Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2006

Из первых рук

«Вечный двигатель»: как его лечить и учить

Ребенок все время крутится за партой, выкрикивает ответы прежде, чем его спрашивают, зачастую невпопад, мешает другим детям учиться, а учителю – проводить урок. Многим учителям знакома такая картина. Что это – элементарное неумение себя вести, педагогическая запущенность или… диагноз?
Ученые из США, Швейцарии, Великобритании и России, собравшиеся в Москве на первый международный форум «Охрана здоровья детей в России», были единодушны: такое поведение, чаще всего, является признаком болезни – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Непоседа или хулиган?

СДВГ – это психоневрологическое расстройство, связанное с химическим дисбалансом мозга. Выделяют три его типа: невнимательный (преобладает нарушение внимания), гиперактивный (преобладает гиперактивность) и смешанный.

СДВГ часто встречается у близких родственников и в 3/4 случаев передается по наследству (за это расстройство отвечает не один, а сразу несколько генов). Другие возможные риски СДВГ: тяжелая беременность или роды, употребление женщиной наркотиков или алкоголя во время беременности, инфекции мозга.

Синдрому подвержены люди всех стран и народов. Сколько больных в России, точно не из¬вестно. По одним источникам – 3%, по другим – 28%, эксперты считают, что такой диагноз можно поставить 3–7% детей от 6 до 16 лет.

Дети с СДВГ слишком много говорят, находятся в постоянном движении и действуют импульсивно, не задумываясь о последствиях своих поступков, часто бывают раздражительными и агрессивными. При сохранном интеллекте (иногда даже таланте) у них сплошные проблемы с учебой – не могут сосредоточиться на выполнении задания, нередко страдают дисграфией, дислексией и дискалькулией. Родители, уставшие от бесконечных шалостей такого ребенка, постоянно его наказывают. Возмущенные педагоги с радостью избавляются от ученика, не способного следовать принятым нормам поведения. А сверстники не берут его в свои игры из-за его агрессивности и непредсказуемости. Ребенок чувствует себя никому не нужным. Он легко может попасть под влияние уличных компаний со всеми вытекающими последствиями – наркотиками, ранней беременностью, правонарушениями.

«СДВГ – основа для девиантных форм поведения», – подчеркнул председатель Российского общества психиатров профессор Валерий Краснов. Он обратил внимание на гендерный аспект проблемы: среди гиперактивных подростков мальчиков в 2,5 раза больше, чем девочек.

Сейчас в детских колониях РФ находятся 7897 человек (7% – девочки), при этом 60% из них страдают различными психическими отклонениями и СДВГ. Гиперактивные подростки любят риск, азарт, легко поддаются негативным влияниям, инстинкт у них преобладает над рассудком. Они с легкостью и беспечностью идут на правонарушения, в 1,5 раза чаще совершают преступления против жизни и здоровья. «Раннее распознавание и лечение СДВГ снизит риск развития асоциального поведения», – считает Алла Кузнецова, представитель Федеральной службы исполнения наказаний.

Взрослые тоже болеют

Профессор психиатрии д-р Рассел Баркли (университет штата Нью-Йорк в г. Сиракьюзе, США) опроверг предположение, что с возрастом СДВГ проходит, – просто он принимает другие формы. Если у детей преобладают внешние симптомы, то у взрослых – внутренние.

  1. Чрезмерная подвижность. Дети неусидчивы, непрерывно находятся в движении, не могут играть или работать тихо. Взрослые суетливы, берут на себя непомерную нагрузку, выбирают активную работу. Постоянная занятость нередко приводит к проблемам в семье.
  2. Слишком много говорят. Дети вмешиваются в разговоры взрослых, перебивают, выкрикивают ответы, не дождавшись, когда их спросят. Взрослые – речевая активность создает проблемы на работе.
  3. Невнимательность. Дети не слушают, теряют важные вещи, легко отвлекаются, забывчивы. Взрослые забывчивы, неорганизованны, откладывают дела на «потом», плохо планируют время, с трудом удерживают внимание при разговоре, чтении.
  4. Проблемы. Дети не могут закончить начатое, если нет внешних результатов. Взрослые – проблемы с социальной адаптацией, вождением автомобиля, наркотиками и алкоголем, с законом. Трудности при управлении своими финансами и воспитании детей.

Нужна коррекция

Для того чтобы бороться с проблемой, ее надо сначала осознать. Книга о синдроме дефицита внимания, написанная в 90-х годах прошлого века в США, моментально стала бестселлером. Многие взрослые сами поставили себе диагноз и обратились к психиатрам. Проведенные исследования показали, что СДВГ страдают 12 миллионов взрослых американцев и около 4 миллионов детей.

«В США и Европе больных с СДВГ лечат препаратом метилфенидат, но я не считаю, что это самый лучший подход, – сказал профессор психиатрии Роберт Мак-Бернетт (университет Калифорнии, Сан-Франциско, США). – Просто лекарство доступно и стоит намного дешевле, чем воспитание культуры поведения и образование». Цель этого и других стимуляторов – справиться с агрессивной реакцией, взрывным темпераментом, враждебным настроением, импульсивностью; увеличить время, посвященное оценке последствий своего поведения.

