В предыдущем номере мы уже предлагали читателям подвижные игры с мячом и отмечали особую любовь детей именно к такому проведению досуга.
Здесь мы приводим специально подобранные игры с мячом для учащихся младших и средних классов.
Выполняемые индивидуально, в парах, в тройках, в группе, они развивают координационные способности и совершенствуют разнообразные двигательные навыки: скоростные и скоростно-силовые (рывки и прыжки с мячом, броски и передачи мяча), выносливость (длительный бег с мячом с разной скоростью), а также всевозможные сочетания двигательных способностей (силовая и скоростная выносливость, «взрывная» сила и др.).
В то же время игры с мячом оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов у детей (восприятие, память, внимание, мышление, воображение)
«Мяч – соседу»
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, – по волейбольному мячу. По установленному сигналу оба игрока передают мяч друг другу вправо или влево по кругу, в одном направлении, чтобы один мяч как бы догонял другой. Проигрывает игрок, у которого окажется два мяча. Затем мячи передаются игрокам, стоящим в противоположных сторонах круга, и игра начинается сначала.
«Пятнашки мячом»
Все учащиеся делятся на две команды. Игра начинается с середины поля. Команда, захватившая мяч, начинает бросать его в противника. Засчитывается только прямое попадание мяча. Члены команды пасуют мяч друг другу. Команда, которая произведет большее количество бросков по противнику в обусловленное время, считается победительницей.
«Займи свободный кружок»
Играющие становятся в кружки диаметром 50 см, очерченные в разных местах площадки на расстоянии 2 м один от другого. Находящиеся в кружках перебрасывают мяч друг другу в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается коснуться рукой мяча (на лету). Если это удается сделать, подается сигнал. По свистку игроки в кружках меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не сумеет попасть в кружок, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим (первый водящий не в счет).
«Обгони мяч»
Играющие делятся на несколько команд, каждая из которых образует круг и выбирает водящего, получающего мяч. По сигналу водящий отдает мяч игроку, стоящему от него справа, а сам бежит влево, обегая круг, и становится на свое место. Получивший мяч передает его следующему справа и т.д. Когда первый игрок возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра продолжается, пока все не обегут круги, затем мяч возвращается водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
«Ловец с мячом»
Игроки с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них – водящий. Его задача – ведя мяч, осалить свободной рукой кого-нибудь из остальных игроков. Если это удается, осаленный становится водящим, а водящий – полевым игроком.
«Рывок за мячом»
Все участники делятся на 3–4 команды, каждая рассчитывается по порядку и строится за линией старта. Руководитель с мячом в руках располагается напротив команд в 10 м от линии старта. Бросая мяч вперед, он называет какой-либо порядковый номер. Игроки названного номера бегут за мячом. Кто завладел мячом, приносит команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не сделает по три рывка. Побеждает команда, получившая большее количество очков.
«Переноска мячей»
Участники игры делятся на 4 группы, каждая занимает угол зала или игровой площадки. В середине зала укладывается 10–12 мячей. По сигналу руководителя учащиеся прыгают на одной ноге к мячам, берут по одному мячу и прыгают на другой ноге назад. Затем то же выполняет следующий игрок команды и т.д. Передвижение может выполняться прыжками на двух ногах, чередоваться с бегом. Группа учащихся, которая соберет больше мячей, считается выигравшей. Для разминки играющие первый раз выполняют задание бегом.
«Тройная лапта»
Играют большим мячом. Все ученики разбиваются на группы по три человека. Один находится в кругу диаметром около 10 м. Двое других становятся с противоположных сторон круга на расстоянии 6–7 м от круга и пытаются попасть мячом в игрока, стоящего в круге. Тот, кто попадает в игрока, меняется с ним местами. Диаметр круга и расстояние до игроков может меняться в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
«Перестрелбол»
Для учащихся, осваивающих навыки волейбола.
По 6–10 человек располагаются на разных половинах волейбольной площадки.
В метре от лицевой линии на каждой стороне проводится линия «плена». Игра начинается с подачи одной из команд, другая принимает мяч и разыгрывает его по всем правилам игры в волейбол, переправляя третьим ударом на сторону противника, который старается принять мяч и также разыграть его. Игрок, допустивший техническую ошибку (отбил мяч за границы площадки, дважды подряд коснулся мяча или задержал его в руках), отправляется на противоположную сторону за линию «плена», команда теряет подачу. Игра возобновляется.
Чтобы выручить попавшего в плен, игроки его команды, разыгрывая мяч на своей половине, стараются затем сделать пас через сетку к нему на площадку. Пленный ловит мяч в руки, но выручается в том случае, если сумеет сделать правильную подачу на свою сторону. В этом случае он возвращается в команду. Если его подача неудачна, то он остается в плену, а мяч подает команда противника. Правилами предусматривается право пленного ловить мяч от противников, если они его неудачно разыграли. Он также выручается после удачной подачи на свою сторону.
Игра длится 10–15 минут. Проигрывает команда, которая лишилась всех своих игроков (попадают в плен).
|