Ни для кого не секрет, что в каждом классе есть учащиеся, над которыми остальные, мягко говоря, немного посмеиваются. Легко поддаваясь на любую провокацию, они очень быстро расстраиваются и обижаются. Это может происходить даже тогда, когда другие дети с ними просто шутят. Мы попробовали исправить такое положение вещей, и вот что из этого получилось.
Легко обижающихся детей из двух параллелей пятых и шестых классов собрали в одну, как им сказали, экспериментальную группу. После уроков с этой группой проводили ежедневные получасовые занятия.
Начали с объяснения: окружающие их люди, и в частности их одноклассники, что бы ни делали, этим они всегда хотят лишь обратить на себя их внимание. И попросили детей ко второму занятию понаблюдать, как они это делают, чтобы назавтра об этом подробно рассказать всем нам.
В дальнейшем каждое занятие начиналось с подобного рассказа и небольшой тренировки. Один из учащихся изображал обидчика, а другой учился отвечать:
– Спасибо, что ты обратил на меня внимание.
Дети проигрывали, проживали эту непростую для них ситуацию в новом, необидном, кон¬тексте. Это важно, но только этого очень мало.
Проблема в том, что фантазийная деятельность сознания таких детей по тем или иным причинам никогда не была востребована окружающими. Им и в голову не приходило, что можно реагировать как-то иначе. Вот тут-то и начинались уроки воображения.
Вначале за исходную ситуацию брался сюжет простейшей сказки. «Колобок» прекрасно для этого подходит. Перед детьми ставилась задача: придумать, что должен был сделать или сказать лисе наш герой, чтобы не быть ею съеденным?
Должен признать: первые занятия шли очень туго. Но после первых удачных попыток, когда учитель имел возможность похвалить ребенка за хорошую придумку, процесс фантазирования неуклонно шел в гору.
Были очень интересные варианты.
Например, «жалоба»:
– Представляешь, лиса, из меня хотели сделать наживку для очень большой рыбы, всего-всего крючками напичкали.
Или вариант неузнавания лисы:
– Подскажи, друг, где тут лиса живет, меня охотники послали ее из норы выманить. Сами в кустах сидят, а я пачкаюсь тут.
Многие вспоминали историю про Бабу-ягу и добра молодца, когда он отвечал:
– Ты меня сначала накорми, напои, в баньке попарь…
И пытались ее, переиначив, приспособить к случаю с Колобком.
Это было настоящее творчество наших детей. Никто и никогда не работал с ними таким образом. Им и в голову не приходило, что можно что-то придумать и развернуть ситуацию совершенно в другую сторону. Большую роль в осознании такой возможности играла группа. Они видели, как их соседи по парте на ходу придумывают, и делали то же самое.
После такой «пробы пера» перешли и к более сложным сюжетам: «Буратино», «Золушка», «Красная Шапочка»… Эти истории позволяют экспериментировать на разных этапах. Мы постоянно задавали вопрос:
– А что мог сделать или сказать герой в той или иной ситуации? А в этой?
Не все учителя «на ура» восприняли наши занятия. Постоянно возникали упреки, что мы учим детей придумывать уловки и оправдания. Следует признать: да, мы их учили находить выход из любой ситуации. Но это умение – не быть жертвой – намного важнее всех возможных недостатков. В конце концов здравый смысл победил.
По итогам месяца таких занятий дети из нашей экспериментальной группы, конечно, не стали лидерами. Однако отношение к ним в классе резко изменилось, посмеиваться перестали.
Навыки, полученные на наших занятиях, могут быть легко потеряны, если их постоянно не поддерживать в рабочем состоянии. Родители – вот кто может регулярно заниматься со своими детьми, если у них, конечно, есть такое желание. Кстати, они тоже очень консервативно отнеслись к нашим занятиям. Да и как иначе – с ними ведь тоже никто и никогда таким образом не занимался.
«Вы их учите изворачиваться» – таков был часто родительский вердикт.
Ситуация очень непростая. Нельзя насильно заставлять кого-то этим заниматься, но знать, что такая возможность есть, должны все.
|