Согласно Конвенции о психотропных веществах (Вена, 1971 г.) метилфенидат относится к Списку 2 (к веществам, которые могут применяться в медицинских целях, но под жестким контролем государства) и используется во многих странах мира.

В России метилфенидат (риталин) запрещен как психотропный препарат из Списка 1. В нашей стране единого подхода к медикаментозному лечению СДВГ пока нет, оспаривается сам факт необходимости применения лекарств. Но только таблетками с этой болезнью не справиться, и с этим согласны и наши, и зарубежные врачи, нужна психологическая и педагогиче¬ская коррекция, проводимая совместными усилиями педагогов, психологов и родителей.

Жетоны за послушание

Профессор Ханс-Кристоф Штайнхаузен (Швейцария): «Большинство гиперактивных детей не нужно отделять от общества, это позволит им избежать клейма и не чувствовать себя изгоями».

Профессор Роберт Мак-Бернетт (США): «Если детей с СДВГ собрать вместе, они будут отрицательно влиять друг на друга. Нужно делать все возможное, чтобы такие дети учились в обычной школе, – в большинстве американских классов по крайней мере один такой ребенок».

Профессор департамента образования и социальных услуг (университет Лей, г. Бетлехем, Пенсильвания, США) Джордж Дюпол уверен, что прямое воздействие на сознание ученика неэффективно. Он описал несколько приемов, которые педагоги успешно используют для стабилизации поведения гиперактивных детей в американских школах: жетонная система вознаграждения, ежедневное заполнение учителями табеля успеваемости ребенка или ежедневные записки для родителей с замечаниями, как вел себя ребенок в школе, коррекция нагрузки, предоставление ученику возможности выбрать задание из предложенного ему списка. Учителям приходится трудно, ведь в классах обычно по 25 человек. Поэтому так важна поддержка администрации школы. А еще нужны посредники – сверстники, компьютер (как средство тренировки и практики) и, конечно, родители.

Пап и мам обучают навыкам поведения с гиперактивными детьми. Вот несколько советов: кратко и четко формулировать просьбы, выработать в семье определенные правила поведения для детей и не отступать от них, применять небольшие поощрения или похвалу в качестве награды за следование этим правилам. В противном случае – легкие наказания (лишить сладкого, поставить в угол). Дальше самое трудное – постараться быть последовательными, избегать пустых деклараций, сохранять спокойствие. И, главное, не винить себя.

Система образования и СДВГ

«Из-за чудовищной неграмотности в этом вопросе у многих россиян сложилось впечатление, что дети с синдромом дефицита внимания – это те, которым оказывают мало внимания», – начал свое выступление член-корреспондент РАО, директор образовательного центра № 109 Евгений Ямбург. В этой московской школе есть собственный успешный опыт работы с гиперактивными детьми. Но сейчас, при переходе школ на самофинансирование, коррекционные классы закрываются. Система медико-психолого-педагогического сопровождения постепенно сходит на нет, дети лишаются специальной помощи.

Есть несколько вариантов обучения ребенка с СДВГ. Можно учить его в индивидуальном режиме, но это очень дорого для любой страны. Хорошо, когда такой ребенок ходит в обычный класс, но… при нашей «толерантности», при таком отношении к инвалидам и больным в нашем обществе на что мы толкаем детей?! Есть еще школы для детей с девиантным поведением – в одну кучу смешивают детей сохранных, но с преступными наклонностями, и детей с СДВГ – получается академия по передаче криминального опыта. Ни одни, ни другие не оказываются в плюсе. Нужны школы здоровья и чтобы в классах было не по 30 учеников, а не более 6–7 человек. Это недешево, но содержать детей в колониях обойдется дороже.

Планы форума

Участники форума приняли резолюцию, в которой изложили основные направления решения проблемы СДВГ у детей России. В том числе:

Провести исследование по всем регионам, чтобы с учетом экологических факторов (например, наличие свинца и т.д.) максимально точно установить количество больных детей.

При диспансеризации детей провести соответствующее тестирование и определить состояние проблемы в Москве.

Диагноз СДВГ может ставить только невропатолог или психоневролог! Поскольку проявления болезни можно заметить уже в 3 года, то первичным звеном диагностики являются родители, затем – консультации у психолога и, наконец, комплексные исследования в специальных центрах.

Создать единый психолого-медико-педагогический федеральный центр и аналогичные образования по всем субъектам Федерации.

Оказывать помощь детям с СДВГ на различных уровнях: 1 – школа, поликлиника, коррекционные учебные заведения; 2 – специализированная помощь профессионалов.

Разработать методику мониторинга патологического состояния с признаками СДВГ.

Подготовить научно-методические рекомендации для родителей и педагогов. Включить эти темы в систему подготовки и переподготовки учителей.

Создать программу совместной работы с родственниками больных. Огромный вклад во всеобщую информированность может внести родительский форум в Интернете.

Создать общественное движение из родителей больных и самих больных по примеру других стран.

Проработать правовой аспект.

«Мы создали экспертную комиссию по изучению ситуации, – подвел итог двухдневного заседания Сергей Филатов, председатель фонда «Внимание», который и организовал этот форум. – Пока наша главная задача не лечить, а осознать важность и масштаб проблемы и подготовить это лечение».

 

Нина Семина