Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2006

Взгляд физиолога

Берегите сердце ребенка

Окончание. Начало в № 8.

Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно-сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков)

Движение и сон

Правильно организованный режим позволяет сохранить высокую работоспособность организма ребенка, способствует нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.

Напряженные занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьника времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятий физической культурой. Современный школьник перегружен информацией и ведет малоподвижный образ жизни, что нередко приводит к развитию хронического умственного утомления.

Для того чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребенка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить сердце здоровым. Нельзя перегружать ребенка занятиями, жертвуя его сном и отдыхом.

Основными моментами рациональной организации учебной деятельности школьника являются: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса отражены в СанПиНах 2.4.2.1178-02 и обязательны к исполнению.

Так, например, максимальная величина образовательной нагрузки не должна превышать нормативов, указанных в таблице (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Превышение допустимого объема учебной нагрузки, увеличение времени выполнения домашних заданий, внедрение новых, неапробированных форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательного процесса часто приводят к быстрому утомлению детей и даже переутомлению.

Сочетание нервного перенапряжения, вызванного умственным переутомлением, со значительно сниженной двигательной активностью ребенка может привести к существенному повышению или понижению артериального давления, нарушению ритма сердца и т.д., что свидетельствует о неблагоприятных изменениях в деятельности сердечно-сосудистой системы.

Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является недостаток двигательной активности.

Физические упражнения необходимы человеку, они укрепляют мышцы, делают их сильными. А поскольку сердце – тоже мышца, то занятия физической культурой и подвижные игры укрепляют и его. Недостаток движения приводит к ослаблению способности организма противостоять стрессовым ситуациям, которыми так насыщена современная жизнь, ведет к появлению нервно-психических расстройств (неврозам, нарушениям сна, головной боли, перепадам настроения), способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Регулярные физические упражнения снижают риск развития болезней сердца в три раза.

Учебная деятельность требует длительного поддержания определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Учитель должен знать, что небольшая двигательная нагрузка снимает признаки утомления, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше – стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребенка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие и не вызывают длительной одышки и сильного учащения сердцебиения.

После активного дня, когда сердце ребенка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребенка – сон. Ребенок 6–7 лет должен спать в среднем не менее 11–12 часов. Продолжительность ночного сна должна составлять для детей 8–10 лет 11 часов, 10–12 лет – 10 часов, 13–15 лет – 8 часов. Шестилетним детям и детям с ослабленным здоровьем необходим также дневной сон.

Если ребенок регулярно недосыпает полтора-два часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма.

Вред вредных привычек

Часто желание ребенка самоутвердиться, не отставать от сверстников, «вырасти» в глазах более старших ребят приводит к тому, что дети начинают курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества. Коварство этих веществ состоит в том, что со временем возникает зависимость организма и развиваются так называемые болезни химической зависимости – табакокурение, алкоголизм, токсикомания и наркомания. И хотя эти пагубные пристрастия – проблема в большей мере подросткового периода, формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков должно начинаться уже в младшем школьном возрасте.

Прежде всего самим учителям необходимо иметь четкое представление о серьезности последствий этих вредных привычек. В частности, курение и употребление алкоголя оказывают весьма неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Под влиянием курения артерии сужаются, число сердечных сокращений увеличивается на 8–10 ударов в минуту. Работая в таком нерациональном режиме, сердце преждевременно изнашивается. Никотин увеличивает потребность сердца в кислороде, лишает его витамина С, жизненно необходимого для укрепления кровеносных сосудов. Курение повышает свертываемость крови и может привести к образованию тромбов.

Особенно губительно действует никотин в сочетании с алкоголем. Алкоголь растворяет токсичные вещества, содержащиеся в табачном дыме, они поступают в кровь и разрушают сердце. Чрезмерное употребление алкоголя может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

Еще более опасными для сердца, головного мозга и организма в целом являются наркотики. При их применении резко ухудшается работа сердечно-сосудистой системы. Некоторые наркотики могут вызывать учащение пульса, повышение артериального давления, другие, наоборот, приводят к замедлению пульса вплоть до полной остановки сердца. Кроме того, наркотики оказывают отравляющее действие на весь организм, в результате чего сердце, головной мозг и другие органы испытывают недостаток кислорода.

В настоящее время разработаны программы, помогающие учителю проводить воспитательную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и предупреждению возникновения вредных привычек. Например, программы «Все цвета, кроме черного», «Не допустить беды» и др.

Кормите сердце витаминами

Для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребенку необходимо правильное и рациональное питание. Необходимо приучить ребенка обязательно завтракать. Если ребенок не успевает поесть дома, он обязательно должен позавтракать в школе. Завтрак всегда должен быть полноценным. Исследования показали, что когда ребенок пропускает утренний прием пищи, то это способствует образованию в организме особого вещества, которое повышает свертываемость крови и делает ее более густой и вязкой. При этом затрудняется работа сердца и увеличивается риск возникновения его заболеваний.

Следует приучить ребенка принимать пищу в определенное время, небольшими порциями, 4–5 раз в день. Гигиенисты утверждают, что такое питание, не перегружая пищеварительную систему, способствует лучшему усвоению пищи. Соблюдение режима питания, прием пищи в одно и то же установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма.

Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребенок получает их только в том случае, если он питается разнообразно. Однообразное питание приводит к нарушениям обмена веществ, ухудшению работы сердца и других органов. Пища ребенка должна быть достаточно калорийной, потому что в силу своего возраста ребенок очень подвижен и ему требуется много энергии. Кроме того, детский организм интенсивно развивается – и для роста ему необходимы белки, жиры, углеводы.

Не менее важно для поддержания нормальной работы детского сердца потребление достаточного количества витаминов. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не запасаются впрок (кроме витаминов В12 и А), поэтому ребенок должен постоянно получать их с пищей. Необходимо помнить, что несбалансированное питание, недостаток в пище белка могут способствовать развитию витаминной недостаточности.

Для сердечно-сосудистой системы ребенка особенно полезны витамины группы В, которые благотворно влияют на обмен веществ, а также витамин С (аскорбиновая кислота) и витамин РР, которые укрепляют сосуды.

Основными источниками витамина С являются фрукты, овощи и разнообразная зелень. Им богаты перец, укроп, зеленый лук, томаты, капуста, лимоны, земляника, черная смородина и плоды шиповника. Кроме того, необходимо помнить, что важным источником витамина С является картофель. И хотя в нем витамина С гораздо меньше, чем в апельсинах, ребенок получает основную долю витамина С именно с картофелем за счет того, что ест его круглый год, достаточно часто и в разных видах.

Витаминами группы В богаты бобовые (фасоль, горох, бобы) и зерновые культуры. При этом важно помнить, что белый хлеб, особенно из высших сортов муки, беден витаминами. Они находятся в достаточном количестве лишь в черном хлебе или хлебе из муки грубого помола, с отрубями. Очень много витаминов группы В содержится в мясных и молочных продуктах – яйцах, молоке, мясе, рыбе, различных субпродуктах (печени, почках, сердце). Особенно много их в дрожжах. Витамина РР много в отрубях, зернах риса, пшеницы, ячменя, в арахисе, бобовых культурах, а также в рыбе, молоке, печени, почках, сердце, дрожжах. Эти продукты необходимы ребенку, чтобы восполнить недостаток витамина РР.

Часто в профилактических целях ребенку дают различные витаминные препараты, которые сегодня в большом количестве и без рецепта продаются во всех аптеках. При этом надо знать, что длительный бесконтрольный прием любых лекарственных препаратов, даже кажущихся безобидными витаминов, может неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья ребенка. Поэтому витаминизация, проводимая в школе, обязательно должна осуществляться под контролем врача.

Помимо белков, жиров, углеводов и витаминов, сердце нуждается и в различных химических элементах, прежде всего в йоде, калии, кальции и магнии.

Йод оказывает благотворное влияние на весь обмен веществ. Для того чтобы в организм ребенка поступало достаточное количество этого элемента, в его рацион необходимо включать разнообразные морепродукты: морскую рыбу, кальмары, креветки (если, конечно, у него нет на них аллергии).

Для нормальной деятельности сердечной мышцы организму ребенка необходимо получать с пищей достаточное количество калия. Больше всего его содержится в картофеле, тыкве, капусте, абрикосах, черносливе, кураге, инжире, плодах шиповника, черной и красной смородине, зелени петрушки.

Чтобы сердечная мышца могла хорошо сокращаться, организму необходим кальций. Поскольку потребность в кальции в детском возрасте очень велика, так как он активно участвует в процессе роста и развития организма, необходимо следить за тем, чтобы ребенок получал его в достаточном количестве. Значительное количество кальция содержится в молочных продуктах: молоке, твороге, кефире, простокваше, сыре.

Важную роль в деятельности сердца играет также магний. Этим элементом богаты грецкие орехи, горох, свекла, морковь, салат, пшеничные отруби, соевая мука, сладкий миндаль, а также бананы. Достаточно много магния содержится также в различных кашах – овсяной, пшенной, ячневой, гречневой и др.

Необходимо также знать, что чрезмерное потребление жирной, сладкой, соленой пищи, а также консервированных и богатых холестерином продуктов (много холестерина в яйцах, жирном сыре, печени, почках) неблагоприятно сказывается на сердце ребенка. Избыток холестерина вреден для сердца и сосудов. Откладываясь на их стенках, он затрудняет ток крови и со временем может привести к развитию таких грозных заболеваний, как атеросклероз и стенокардия. Постоянное переедание и насильственное кормление ребенка может привести к избыточному весу, способствующему возникновению сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Режиму питания детей с избыточным весом требуется уделить особое внимание. У таких детей часто имеется наследственная предрасположенность к нарушению обмена веществ, которая в сочетании с высококалорийной пищей и малоподвижным образом жизни часто ведет к ожирению. А оно всегда сопровождается риском развития гипертонии и атеросклероза. При ожирении страдают многие органы и системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная. Продолжительность жизни больных ожирением сокращается в среднем на 12–15 лет. Борьба с ожирением – длительный и сложный процесс. Однако следует помнить, что любое заболевание легче предотвратить, чем лечить. Соблюдение принципов рационального питания – один из путей профилактики ожирения.

Итак, питание ребенка имеет большое значение для нормальной работы сердца и сосудов. Оно должно быть полноценным и разнообразным. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребенка в достаточном количестве и правильном соотношении, – это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым.

 

Валерия Безобразова ;
Галина Кмить ;
Лариса Рублева