Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2006

Технология

Наука составлять расписание

Расписание уроков регламентирует ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей.
От его качества во многом зависит эффективность всего образовательного процесса

Приемлемость уроков и школьное расписание

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

В правовом аспекте проблема составления школьного расписания нашла отражение в новых гигиенических требованиях к составлению расписания, которые основываются на данных современных научных исследований биоритмологии умственной работоспособности и таблицы трудности предметов И.Г. Сивкова. Однако для заместителя директора школы, который составляет расписание, важно не только знать, насколько труден предмет, но и представлять силу утомляющего воздействия уроков по тому или иному предмету на состояние здоровья учащихся. К сожалению, таблица трудности И.Г. Сивкова совсем не учитывает такого компонента обучения, как утомительность предметов, которая в первую очередь влияет на здоровье ученика.

Современные исследования дают представление о зависимости утомительности предмета от его трудности, хотя по некоторым предметам эти показатели значительно различаются. Эти представления дают возможность объединить два показателя в один – приемлемость предмета. Поэтому таблице И.Г. Сивкова можно предложить альтернативу – шкалу приемлемости предметов, которая учитывала бы компоненты трудности и утомительности обучения, а также особенности каждого образовательного учреждения и учебного плана каждого класса.

Шкала приемлемости состоит из столбца «Предметы по рангу», куда вносятся предметы, ранги которых были получены по результатам диагностики степени их трудности и утомительности методом экспертных оценок – их алгоритм представлен в приложении 1. По своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерная шкала приемлемости предметов

Как видно из таблицы 1, шкала состоит из пяти групп трудности. Каждая группа имеет оценку в баллах – это постоянный компонент шкалы, не подлежащий каким-либо изменениям. Содержание (т.е. набор предметов) каждой группы может меняться в зависимости от результатов диагностики. Она представляет собой вариативную часть шкалы.

В средней общеобразовательной школе № 618 г. Санкт-Петербурга мы получили следующую шкалу приемлемости предметов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Шкала приемлемости предметов

Алгоритм составления расписания

Поскольку в каждом образовательном учреждении приемлемость предметов будет своя, то читателям не стоит копировать приведенную шкалу «один в один». Целесообразно провести диагностику степени трудности и утомительности предметов в своей школе методом экспертных оценок.

Кроме того, при составлении расписания имеет смысл руководствоваться таблицей ранжирования уровня работоспособности учащихся разных классов на различных уроках в течение учебной недели (см. приложение 2).

Мы создали алгоритм составления физиологически обоснованного расписания, который учитывает реально выполнимые гигиенические требования. Этот алгоритм можно использовать для составления учебного расписания как в школе, имеющей большое количество классов второй и третьей ступеней, так и в сравнительно небольшом образовательном учреждении. Алгоритм предназначен для специалистов, которые составляют расписание без использования компьютерной программы.

При использовании автоматизированных программ целесообразно выполнять расстановку предметов с помощью автоматизированной программы поэтапно на основании предложенного алгоритма. Как показывает практика, данные программы могут быть использованы только как вспомогательный инструмент для:

  • первоначальной расстановки предметов с последующей ее ручной доводкой;
  • сохранения информации и вывода ее на печать.

После автоматизированного распределения предметов (программа, как правило, расставляет от 40 до 70%) учитывать гигиенические требования к расписанию уроков практически невозможно, так как приходится не только доставлять оставшиеся нерасставленные предметы, но и существенно изменять (до 60%) автоматизированную расстановку предметов по принципу «лишь бы расставить».

Поэтому при использовании компьютерной программы для составления рационального расписания с учетом реально выполнимых гигиенических и педагогических требований, специфики образовательного учреждения необходимо расстановку предметов выполнять поэтапно с использованием предложенного выше алгоритма. При этом каждый этап расстановки группы предметов должен заканчиваться ручной доводкой с ориентацией на вышеперечисленные требования. Это позволит более рационально составить расписание и по возможности учесть все необходимые условия.

Порядок изменения расписания

Алгоритм корректировки школьного расписания

При необходимости изменить расписание в течение учебного года, которая возникает довольно часто, необходимо поработать с макетом таблицы. Для изменения расписания на нем необходимо выполнить следующие расчеты и перестановки.

Предложенный способ составления расписания занимает времени не более, чем обычно, но позволяет составить расписание грамотно, т.е.:

  • сделать собственную шкалу приемлемости предметов (трудности и утомительности) для составления более рационального школьного расписания;
  • держать в поле зрения заместителя директора школы достаточно большое количество необходимой информации;
  • равномерно распределять уроки на каждый день (избегать излишнего количества седьмых уроков);
  • ставить все классы с первого урока, что позволяет обеспечить обучение в одном ритме, поскольку каждый день учащиеся будут начинать учебный день в одно и то же время;
  • регулировать степень сложности учебного дня в зависимости от динамики недельной работоспособности школьников;
  • расставлять уроки практически без «окон» либо с минимальным их количеством, что позволяет сохранить ритм работы учителя и создать благоприятный рабочий режим;
  • рационально чередовать предметы разной направленности;
  • рационально расставить необходимые сдвоенные уроки;
  • быстро изменять и корректировать расписание в силу производственной необходимости.

