Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2006

Образ жизни

Встречаемся в клубе!

Приобщить детей к здоровому образу жизни без помощи семьи невозможно. Семейные клубы в стенах школы – прекрасная возможность объединить усилия учителей и родителей

Окончание. Начало в № 7.

С чего начать?

Прежде всего пригласите к сотрудничеству с семейным клубом всех желающих – родителей, бабушек и дедушек и, конечно же, детей. Чем меньше возраст детей, тем легче воздействовать на них (многое еще можно сформировать) и тем охотнее родители идут на сотрудничество ради здоровья ребенка.

Необходимо сразу обозначить цели создания клуба, объяснить родителям выгоды совместной работы для каждого ее участника.

В процессе работы постепенно сложится обстановка, в которой лучше всего общаться. Это может быть гостиная или класс, где столы стоят полукругом и можно попить чай. Но для начала обстановка не столь существенна. А вот атмосфера тепла, добра, понимания, поиска общих интересов должна возникнуть сразу. И это нужно ощутить всем – и взрослым, и детям, которые обязательно должны участвовать в первых встречах в клубе. Поэтому начать лучше всего с темы «Откуда наши корни?».

Это рассказ о своих семьях. Кем были предки, где жили, чем занимались, где работали, учились, какую жизнь прожили, сколько имели детей, чем увлекались? Попросите всех принести фотографии, семейные реликвии, рассказать об их происхождении. Здесь уместно поговорить и о том, для чего человеку нужна семья, может ли народ существовать, если семьи не будет.

Попытайтесь представить такую возможность, признаки которой в нашем обществе уже появились. (По данным исследований, проведенных в 1991 г., для 73,3% подростков среди жизненных ценностей первое место занимала семья, в 1997 г. таких подростков оказалось всего 50,8%.)

К первой встрече клуба можно приготовить сюрприз родителям, попросив детей нарисовать свою семью и себя в ней, и сделать маленькую выставку этих работ. Обратите внимание родителей на то, кого и как изобразили дети: рисунок ребенка – его восприятие отношений в семье, его мнение о том, кто является ее главой.

Детские рисунки отражают ситуацию в семье. Вот по каким признакам можно судить, что эта ситуация благоприятная.

  1. Рисунок изображает общую деятельность всех членов семьи.
  2. На рисунке преобладают люди, а не предметы.
  3. Изображены все члены семьи.
  4. Нет изолированных членов семьи (часть членов семьи делает что-то вместе, а кто-то изображен отдельно).
  5. На рисунке отсутствует штриховка.
  6. Все линии хорошо прорисованы.

С анализа детских работ можно начать первую встречу.

Следующая тема: «Семья как хранитель, продолжатель традиций и как созидатель образа жизни».

Это разговор о том, каким был дом родителей и прародителей, как он был обставлен. Кто был главой семьи, как воспитывали детей. Какие традиции были в семье. Как относились к старшим, помогали воспитывать малышей, праздновали дни рождения и другие праздники. Что ели, пили, какие семейные блюда готовили. Как отдыхали. Что и как пели и что слушали. Что читали и смотрели. Какие увлечения передавались от старших к младшим.

Желательно, чтобы на этой встрече тоже была возможность показать живые свидетельства – фотографии, игрушки, книги, посуду и пр., рассказать об истории этих предметов, а также спеть, сыграть, станцевать и т.д. И чрезвычайно важно, чтобы во встрече приняли участие дедушки и бабушки.

Третья тема: «Мы и наш образ жизни сегодня».

Ее можно разделить на две части. Первая – рассказы участников о сегодняшней семье и ее образе жизни. Здесь можно поговорить о том, какие свои нездоровые привычки хотели бы изменить родители, какие привычки родителей переняли дети и что в связи с этим хотели бы изменить родители в образе жизни семьи.

Вторая – «картинка», «фотография» образа жизни всего клуба. Для того чтобы ее сделать, нужна подготовительная работа. С этой целью можно использовать опросник, позволяющий получить подробные сведения об образе жизни семей, в том числе информацию, которую иногда невозможно почерпнуть из длительной индивидуальной беседы. Заполнение опросника требует не более 30 минут. Родители не обязательно должны указывать свои имена – важно выявить общие проблемы, наиболее актуальные для данной группы, и представить их всем. Несложная обработка полученных результатов позволит педагогу или другому руководителю клуба ориентироваться, как надо построить совместную деятельность, на что направить общие усилия.

