Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Образ жизни

Эстетика быта

Обучать основам здорового образа жизни можно не только на школьных уроках. Прекрасные возможности для этого предоставляет система дополнительного образования

Занятия в кружках рукоделия могут дать повод для разговора о семье, ее значении в жизни человека; о том, какими были семьи в России в XIX и ХХ вв., об их образе жизни; об особенностях многодетных семей, о воспитании в них; о семейных традициях, их роли в образе жизни. К

ак проходили вечера в семье в XIX веке? Какие занятия были у старших и младших?

Кружки вязания крючком и спицами, детское объединение макраме

В этих кружках уместно поразмышлять о том, как спокойная, приятная работа может влиять на здоровье, успокаивая человека, вызывая положительные эмоции, помогая ослабить реакции стресса. Обсудить, как занятия рукоделием могут стать альтернативой вредным привычкам. Еще одна возможная тема – рукоделие и развитие творческих способностей, формирование художественного вкуса, приобщение к традициям своей семьи и своего народа.

Может состояться еще один разговор – о бабушках как носителях семейных традиций и народной культуры, о значении связи поколений, о невосполнимых потерях, которые несет разрыв этих связей, о милосердии к старикам. Об отношении к пожилым людям в традициях разных народов.

Детское объединение художественной вышивки

Темы дискуссий, приведенные выше, могут быть использованы и в этом кружке. Однако здесь представляются большие возможности поговорить о вышивке как живой народной традиции, передающейся буквально из рук в руки, и в этом смысле уникальном виде народного искусства, о символах народных орнаментов, в том числе символах здоровья; об умении «читать» народные орнаменты; о значении вышивания для душевного здоровья. Помимо других преимуществ, занятия вышиванием – это еще и возможность приобщиться к истории своего народа. Неограниченные возможности для этого предоставляет зна¬комство с фольклором Русского Севера, в частности, с изделиями вологодских рукодельниц и мастериц.

Детское объединение мягкой игрушки

На занятиях этого кружка уместно поговорить о дефиците доброты и милосердия в нашем обществе, его причинах и последствиях. Детям можно предложить поделиться своими идеями и соображениями о том, как пробудить, воспитать эти качества во взрослых и детях, что можно для этого сделать.

Детское объединение швейного дела

Данный кружок предоставляет большие возможности для дискуссий по актуальным проблемам сегодняшнего модного образа жизни.

Мода в разные века и здоровье. Современный модный идеал женской и мужской красоты и здоровье физическое и духовное. Современная одежда, ее модные атрибуты и риск для здоровья. Модная обувь и болезни позвоночника. Секс-символы как идеал в современной молодежной субкультуре, их физическое и духовное здоровье. Атрибуты модного имиджа и риск сексуального насилия. Ранние беременности и их последствия.

Детское объединение кулинарии

Практически все темы занятий в этом объединении могут быть использованы для бесед о разных аспектах рационального питания и его связи со здоровьем.

Здесь также уместно обсудить очень актуальные темы излишнего веса, модных диет, пищевых добавок, популярных детских и молодежных продуктов, рекламы продуктов питания и ее воздействия на здоровье и многие другие вопросы, имеющие прямое или опосредованное отношение к здоровью.

Кружки росписи по дереву, ткани

Для бесед в этих кружках могут быть использованы темы, приведенные выше.

Детское объединение ручного ткачества

Темы духовного здоровья, беседы о непреходящих ценностях народного искусства, народных промыслов, традициях и навыках, которые передаются из рук в руки через века, о связи поколений, семейных традициях могут быть использованы в беседах и общении с детьми этого детского объединения.

В заключение можно сказать, что деятельность любого детского объединения предоставляет возможности для размышлений над проблемой выбора образа жизни. Очень важно, чтобы общение с детьми не превратилось в нравоучительный монолог ведущего, а стало задушевной беседой, где мнение каждого может быть воспринято и уважаемо. Необходимо стремиться к тому, чтобы эти беседы стали для ребят не только проверкой и источником знаний, но и обращением к собственной жизни, жизни своих друзей, своего класса, школы, анализом и осмыслением собственных позиций и опыта. И что еще более важно – эти беседы должны побуждать к действиям, улучшающим здоровье.

Итак, общие задачи работы в кружках состоят в том, чтобы:

  1. повысить уровень знаний детей в области здорового образа жизни;
  2. мотивировать детей на выбор поведения, не наносящего ущерба здоровью, в том числе через максимальное включение собственного опыта;
  3. активизировать действия в защиту здорового образа жизни.

Для общения с детьми можно использовать следующие ключевые вопросы:

  • Знаете ли вы, что…?
  • Что вы думаете, каково ваше мнение о том, что…?
  • Почему вы поступаете так…?
  • Что нужно делать, чтобы больше детей выбирало здоровый образ жизни?

    Еще одно направление работы в объединениях по интересам может состоять в обсуждении общих тем здорового образа жизни. Всем ребятам надо помочь осознать, что иметь хорошее здоровье для любого человека полезно, выгодно, интересно, престижно.

    Полезно не болеть, чтобы радоваться жизни во всех ее проявлениях.

    Выгодно, потому что хорошее здоровье дает большие возможности в достижении жизненной цели, более высокую работоспособность, выносливость, неограниченные ресурсы для самосовершенствования и саморазвития, облегчает общение, контакты с людьми, дает больше свободного времени для любых дел (которые не прерываются болезнями), человек становится физически привлекательнее.

    Интересно, потому что нет предела для самосовершенствования и самореализации, лучше усваиваются любые знания.

      Престижно, потому что нет ограничений для выбора любого дела, любой цели в жизни.

       

      Сергей Барканов