая, трудовая, духовная, культурно-умственная и физическая деятельность, осознанные действия руководителей самого процесса и их ответственность, высокий мир человеческих чувств, который окружает ребенка с момента зачатия, и, наконец, здоровье родителей ребенка. Соответственно, к условиям здорового развития мы отнесли духовные и материальные средства и необходимое оборудование процесса здорового развития, отвечающее возрастным возможностям организма и психики детей.

Мы предполагали, что родители и педагоги напишут хотя бы по 2–3 признака из перечисленных выше. Но наши надежды не оправдались. Только дважды нам попался всего один признак из перечисленных, это – любовь к детям; и все. В перечисленных признаках на первое место родители и педагоги поставили питание (60%). На второе – взаимоотношения в семье (53%). Причем хотелось бы подчеркнуть, что слова «любовь между родителями» нам встретились только трижды. На третьем месте – внимание к детям (40%). Заметьте: не любовь к детям, а только лишь «внимательное отношение»! Далее выделяют такие признаки, как «занятия спортом, здоровый образ жизни, досуг, политика, экономика, изучение Библии, профилактика, закаливание, прививки, не допускать перегрузок, духовное образование, условия в семье, материальный достаток, внимание правительства к детям, условия жизни» и т.д. О том, что ребенку нужны свобода (самостоятельность), активная деятельность, для того чтобы быть здоровым, никому из взрослых не пришло в голову! Из приведенных ответов ясно видно, что вопросы застали респондентов врасплох. Являясь воспитателями детей, они серьезно не задумываются о самом процессе воспитания и о своей ответственности перед детьми и обществом.

В условия для здорового развития родители поместили почти то же самое, что и в признаки, добавив еще «воспитание собственным примером, совместный отдых, своевременное лечение, здоровый климат в семье, обучение (непонятно: чему?), развлечения, санатории, условия в школе, больше заниматься детьми, внимание как к личности, витамины, здоровый образ жизни» и т.д.

Ответы педагогов мало отличались от ответов родителей. Педагоги лишь чаще упоминали слово «режим»: «детям необходим режим».

О том, что родители и педагоги должны хорошо знать законы развития детской психики и физиологии, о том, что необходимо менять условия обучения и воспитания в школе, никто не написал, хотя 87% родителей и педагогов хотели, чтобы ситуация со здоровьем детей в процессе обучения и воспитания изменилась в лучшую сторону. Кто же ее будет менять? На кого надеются педагоги и родители? Кто больше всех заинтересован в развитии здоровых детей – родители или педагоги? Вопросы, на которые современные родители и педагоги не могут найти взаимоприемлемых ответов.

Чтобы выяснить, какие представления существуют у родителей и педагогов о факторах, отрицательно влияющих на состояние здоровья детей, мы предложили проранжировать все известные на момент исследования факторы, пагубно влияющие на здоровье детей, – от самого вредного до наименее вредного. Вот данные этого исследования (cм. таблицу).

Из приведенной таблицы видно, что однозначного понимания факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, у родителей и педагогов нет. Резкие различия видны при ответах на вопросы под № 3, 6, 8. При анализе ответов мы убедились, что специфика профессии накладывает свой отпечаток на осознание явлений. Так, врачи единодушно на первое место из всех перечисленных факторов поставили патологию протекания беременности и осложненные роды, надо полагать, они лучше всех остальных разбираются в причинах патологии протекания беременности. Педагоги единодушны во мнении, что безответственность родителей в первую очередь влияет на состояние здоровья детей. Видимо, они имеют множество фактов, которые дают им право так утверждать. И учителя, и родители почти сошлись во мнении, что современные условия обучения – не самые главные причины нездоровья детей. Педагоги оценивают эти условия чуть лучше, чем родители. И, по общему мнению родителей и педагогов, стресс от экономических реформ почти не влияет на здоровье наших детей.

Из последующих ответов родителей на вопрос, считают ли они, что в процессе обучения и воспитания их ребенок теряет здоровье, можно увидеть противоречие между этими ответами и данными из таблицы. Так, большинство родителей (77%) считают, что их дети теряют здоровье в процессе обучения и воспитания. 20% родителей испытали за¬труднения при ответе. И только 3% родителей считают, что ребенок не теряет здоровья. Но из таблицы видно, что родители не выделяют этот фактор как один из главных, разрушающих здоровье. Это говорит о том, что родители не могут установить связь между следствием – утратой в процессе обучения здоровья большим количеством детей – и причиной – школьной системой образования. Большинство родителей (77%) не ставят его в разряд главных, а определяют ему лишь 6–7-е место среди прочих факторов, разрушающих здоровье. Следовательно, не осознают, что школьные условия обучения – главный фактор губительного воздействия на здоровье детей.

Последующий анализ ответов родителей и педагогов позволил сделать вывод, что большая часть родителей и педагогов (89%) не могут установить причинно-следственных связей между явлениями и событиями, путают понятия, плохо владеют русским языком для выражения собственных мыслей. Родители и педагоги в большинстве своем не в состоянии на сегодняшний день осознать природу здоровья ребенка и его здорового развития. Поэтому не способны действовать активно, чтобы защитить свое потомство, устранить главные причины, разрушающие его здоровье. Хотя та легкость, с которой респонденты отвечали на вопрос о признаках и условиях здорового развития, свидетельствует о самоуверенности родителей, высокой оценке ими своих познаний. Только 11% опрошенных родителей и педагогов показали, что затрудняются отвечать на поставленные вопросы.

