Методическое письмо
Института возрастной физиологии РАО
Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных, этапах обучения.
Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа, да и вряд ли он возможен. Различия в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными, по-видимому, могут быть только индивидуальные программы подготовки.
В них должны учитываться функциональные возможности и возрастные особенности ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, которые связаны со здоровьем, спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того, педагогу и психологу необходимо уметь выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки.
Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а занятия с ребенком – ступеньками к школе, а не обучением его письму, чтению, математике. От того, как будут выстроены эти ступеньки, во многом зависят успешность последующей адаптации, эффективность обучения.
Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6–7 лет. В противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться».
Варианты индивидуальной работы с ребенком при подготовке к школе могут быть самыми разнообразными, и их выбор зависит как от социально-экономических условий семьи, от возможности родителей получить квалифицированную консультационную помощь, так и от квалификации специалистов, которые ведут подготовку к школе детей в учреждениях образования.
Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций.
Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определяют следующие принципы.
- Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.
- Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
- . Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитарных (отстающих) функций.
- Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
- Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе различны.
1-й вариант – занятия (2–3 раза в неделю) в учреждениях образования (детские сады, группы временного пребывания детей в детских садах, школы, дома творчества, центры дополнительного образования, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком.
Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения: соответствие мебели, освещенности и т.п.
В течение одного дня рекомендуется проводить не больше трех занятий, каждое продолжительностью до 30 минут с перерывами по 10 минут.
2-й вариант – занятия, которые ведут родители (гувернеры, няни). Эта система работы предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных курсах и возможность систематических консультаций. Такие курсы целесообразно организовать на базе центров развития, психолого-медико-социальных центров, где различные специалисты способны оказать родителям необходимую помощь. Работа с родителями особенно эффективна в тех случаях, когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2–3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребенок плохо себя чувствует, во время или после болезни.
3-й вариант – группы (5–7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохранных, не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических центрах.
Предлагая различные формы индивидуальной подготовки детей к школе, мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников. Еще раз напомним некоторые сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:
- 80–90% детей 6–7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья;
- 18–20% детей 6–7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
- около 60% детей 6–7 лет имеют нарушения речевого развития;
- около 35% детей 6–7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
- более 30% детей 6–7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений;
- более 70% детей 6–7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухомоторных и сенсомоторных координаций);
- примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;
- около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).
В основе большинства дефицитов в развитии у детей 6–7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости индивидуальной работы с ребенком на самых интенсивных этапах развития (от 4 до 6–7 лет), когда еще нет школьных нагрузок.
Опыт показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть не система механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослых (родителей, педагогов и психологов). Такую систему работы мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.
Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы.
I этап – диагностика функционального развития и выделение факторов риска (педагогу и психологу помогут консультации педиатра, психоневролога, логопеда и нейропсихолога).
По результатам обследования выделяются:
-
Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных расстройств – нарушение сна, тики, страхи и т.п.). Неспецифические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения организации деятельности и требуют специальной организации работы с ребенком.
- Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных (школьно-значимых) функций, таких, как речевое развитие, моторное развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции. Компенсация специфических факторов риска возможна при систематических целенаправленных занятиях.
II этап – четкое определение целей и задач индивидуальной программы.
III этап – составление индивидуального плана работы.
IV этап – разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).
Разработку индивидуальных программ развития и индивидуальную работу с каждым ребенком по подготовке к школе обеспечивает комплект «Ступеньки к школе», который подготовлен специалистами Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой и включает тетради для занятий с детьми и методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов.
|