После этого можно приступить к планированию дальнейшей работы. Если среди родителей окажутся активные, инициативные люди, своеобразные «двигатели», загоревшиеся идеей создания своего семейного клуба, можно планировать работу на более или менее дальнюю перспективу. Если же такие «двигатели» на начальном этапе не появятся, можно применить тактику «небольших шагов» и строить планы по мере выявления общих интересов. Постепенно будет накапливаться организационный опыт, будут привлекаться новые люди, вырастет интерес к сотрудничеству.

Что касается форм работы клуба, то они могут быть самыми разнообразными: дискуссии, игры, соревнования, акции, праздники, посещение театров, музеев, походы, концерты, совместные вечера отдыха, когда можно послушать музыку, попеть, просто пообщаться, заняться рукоделием…

Общение педагога с родителями во время встреч или заседаний клуба ни в коем случае не должно быть назидательным или поучающим. Важно стремиться и к тому, чтобы формы общения не сводились к лекциям (педагог или врач, читающие текст, и формально присутствующие люди), но как можно более способствовали активному эмоциональному включению каждого родителя и ребенка в обсуждаемую тему.

Классный руководитель или другой педагог совсем не обязательно должен быть председателем или ведущим заседания клуба. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы – медики, психологи – или просто достаточно образованные люди. В этом случае роль педагога должна состоять в том, чтобы координировать и направлять деятельность клуба. Важно, чтобы каждый нашел свое место, где бы наиболее полно пригодились его профессиональная компетенция и личный авторитет.

В работе клуба и его совета могут участвовать не только родители, но и прародители – бабушки и дедушки. Только они являются живыми носителями семейных традиций, которые передаются из рук в руки, и нужно дорожить каждой возможностью общения с ними. Среди прародителей есть немало профессионалов и просто умудренных жизнью людей, к тому же располагающих свободным временем. Кроме того, их вклад в формирование поведенческих привычек детей может быть даже более значителен, чем вклад родителей, поэтому важно найти среди них единомышленников, заинтересованных в успехе общего дела.

Быть может, имеет смысл устроить специальную встречу для прародителей, которая позволила бы выяснить их интересы и возможности. К ее организации можно привлечь детей, которые оформят класс и скажут приветственные слова.

Итак, родители или прародители могут взять на себя следующие организационные функции.

  1. Организовать совет клуба.
  2. Подготовить и провести анкетирование, а также проанализировать полученные данные, представить результаты для обсуждения на очередной встрече.
  3. Составить план работы семейной гостиной или клуба исходя из особенностей конкретной группы родителей и их интересов.
  4. Организовать обсуждение тех тем, которые вызывают интерес у большинства.
  5. Взять на себя подготовку информационной части дискуссии.
  6. Быть организаторами работы в группах.
  7. Быть ведущими, учителями в работе с детьми, в частности, в проведении пятиминуток здоровья, а также других классных мероприятий, связанных с деятельностью в области здорового образа жизни. Эту роль могут взять на себя и прародители.
  8. Быть организаторами общих, совместных с детьми встреч, праздников, фестивалей, конкурсов.

Поближе к практике

Круг проблем, которые могут быть рассмотрены во время встреч в клубе, широк и может касаться самых разных аспектов не только физического, но и духовного, нравственного здоровья. Выбор тем должен быть совместным делом педагогов и родителей. Но исходя из главной цели этой работы – изменить образ жизни семьи, сделать его более здоровым – начать лучше с наиболее актуальных для данной группы проблем.

Один из возможных вариантов – факторы риска возникновения хронических болезней. Необходимо помочь родителям понять, что все эти факторы управляемые, – в силах каждого человека изменить свою жизнь.

При этом можно использовать следующую схему, которая поможет рассмотреть каждый фактор в разных аспектах.

