Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Урок здоровья

Информатизация начальной школы

ВСЯ ПОЛЬЗА ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
СВОДИТСЯ НА НЕТ, ЕСЛИ ПОВЫШЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СОПРОВОЖДАЕТСЯ УХУДШЕНИЕМ ИХ ЗДОРОВЬЯ

Осторожно, компьютер!

Попробуем определить основные направления здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов, который все-таки хочет использовать электронные учебные материалы на уроке.

Во-первых, уточним, что длительное пребывание перед экраном монитора негативно воз¬действует на соматическое здоровье ребенка. Страдают прежде всего зрение, осанка, могут возникнуть головные боли, дерматит, повышается общая утомляемость. Существуют еще и отдаленные последствия воз¬действия электромагнитных полей и статического электричества, малоподвижного образа жизни, если таковой сложится.

Во-вторых, отметим, что не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ученика, если у него разовьется так называемая «компьютерная зависимость». В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально-адаптивные возможности личности.

Профилактическую работу по сохранению здоровья младших школьников следует начать с организации рабочего места. Оговоримся, что в случае проведения уроков с применением компьютера в кабинете информатики вся ответственность за эргономику и дизайн лежит на заведующем кабинетом. Если же компьютер устанавливается в учебном кабинете, где постоянно занимаются младшие школьники, то учитель начальных классов должен знать и соблюдать требования, предъявляемые современным санитарным законодательством.

Перечислим некоторые из них:

  • помещение должно иметь искусственное и естественное освещение;
  • желательно, чтобы окна помещения были обращены на север и северо-восток;
  • окна необходимо оборудовать устройствами типа жалюзи или плотными занавесями;
  • для отделки стен и пола рекомендуется применять полимерные материалы с антистатическим покрытием, безопасные для здоровья детей и позволяющие проводить ежедневную влажную уборку;
  • при установке компьютера в классе следует учитывать, что радиус магнитного поля, создаваемого компьютером, составляет 1,5 метра, и не допускать влияния излучения на учащихся;
  • подобрать компьютерную мебель в соответствии с ростом младших школьников, так, чтобы расстояние от глаз до экрана было не менее 50 см;
  • обеспечить освещенность рабочего места за компьютером не ниже 300 люкс, а экрана – не ниже 200 люкс;
  • соблюдать благоприятные параметры микроклимата в помещении, а именно: температура воздуха – 19–21 градус Цельсия, относительная влажность – 55–62%;
  • заземлить все электроприборы, максимально удалить пользователя от сетевых розеток и проводов электропитания.

Как снять утомление

Рассмотрим подробнее рекомендации по подбору мебели. Недопустимо, чтобы дети работали с компьютером, сидя на кресле, предназначенном для взрослого человека. Стол родителей и учителя тоже, как правило, не соответствует по своим размерам росту ребенка. Для ребенка, рост которого от 116 до 130 см, высота стола должна быть 52 см. При этом высота пространства для ног – не менее 40 см. Если же рост ребенка от 131 до 145 см, то поверхность стола должна быть расположена на высоте 58 см, а ногам требуется не менее 52 см.

Для коррекции ионного состава воздуха можно использовать различные устройства, самым известным из которых является люстра Чижевского. Часто применяются различные ионизаторы, которые в сочетании с кондиционером и увлажнителем помогут создать благоприятный микроклимат в кабинете.

Обучение детей грамотному пользованию сложным электрическим прибором следует начинать с ознакомления и полного усвоения правил безопасной работы. Сделать это желательно в игровой форме, привлекая учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы: «Что за опасность таится в компьютере?», «Как избежать неприятностей, работая с электрическими приборами?», «Чем мы можем повредить компьютеру и как этого избежать?»...

Особое внимание следует уделить профилактике зрительного и общего утомления на уроках с применением компьютера. Так, например, следует осторожно предлагать индивидуальные задания детям, имеющим серьезные нарушения зрения, невротические расстройства, судорожные реакции.

При организации урока с применением современных технических средств обучения следует помнить, что продолжительность непрерывных занятий на компьютере для детей 6–11 лет составляет не более 15 минут. Следует отметить, что на уроках, которые проводятся учителями начальных классов в соответствии с Концепцией информатизации начальной школы, каждый ребенок непрерывно работает с компьютером гораздо меньше этого времени. Положительный образовательный и психологический эффект достигается в результате оптимального сочетания традиционных методов обучения и применения электронных учебных материалов.

Внеурочное применение компьютера в начальной школе, например, на занятиях в кружке, можно организовывать не ранее чем через час после окончания уроков. Такие занятия, а также использование компьютера для самостоятельной работы следует проводить не чаще чем два раза в неделю продолжительностью не более часа. Причем через каждые 15 минут необходимо делать перерыв для проведения гимнастики для глаз и осанки.