Иван кивает на Петра...

Чтобы до конца следовать логике построения исследования, необходимо было выявить отношение родителей и педагогов к своему участию в процессе здорового развития детей.

Предыдущий анализ ответов показал, что родители и педагоги не разбираются в сути процесса здорового развития и природы здоровья ребенка, – следовательно, причины здоровьеразрушающего развития детей родители и педагоги тоже не в состоянии понять. В конце исследования нам предстояло разобраться, как родители и педагоги распределяют меру ответственности за здоровье детей между всеми.

Перед родителями и педагогами были поставлены вопросы, выявляющие степень ответствен¬ности за здоровье детей всех, кто должен за это отвечать, – педагогов, родителей, врачей и государства (властных структур). Так, большинство родителей (85%) считают, что отвечать за здоровье детей в первую очередь обязаны они, во вторую – врачи (2–3-е место), государство (3–4-е место), в последнюю очередь – педагоги. Учителя в этом вопросе солидарны с родителями и так же, как они, считают, что педагоги обязаны в последнюю очередь отвечать за здоровье детей.

И это несмотря на то, что подавляющее большинство родителей (77%) считают, что их дети теряют здоровье в процессе обучения и воспитания. Вот парадокс, над которым стоит задуматься всем, кто неравнодушен к проблеме здоровья детей!

Учителя более требовательны к родителям, так как единодушно признают безответственность родителей как главный фактор, разрушающий здоровье детей. А вот отношение родителей к учителям более благосклонно. Безответственность учителей как фактор негативного влияния на здоровье детей они поставили на 9–10-е место.

Отсюда следует вывод, что учителя, требуя ответственности от родителей, сами часто бывают безответственными. В этом заключается причина основного противоречия между педагогами и родителями, которая ведет их к разобщенности.

Вначале нам казалось, что родители и педагоги перекладывают ответственность друг на друга. Как говорится, у семи нянек дитя без глазу! Но в ходе исследования выяснилось, что ни один родитель не предложил изменить условия школьного обучения, перестроить существующую систему школьного образования на принципиально иных, природосообразных основах. Ни один родитель не написал о том, что педагоги должны в равной мере с родителями нести ответственность за утрату здоровья детей в процессе их школьного обучения. Причины этого явления в том, что родители не понимают законов развития здорового ребенка. И как следствие – не могут осознать, что существующая система образования постоянно нарушает законы здорового развития.

Поэтому VI блок вопросов нашей анкеты предполагал выяснить мнение родителей и педагогов о существующей системе управления школьным образованием. Так, на вопрос «Перед кем в первую очередь должны отчитываться педагоги?» большинство родителей (73%) ответили, что перед ними, родителями, перед комитетами образования – 18%, перед администрацией школы – 9%. Большинство учителей устраивает существующий порядок: игнорировать мнения родителей в школьном процессе. Учителя считают, что не должны отчитываться перед родителями. По мнению большинства (80%), они должны отчитываться только перед администрацией школы, перед родителями – 20%, перед комитетами образования – 0%. Это говорит о том, что существующая система управления школьным образованием не устраивает большую часть родителей (73%). Отсюда вывод: родители более, нежели педагоги, готовы к переменам в системе управления образованием.

С помощью последнего вопроса анкеты мы хотели выяснить отношение родителей и педагогов к критериям, которые должны лежать в основе труда учителя. Так, большинство родителей (70%) считают, что в основе труда учителя должны лежать показатели ЗУН (знаний, умений, навыков), показатели здоровья (21%), показатели уровня воспитанности (9%). Опять выявлено противоречие: несмотря на то что большинство родителей (77%) считают, что в процессе обучения и воспитания их дети теряют здоровье, они не склонны требовать, чтобы учителя отвечали за сохранность здоровья своих детей. Это еще раз под¬тверждает положение о том, что родители проявляют беспечность в этом вопросе. Учителя, со своей стороны, не хотят брать на себя ответственность за состояние здоровья детей, только 1,8% учителей ответили, что в основе их труда должны быть показатели уровня сохранности здоровья детей в процессе обучения. Большинство учителей не заинтересованы брать на себя дополнительную ответственность. Причина этого явления заключается в том, что большая часть опрошенных учителей не осознает до конца своей истинной роли в процессе развития здорового ребенка, что напрямую связано с несовершенством системы управления образованием, которая не создает поощрительных стимулов для учителей.

Вывод из нашей работы мы сделали такой: у родителей и педагогов нет сформировавшегося мнения о своей роли в воспитании здорового поколения. Это происходит по следующим причинам:

  • получаемая информация не имеет для большинства родителей и педагогов личностной значимости;
  • у большинства отсутствует стремление добывать знания о природе здорового развития, они считают, что владеют этими знаниями, проявляют несамостоятельность суждений, готовность к тому, чтобы быть управляемыми;
  • отсутствует взаимопонимание между родителями и педагогами из-за несовершенства существующей системы управления образованием;
  • безответственность педагогов и беспечность родителей мешают им осознать свою роль.

 

Н. Горячева