  1. Вначале предоставить членам клуба подробные сведения о каждом факторе риска: его распространенность среди населения, связь с конкретными хроническими болезнями, особенности и результаты профилактических программ в разных странах (например, результаты борьбы с курением в Канаде, США и Европе).
  2. Далее можно предложить родителям проанализировать свои конкретные семейные ситуации и попытаться ответить на вопросы: как возник тот или иной фактор, что является причиной его появления у данного члена семьи? Важно также рассмотреть уклад жизни семей, где прошло детство родителей, и его связь с образом жизни сегодняшней семьи применительно к конкретному фактору (например, к неспортивному образу жизни или курению). Это поможет лучше понять, в чем его корни, почему он появился у матери или отца и что можно было бы сделать, чтобы этот фактор не появился. Например, в занятии по теме «Курение» можно предложить родителям «раскрутить обратно пленку своей жизни». Вспомнить себя ребенком, подростком. Какими были окружение, друзья? Как обстояло дело с курением дома? С чего все началось? Когда была выкурена первая сигарета? Кто ее предложил? Когда куплена первая пачка? Как вели себя родители, узнав, что их ребенок курит? Что они предприняли? Что должны были сделать? Когда появилось ощущение, что без сигареты не обойтись? Подобную схему можно использовать при рассмотрении любого другого фактора. Необходимо также сделать акцент на том, чем грозит наличие данного фактора здоровью человека, с приведением конкретных научных данных. Такое устрашающее воздействие широко используется в профилактических программах многих стран, и оно достаточно эффективно.
  3. Затем предложить сведения о преимуществах образа жизни без факторов риска для каждого и семьи в целом. Данный аспект подразумевает позитивный, ободряющий подход к проблеме. (Что приобретает, выигрывает каждый член семьи в физическом, духовном, нравственном здоровье, в финансовом положении, в реализации своих жизненных задач и т.д., если рассматриваемого фактора риска в семье больше не будет. Например, сколько можно сэкономить денег на сигаретах, если человек начал курить в 13–14 лет, прожил 70 лет и выкуривает в день одну пачку сигарет.) Такой подход более приемлем для нашей ментальности. Здесь можно предложить родителям или семьям, где нет того или иного фактора риска, поделиться своим опытом, проанализировать, почему данный фактор риска в их семье отсутствует. Как, например, обходятся те семьи, где не смотрят телевизор ни взрослые, ни дети (а таких семей около 12%), чем они занимают досуг? Почему кто-то не закурил, хотя на него действовали и окружение, и друзья (вспомнить свое детство и юность, окружение, сверстников)? Как какой-то семье удается заниматься спортом всем вместе, как приобщали к этому детей?
  4. Рассмотреть каждый фактор с точки зрения интересов детей, конкретного ребенка. Предварительно можно попросить детей нарисовать лица некурящего человека и курильщика и подписать их, указав, чем они различаются. Можно познакомить родителей с детскими взглядами на обсуждаемую проблему. Затем предложить им проанализировать поведение членов семьи, помогая увидеть себя в свете детского восприятия (пример для подражания, действенность запретов, если сами родители демонстрируют не лучшие образцы поведения).

Если дети в данной дискуссии не участвуют, можно предложить родителям «поиграть в своих детей» и от их имени попытаться прокомментировать собственное поведение, описав один из обычных дней жизни семьи (курение, «нездоровые» пищевые привычки, употребление алкоголя, невозможность преодолеть собственную лень, чтобы заняться спортом, требования к ребенку делать то, чего не делаешь сам). Материалы для данной темы можно найти в книге Л.В. Баль «От 8 до 17, или Что думают от здоровье наши дети» (М., 2000).

При обсуждении любой проблемы необходимо максимально использовать позитивный опыт семей в смене образа жизни на более благоприятный для здоровья. Как удалось избавиться от курения, изменить питание, приобщиться к физкультуре и спорту? Любой практический опыт в этом направлении бесценен и может стать действенным стимулом для других. При этом важно проанализировать все детали, в том числе трудности, с которыми столкнулась семья, и то, как эти трудности удалось преодолеть.

Обсуждение каждой темы, относящейся к тому или иному фактору риска, желательно завершить простыми практическими советами, которые родители должны записать (например, как определить уровень физических нагрузок, как бросить курить, как уменьшить потребление соли).

Что нам делать с вредными привычками?