Профилактикой зрительного и общего утомления детей является систематическое проведение учителем начальной школы гимнастики для глаз и осанки, физкультминуток, динамичных игр и эстафет во время урока. Не стоит пренебрегать паузами во время урока, даже если дети часто вставали со своих мест и перемещались по классу. Практика показывает, что если на несколько секунд ребенок закроет глаза, услышит музыку или представит себе что-нибудь приятное по просьбе учителя, то ткань урока не будет нарушена, как боятся многие учителя начальных классов, стремящиеся решить как можно больше учебных задач. Напротив, результативность дальнейшей работы, как правило, возрастает.

Контроль обязателен

Особое внимание следует уделить разъяснительной работе с родителями. С увеличением количества домашних компьютеров возрастает необходимость информирования родителей младших школьников о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места ученика, о временных ограничениях пребывания перед экраном не только компьютера, но и телевизора. Сложно предотвратить потерю зрения учащимися, если дома младшие школьники предоставлены самим себе и бесконтрольно проводят время за компьютерными играми, часами смотрят телевизор. Конечно, выходом из подобной ситуации могла бы стать широко распространенная ранее практика занятости учащихся начальной школы в кружках и спортивных секциях во второй половине дня. Но эту организационно-педагогическую задачу не в силах решить один учитель. Зато он может каждое родительское собрание начинать с разговора о том, что охрана и укрепление здоровья ребенка во всех его аспектах – долг окружающих взрослых.

Практика организации целенаправленной работы с родителями позволяет утверждать, что положительный результат во многом зависит от отношения пап и мам младших школьников к собственному здоровью. Особенно важно, чтобы родители осознали не только значимость формирования и развития информационной культуры их детей, но и тех опасностей, включая компьютерную зависимость, которые подстерегают ребенка, с увлечением осваивающего компьютер.

Как найти нужный продукт

Остановимся на особенностях электронных учебных и справочно-иллюстративных материалов, которые приобретают все большую популярность у родителей, развивают интеллект ребенка и повышают результативность обучения в школе.

Прежде всего отметим, что в том потоке электронных продуктов, которые предлагаются сегодня рынком, не так много применимого для урочной деятельности учащихся. Разработанные нами экспериментальные электронные учебные пособия и материалы других разработчиков, которые можно рекомендовать для использования в образовательном процессе начальной школы, описаны в справочно-методическом пособии «Электронные учебные материалы для начальной школы». Их отличиями являются соответствие общим требованиям школы, соответствие стандартам, высокая интерактивность, возможность произвольного доступа к различным разделам и заданиям, легкость в управлении, учет возрастных особенностей младших школьников, который выражается в использовании разнообразных иллюстраций, игровых ситуаций, порционного алгоритмического предъявления информации и т.д.

Не менее важным является соблюдение законов зрительного и слухового восприятия информации младшими школьниками. Недопустимость интуитивного подхода в озвучивании и оформлении электронных учебных материалов очевидна. Хотелось бы предостеречь учителей начальной школы, которые не боятся самостоятельно разрабатывать электронные дидактические материалы для младших школьников. Творческий поиск и самореализация педагога не должны противоречить законам зрительного и слухового восприятия.

Дело учителя

Чтобы информатизация образования, коснувшаяся в последние годы и массовой начальной школы, не нанесла вреда здоровью детей, учитель начальных классов должен сделать следующее.

  1. Строго соблюдать санитарные требования организации рабочего места в кабинете.
  2. Контролировать время пребывания ребенка за компьютером во время урока, в течение учебного дня.
  3. Организовывать физкультминутки и психологические паузы на каждом уроке.
  4. Проводить беседы с учащимися, чтобы формировать у них представление о безопасном пользовании компьютером не только как электроприбором, но и как источником информации.
  5. Разъяснять родителям суть здоровьесберегающих действий, которые позволят предотвратить или ослабить негативное влияние электромагнитных и электростатических полей на здоровье детей. Особое внимание уделять профилактике компьютерной зависимости, разъясняя причины и последствия ее возникновения.
  6. Использовать в образовательном процессе электронные учебные материалы, соответствующие не только дидактическим принципам отбора содержания, но и эргономическим законам восприятия информации. Повышать уровень компетенции в этом направлении.

Список литературы

  1. Концепция электронных изданий и ресурсов. Том I. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Том II. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика). – М., 2003.
  2. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Начальная школа. – 2002, № 5, с. 19–21.
  3. А.В. Молокова. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) // Под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004.
  4. А.В. Молокова, Т.В. Осколкова. Электронные учебные материалы для начальной школы: Справочно-метод. пособие // Под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2003.

 

А. Молокова