Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Образ жизни

Благополучие ребенка в обществе

Всемирная организация здравоохранения определяет понятие «здоровье» как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Современная школа старается сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, в то время как социальный компонент часто остается в стороне. Однако формирование социального здоровья не менее важно, чем физического и духовного

Социальное здоровье

Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей.

Если рассматривать социальное здоровье более детально, то можно выделить следующие его аспекты: интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный.

Интеллектуальный аспект – это то, как учащиеся усваивают информацию, знают ли, где ее можно получить, и насколько умеют ей пользоваться.

Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их в форме, понятной для других. Человек должен уверенно контролировать свои эмоции и знать, как их выражать в допустимой форме.

Социальный аспект подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола, наличие такой социальной среды, которая соответствует желаниям и потребностям того или иного человека.

Личностный аспект – как учащиеся воспринимают себя, чего они стремятся достичь и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что каждый ценит и чего хочет добиться. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и отношениях с друзьями и т.д.

Духовный аспект – это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности.

Какими же качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать социально здоровым?

  1. Уметь ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
  2. Уметь быстро адаптироваться в изменяющихся социальных условиях или в новом социальном коллективе.
  3. Занимать положение в той или иной социальной среде соответственно собственным желаниям и внутренним ощущениям.
  4. Уметь владеть своими чувствами и эмоциями, адекватно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
  5. Иметь духовные ценности.
  6. Уметь находить нужную информацию и использовать ее.

Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.

Давайте рассмотрим, каким образом в семье и школе формируются аспекты социального здоровья детей и подростков.

Как личность развивается в школе

Интеллектуальный аспект формируется на уроках: дети учатся работать с литературой, знакомятся с огромным количеством разного рода информации, направленной на расширение интеллектуального кругозора. Принимают участие в практических занятиях, которые помогают использовать полученные ранее знания на практике. Учителя направляют ребят в их интеллектуальном поиске, советуют использовать любые источники информации, которыми так насыщен XXI век.

Эмоциональный аспект формируется за счет требований к поведению на уроке, перемене. Эти требования учат детей правильному поведению в общественных местах, соблюдению дисциплины, умению общаться, адекватно реагировать на окружающие раздражители. Общаясь с учителями и сверстниками, ребята определяют отношение к самому себе и окружающим людям, учатся выражать свои чувства в форме, понятной другим.

Вся система работы школы направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся. В школе создаются все условия для комфортного обучения детей в соответствии с современными требованиями: классы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей учащихся и собственных желаний, учителя строят свои уроки в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей, тем самым уделяя внимание личностному аспекту социального здоровья.

Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим учителя организовывают выход на культурно-массовые мероприятия, проводимые в городе, – это, например, походы в кино, театр, музеи, лыжные прогулки, которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья.

Защищенность в семье

В настоящее время значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития личности ребенка очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка.

Большую часть времени дети проводят дома, в кругу семьи, постоянно наблюдают за родителями и их поведением, поэтому родители обладают большими возможностями в развитии аспектов социального здоровья у своих детей.

Семья принимает непосредственное участие в обогащении ребенка новыми знаниями. Родители создают условия для удобного доступа к информации, и если они ведут в семье политику, направленную на стремление ребенка узнавать все больше и применять полученные знания на практике, то интеллектуальный аспект социального здоровья у ребенка будет формироваться успешно.

Семья предъявляет ребенку ряд элементарных требований, начиная с уборки комнаты и заканчивая правилами, как вести себя за столом. Душевная гармония, которая охватывает ребенка, когда он находится дома, на защищенной от раздражительных факторов территории, способствует отдыху.

Выходы на культурно-массовые мероприятия, семейные праздники, соблюдение семейных традиций – все это душевно обогащает ребенка, он получает эмоциональную разрядку и чувство значимости, не говоря о том, что все эти мероприятия сближают детей с родителями.

Семья – это самое важное, что есть у ребенка, и то, как к нему будут относиться родители, какое внимание они будут ему уделять, какие отношения он увидит между членами семьи, повлияет на его самоопределение и дальнейшую жизнь.

 

О. Крутакова