Начиная эту тему, предложите родителям и детям прокомментировать следующее. Если один человек стреляет в другого и тот погибает, это считается убийством и соответственно наказывается. Но и сигарета, и алкоголь, и наркотики – те же смертельные «снаряды», только замедленного действия. Необходимо понять сущность такого убийства. Если это признать, нужно осознать и то, что, предлагая сигарету, алкоголь, наркотики, ты участвуешь в убийстве.

Информация к размышлению. Расчеты, проведенные ведущими российскими учеными и экспертами Всемирной организации здравоохранения, показали, что у 42% мужчин среднего возраста (35–69 лет), ежегодно умирающих в нашей стране, причиной смерти является курение и что смертность, связанная с курением, приводит в среднем к потере 20 лет жизни. Курение «отвечает» за 59% смертей мужчин от рака, 44% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и 70% смертей от хронических заболеваний легких. Если бы не было курения, не было бы и этих смертей.

А вот что по этому поводу сказано в обращении к молодежи Всемирной организации здравоохранения: «…чем раньше ты начнешь курить, тем больше риск заболеть болезнями, вызываемыми курением. У 20-летних курильщиков могут появиться нарушения дыхания, которые предупреждают о повреждении легких, о болезнях, которые могут появиться через несколько лет.

Если бы никто не курил, заболеваемость раком легких была бы ниже на 75%. Количество курильщиков в развитых странах непрерывно уменьшается. В США, например, бросили курить 33,3 миллиона человек.

Сигареты влияют на эмоции человека, а также на его мозг. Факты свидетельствуют, что курение вредно (а не «может быть вредно») для здоровья.

Курящие родители, которые предостерегают своих детей от курения, не лицемеры. Многие курильщики старше 18 лет говорят, что хотели бы бросить эту привычку, если бы могли, но это слишком трудно.

Хорошо, если курильщик бросает курить прежде, чем испортит легкие».

Вопросы для обсуждения

Что мы знаем о веществах, вызывающих зависимость?

Курение: история его появления в мире и России, история борьбы с ним. Почему начинают курить дети и взрослые (обсуждение этого можно провести в группах: например, в двух группах – родителей и детей)? Курение женщин и девушек в России: его причины (также работа в группах) и последствия. Отношение к курению женщин и девочек (в этом случае аудиторию можно разделить на мужскую и женскую группы, каждая группа представит после обсуждения свою позицию и комментарии). Последствия курения для курильщика и окружающих, близкие и отдаленные (работа в группах, результаты желательно написать на доске). Как могла бы измениться жизнь на земле, в России, если бы курение исчезло (проанализировать все возможные следствия этого, работая в группах)?

Алкоголь: его история в России, реальные опасности в ближайшей и отдаленной перспективе (работа в группах). Миф и правда о пиве. Реклама пива: как она повлияла на его употребление в семье? Какое место занимает употребление алкоголя в жизни семей? Кто, как и где его употребляет? Сколько, включая пиво, это стоит семейному бюджету? С чего начинается приобщение детей к алкоголю? Как при этом действуют родители? Что упущено, что изменить еще не поздно?

Наркотики – тема, требующая участия специалистов (врача, психолога, нарколога). Родители должны быть ознакомлены с первыми признаками употребления ребенком наркотиков или других психоактивных веществ.

На совместной встрече с детьми можно устроить «судебное заседание», где обвиняемыми будут сами наркотики, их производители и распространители. Такой процесс необходимо тщательно подготовить, проработав литературу, распределив роли, подумав о «вещественных доказательствах». Можно использовать и другой сценарий, предложив детям и родителям, поработав в группах, ответить на вопросы, что приобретает и что теряет человек, употребляющий наркотики. Результаты этого «мозгового штурма» написать на доске в две колонки.

Следующая тема: «Информационная среда как воспитатель вашего ребенка». Что читает ваш ребенок? Как вы оцениваете влияние ТВ на вашего ребенка? Не заменило ли оно вас как воспитателей? Какие ценностные ориентиры, интересы и потребности вашего ребенка сформированы телевидением (работа в группах)? Какую цель преследует демонстрация насилия, жестокости, секса, как это повлияло на вашего ребенка? Смотрите ли вы телевизионные игры, шоу, передачи типа «За стеклом»? Какие непосредственные чувства и желания они в вас вызывают, каковы могут быть отдаленные последствия таких передач, какие новые потребности, чувства, желания могут у вас появиться или уже появились (работа в группах – результаты написать на доске)? Что получаете, что теряете? Нужно ли ограждать от этого детей? Что вы для этого делаете?

Можно провести и такое исследование, в котором могут принять участие все члены клуба. В один из выходных общими силами просмотрите программы ведущих каналов в течение дня (например, от 8 до 22–23 час.), отмечая количество убийств, насилий, драк, «черных новостей»… (Такой эксперимент когда-то провела «Комсомольская правда». Результат – 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 302 «черные новости».) А потом обсудите ситуацию или проведите «мозговой штурм», чтобы найти способы преодолеть зависимость детей от ТВ. Например, не смотреть все подряд, не жить с постоянно говорящим «ящиком», а выбирать передачи, интересные и познавательные, отметив их заранее в программе.

Вероятно, полезно обсудить письмо на эту тему, когда-то опубликованное в «Известиях»: «Мы всей семьей (мне и мужу по 50 лет, сыну – 18, дочери – 15) с большим интересом смотрели фильм «Бригада». Но реакция была разной. Если мы с мужем давно пришли к выводу, что любое зло должно быть наказано независимо от личности бандита, то мои дети (домашние, спокойные) переживали за судьбы героев: дочь плакала, когда погибли Космос, Фит и Пчела, а сын сделал себе прическу «а-ля Саша Белый». Неужели создатели фильма не ведают что творят? Если после этого сериала увеличится число преступных группировок, то

это не будет случайным. Недавно моя дочь слышала в автобусе разговор двух молодых людей:

– Ты смотрел фильм «Бригада»?

– А давай соберем такую же бригаду из наших парней?».

Конечно, можно предъявлять претензии создателям фильма, каналу, показавшему его, можно обсуждать цели, ради которых это делается. Но ведь у человека есть выбор – не смотреть. Ведь не за уши же его тащат, не безмозглое же он животное.

Круг тем

Серия встреч в клубе может быть посвящена различным составляющим здорового образа жизни – физической активности, питанию, гигиене зубов, тела, дома, режиму дня, закаливанию. Каждую тему надо начать с рассмотрения жизненной практики: а как все происходит в вашей семье? Например, тему режима дня можно начать с выяснения, для чего он. А затем какая-нибудь из семей может рассказать (и показать в виде сценок в качестве иллюстраций), кто, как и во сколько встает, а затем представить последовательность и подробное описание действий всех членов семьи (папа, мама, дети) в течение дня с записями на доске времени этих действий. Вся остальная группа может разделиться на две части: одна оценивает, что правильно, соответственно, аргументируя свои позиции, другая – что неправильно. После того как изложение событий дня будет закончено, «эксперты» должны представить свои заключения и рекомендации, что нужно исправить в действиях членов семьи, чтобы режим дня стал здоровым. Что надо сделать, чтобы времени хватало на все? Что значит планировать время?

Информация к размышлению. Свободное время не означает безделье. На самом деле это никакое не свободное время. Свободно оно только от учебы или работы. В это время можно заняться тысячью интересных и приятных дел. Хорошо, если эти занятия укрепляют здоровье, тренируют тело, учат чему-то новому, создают хорошее настроение. Тогда можно сказать, что человек проводит время с пользой.

Вопрос к группе: а как проводят свободное время в ваших семьях?

На эту тему в клубе может быть организован фестиваль (праздник) «Твое свободное время и твое здоровье», цель которого – показать детям и взрослым многообразие увлекательных и полезных занятий, хобби, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, помогают открыть неизведанное. Такой фестиваль должен быть общим делом детей и взрослых, и не только родителей, но и бабушек и дедушек. Все, у кого есть хобби, расскажут о своих увлечениях или об увлечениях своей семьи, покажут то, что можно продемонстрировать. Это даст импульс не только детям, но и взрослым приобщиться к тому или иному интересному делу, приобрести новых друзей, найти применение своим, быть может, нереализованным, способностям. Обязательно нужно как можно больше показать – не только на выставке работ участников, но и на «сцене» – если это пение, танец, игра на музыкальных инструментах, фокусы, физические упражнения, фильмы, сделанные своими руками.

Тема о здоровом питании также может быть рассмотрена в самых разных аспектах. Можно 3–4 семьям предложить рассказать, кто у них сегодня готовит. Что едят все члены семьи? Как обставлен обед (что стоит на столе, в какой последовательности подаются блюда, есть ли сопровождение в виде включенного телевизора и магнитофона)? (Справка: если у вас есть привычка во время еды слушать радио или смотреть телевизор, каждое включение одного из этих источников информации будет вызывать у вас желание есть. Это нарушает процесс пищеварения и может способствовать развитию ожирения.)

Предложите каждой семье сделать и вырезать из бумаги большой круг и разделить его на следующие части пропорционально съедаемому в семье количеству пищи: зерновые продукты, овощи и фрукты, белковые продукты (молочные продукты, мясо, рыба и яйца).

(Справка: здоровым можно назвать такое питание, когда 30% в нем составляют фрукты и овощи, 20% – молочные, мясные и рыбные продукты, все остальное – продукты, полученные из зерна – ржи, овса, пшеницы, гречки, кукурузы, ячменя и т.д. – и лишь очень небольшое количество лакомств – конфеты, пирожные, печенье.)

Можно использовать методику работы в группах на знание азбучных основ здорового питания, разделив участников на две команды и предложив им ответить на следующие вопросы:

Для чего человеку нужно питание? (С питанием человек получает энергию, необходимую для деятельности организма и всех видов его активности. С питанием человек получает «строительный материал», необходимый для роста тела.)

Для чего нужно разнообразное питание? (Только разнообразное питание обеспечивает организм всем необходимым для его нормальной жизнедеятельности.)

Какие продукты являются основными источниками энергии? (Основными источниками энергии являются зерновые продукты.)

Для чего в питании должно быть много овощей и фруктов? (Овощи и фрукты – главные источники витаминов.)

Для чего человеку нужно регулярное питание? (Регулярное питание необходимо для того, чтобы организм был обеспечен энергией в течение всего дня.)

Вся остальная группа может сыграть роль экспертов по здоровому питанию, прокомментировав полученные результаты. (Предостережение: не пользоваться при подготовке к встрече справочниками, разработанными неспециалистами в области питания.)

Можно устроить конкурсы на самое здоровое блюдо, самый лучший салат, самый здоровый десерт.

Часть встреч клуба нужно посвятить двигательной активности. Можно использовать разные варианты обсуждения, изложенные выше. Подумать, как члены клуба могли бы совместно действовать в разные времена года, чтобы занятия физкультурой и спортом не были эпизодическими.

Клуб – это то место, где могли бы возродиться дворовые игры, которые были так популярны у старшего поколения. Дедушки могли бы рассказать о своем детстве, о соревнованиях дворовых команд, помогли бы сделать инвентарь и научить, как играть в лапту, городки и другие игры.

Закаливание, гигиена зубов, тела, одежды, компьютер и здоровье, мода и здоровье, музыка и здоровье – эти темы обязательно должны стать предметом рассмотрения в клубе.

Поговорим о доброте

Вряд ли можно представить себе здоровый образ жизни без духовного, нравственного здоровья. Нравственное здоровье должно быть составляющей любой проблемы, обсуждаемой в клубе. И все же есть темы, требующие специального внимания. Среди них – дефицит добра в нашем обществе, во взаимоотношениях между членами семьи, милосердие к тем, кто слабее.

Наверное, имеет смысл обратиться к истокам – к сказкам о добре. Предоставить возможность прародителям высказаться на эту тему.

Можно попытаться всем вместе вспомнить слова, производные от «добро», пословицы на тему добра.

Можно прокомментировать следующие высказывания:

  • Добро все, что является благом для других.
  • Добро дает защиту каждому.
  • Добро объединяет.
  • Внимание к другому – исходная основа жизни по законам добра.

И все же самое главное – проанализировать реальные поступки, отношения в семье, где добра не хватает.

Обсуждение темы милосердия и доброты может стать одним из способов взаимного обучения и воспитания родителей и детей. Вместе они могут рассмотреть следующие вопросы:

  1. Как связаны между собой доброта и здоровье?
  2. В чем причины дефицита доброты и милосердия в нашем обществе?
  3. Как действуют добрые дела и поступки на тех, на кого они направлены, и на тех, кто их творит?
  4. Традиции милосердия в русской и других культурах.
  5. Традиции уважения к старшим в разных культурах. Почему они почти утрачены в нашем обществе, но сохранились у народов Востока и Азии?
  6. Можно ли одновременно любить своих бабушек и дедушек и не замечать остальных пожилых людей или даже испытывать к ним чувство ненависти и презрения? Можно ли человека с таким двойным лицом назвать добрым? Можно ли считать его нравственно здоровым?
  7. Можно ли научить милосердию к тому, кто более слаб и нуждается в помощи и защите? Как это сделать?
  8. Поиск форм действенной доброты (уступить место, подать руку помощи, перевести через улицу, сходить за покупками, поделиться вещами).

Участие родителей в организации работы семейной гостиной или клуба, так же как их деятельность в роли учителей родителей и детей, конечно же, определяется их возможностями, и дело классного руководителя или другого педагога – распределить роли.

Влияние родителей на детей – аксиома. В какой мере дети способны воспитывать родителей, влиять на их поступки, измерить трудно, но опыт и наблюдения показывают, что это воздействие может быть очень сильным.

Как дети воспитывают нас

Результаты исследований свидетельствуют, что современные дети крайне пессимистично оценивают перспективу своего собственного здоровья, здоровья людей в России, самого существования человечества. Они испытывают потребность в действиях в защиту здоровья. Реализовать эту потребность поможет их работа в роли учителей родителей в семейном клубе.

Какие еще возможности может дать детям эта деятельность?

  1. Ощутить себя партнерами взрослых в очень важном деле.
  2. Внести свой вклад в улучшение образа жизни своей семьи и семей своих друзей.
  3. Воспитать себя через воспитание родителей.
  4. Реализовать потребность в творчестве.
  5. Помочь лучшему взаимопониманию родителей и детей.
  6. Научиться ставить и воплощать позитивные цели.

При выборе форм деятельности детей надо исходить из того, чтобы они отвечали их интересам.

Так, детям среднего и старшего возраста вполне по силам взять на себя информационную часть встречи в семейной гостиной. В этом могут принять участие несколько детей. Например, при рассмотрении темы «Курение» один из ребят может рассказать о распространенности данной привычки среди населения разных стран мира, другой – о том, к чему она приводит, о тех потерях, которые она приносит взрослым людям, третий – о том, как она влияет на здоровье детей, четвертый – на здоровье женщин и будущих мам. Все вместе они могут придумать формы включения родителей в рассмотрение преимуществ жизни без курения.

Дети могут также придумать и показать сценки, иллюстрирующие образцы поведения взрослых, связанные с этой привычкой, а также своего собственного поведения, помогая другим увидеть себя «в зеркале» или со стороны.

Дети могут поиграть с родителями, попросив их ответить на вопросы, связанные со знанием, например, вредных последствий курения, разделив группу на две команды и выполняя роль ведущих. Это могут быть и две другие команды: дедушек и бабушек, отцов и матерей. Могут соревноваться и три команды – дети, родители, прародители.

Тема курения может быть рассмотрена детьми и родителями с позиций взаимопомощи: как помочь родителям, чтобы они не курили, и какая помощь родителей нужна детям, чтобы они не втягивались в курение (как они должны были бы вести себя до того, как их ребенок начал курить, и как им нужно вести себя, если он закурил).

Используя высказывания из книги «От 8 до 17, или Что думают о здоровье наши дети», ребята могут познакомить родителей со взглядами детей разного возраста на проблему курения, помогая им увидеть внутренний мир детей, а также более остро осознать опасность, которой они их подвергают, продолжая курить.

Интересной, представляющей много возможностей для фантазии детей может быть тема режима дня. Здесь можно придумать и сыграть разные сценки из жизни семьи – кто, когда и как встает, как проводит день, когда ложится спать. Можно провести блицконкурс на лучшие знания о режиме дня для взрослых и детей разного возраста.

Копилка знаний

Чтобы избежать трудностей в поиске информации при подготовке занятий, встреч и т.д., можно собирать различные публикации на темы здорового образа жизни в «Информационную копилку» (ограничение – не собирать способы и методы лечения болезней, так как цель всей деятельности исключительно профилактическая, все остальное требует медицинской компетенции. Необходимо также ограничить круг информационных источников «серьезными» изданиями – раздел «Наука» в газете «Известия», АиФ «Здоровье», журналы «Здоровье», «Наука и жизнь»). В этом могут участвовать все – и родители, и дети. Можно разделить «копилку» на тематические рубрики, в которых каждый при необходимости сможет найти нужные сведения.

В работе клуба необходимо предусмотреть беседы и лекции для родителей на ряд тем, требующих компетенции специалистов. К ним относятся профилактика наркомании, алкоголизма, вирусного гепатита, болезней, передающихся половым путем…

Каждый родитель должен знать первые признаки употребления наркотиков ребенком, которые приводятся ниже.

Итак, внешние признаки употребления наркотиков:

  • бледность кожи;
  • расширенные или суженные зрачки;
  • замедленная речь;
  • плохая координация движений.

Изменения в поведении:

  • нарастающее безразличие;
  • уход из дома и прогулы в школе;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сосредоточиться;
  • бессонница;
  • болезненная реакция на критику;
  • частая и резкая смена настроения;
  • необычные просьбы денег;
  • пропажа из дома ценностей, книг, одежды;
  • частые необъяснимые телефонные звонки.

Очевидные признаки употребления наркотиков:

  • следы от уколов, порезы, синяки;
  • свернутые в трубочку бумажки;
  • маленькие ложечки;
  • капсулы, бутылки, пузырьки.

Родители должны знать, что сегодня ребенку могут предложить наркотики на улице, на дискотеке и даже в школе. Наркотическая зависимость может наступить после 3–10 инъекций героина. Если есть подозрение, что ребенок употребляет наркотики, нужно проявить понимание и заботу, ни в коем случае не угрожать, не наказывать его, не читать ему морали, но как можно быстрее обратиться к специалистам в ближайшие наркологический диспансер, поликлинику либо позвонить по «телефону доверия».

Душа поет

Еще одна тема, в которой могут участвовать все – и родители и дети, – это «Музыка и здоровье». Ее могут очень интересно представить дети, показав разные сценки – зарисовки людей, слушающих разную музыку, и окружающих их близких. Члены клуба смогут увидеть себя в зеркале чужого восприятия, почувствовать, как музыка может влиять на настроение, состояние и здоровье окружающих нас людей, а затем поговорить о разных вкусах, поспорить, послушать вместе разную музыку и попытаться проанализировать ощущения, которые она вызывает.

Одна из встреч в клубе может быть посвящена народной песне. К сожалению, традиции пения в жизни городской семьи в России все более слабеют. В лучшем случае это пение во время застолья, да и то безликое, когда взрослые поют песенку крокодила Гены. Между тем в русской народной культуре были песни на все случаи жизни. Вот как писал об этом в своем рассказе «Косцы» И.А. Бунин: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины, и были все вместе, и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, и не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России, и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось: человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песней, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи».

Всем вместе – и родителям, и детям – нужно подумать, порассуждать о том, почему исчезла живая песня из нашей жизни, обратиться к недавнему прошлому, попросив бабушек и дедушек рассказать о своем детстве, о пении и его месте в нашей жизни. Почему эту традицию не потеряли народы Кавказа, Прибалтики?

Нужно стараться, чтобы на встречах клуба как можно чаще звучало живое пение. Во время московской конференции «Мы выбираем здоровье» в общении с большой детской аудиторией 13–17-летних можно было ощутить, как воспринимают дети живое пение своих сверстников – классические романсы, народные песни без сопровождения. Зал слушал завороженно, не хотел расставаться с исполнителями.

Быть может, вам удастся создать традицию – каждую встречу в клубе начинать или заканчивать общим пением.

Еще одна форма обучения родителей детьми – детская реклама здорового образа жизни. Рекламные сценки дети могут продемонстрировать родителям во время любого общения с ними – во время родительских собраний, встреч в семейной гостиной, других общих мероприятий.

Совместная работа в клубе требует новых навыков как от педагога, так и от родителей, и без всемерной взаимной поддержки каждого из участников обойтись нельзя.

 

Людмила Баль