Кроме того, при таком способе не требуется значительного количества бумажных заготовок (дополнительных таблиц, особенно если в школе много классов второй и третьей ступеней (от 30 и более).

Для того чтобы подготовить качественное расписание, которое бы соответствовало возможностям конкретного образовательного учреждения, необходимо провести свою собственную диагностику степени трудности и утомительности предметов в каждой параллели. Экспертами в данном случае должны стать учащиеся, так как лучше них никто не может сказать, какой предмет является трудным и утомительным.

Критерии гигиенической оценки школьного расписания

1. Количество классов начальной школы – ______.

2. Количество классов основной и средней школы – ___________.

3. Всего учебных кабинетов, используемых для проведения уроков – ___________.

4. Наличие шкалы приемлемости для своего образовательного учреждения:

5. Учет шкалы приемлемости предметов в школьном расписании:

6. Распределение уроков на день для учащихся:

7. Все классы начинают учебу с первого урока:

8. Рациональное чередование предметов разной направленности и сложности:

9. Соблюдение в расписании учета работоспособности учащихся (в недельной динамике):

10. Рациональная расстановка уроков для учителей:

11. Максимальное количество уроков у учителей в день:

а) до 4 уроков – у____ учителей – ______ (%);

б) 5 и 6 уроков – у____ учителей – _____ (%);

в) 7 уроков и более – у____ учителей – ___ (%).

12. Методический день имеется (указать количество учителей):

а) с нагрузкой до 24 часов в неделю – у____ учителей;

б) с нагрузкой от 25 до 30 часов в неделю – у___ учителей;

в) с нагрузкой более 30 часов в неделю – у___ учителей.

  1. Подготовить наборы с названиями предметов с 5-го по 11-й класс.
  2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.
  3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе (по дневнику).
  4. Уточнить понятие «трудность» предметов.
  5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т.е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т.е. на первом месте сверху – карточка с самым трудным предметом, ниже – менее трудным и т.д.).
  6. Полученный расклад предметов записать на листе ответов.
  7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность» предметов.
  8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на листе ответов.
  9. Листы с ответами собрать и обработать (см. форму сводной таблицы ниже).

Средний балл предмета в параллели рассчитать по формуле:

– где: mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели;

или по формуле:

– где: Mk – сумма баллов по предмету одного класса;

n – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:

Ср. б. пр. = (469/130) = 3,61 – средний балл по русскому языку в параллели 7-х классов составил 3,61, дети воспринимают этот предмет как достаточно трудный.

Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета по утомительности.

Затем находится средний балл приемлемости по каждому предмету. Для этого складываются два показателя: средний балл трудности и средний балл утомительности, а затем результат делится на 2. Таким образом получается средний балл приемлемости предмета.

На основании полученных данных составляется индивидуальная таблица приемлемости предметов конкретного образовательного учреждения по каждой параллели.

Форма сводной таблицы для обработки ответов

Приложение 2

Ранжирование учебных часов в течение недели
в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов

1 – наиболее благоприятные часы; 10 – наиболее неблагоприятные.

6–7 – пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы для проведения уроков).

8–10 – низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы для проведения уроков).

Таблица распределения недельной нагрузки учителя

Приложение 3

Технология выполнения макета таблицы расписания уроков

Для выполнения макета необходимо приготовить:

  • 4 листа картона (толщина 1–2 мм, высота – 42 см, ширина – 22 см; высота строк – 0,8 см, ширина столбца – 1 см)*;
  • 4 листа цветной бумаги (лучше светлых тонов) плотностью 200 г/см и размерами, аналогичными размерам листов картона;
  • широкий прозрачный скотч;
  • ледерин (бумвинил) для склеивания картона в папку (ленты шириной 4–5 см; длиной 49–50 см);
  • клей ПВА (достаточно сильный, типа «силакра»).

Алгоритм выполнения макета

1. Склеить листы картона в «раскладушку»:

2. На одном листе цветной бумаги поместить всю необходимую информацию для составления расписания (поместить на лист картона № 1); пример: таблица на с. 27.

3. На двух следующих листах цветной бумаги начертить сетку, по три дня на каждом листе, по 7 ячеек на каждый день (поместить на 2-й и 3-й лист картона).

4. На 4-м листе расчертить сплошную сетку без деления на дни (ячейки – аналогичных размеров).

5. Готовые расчерченные листы покрыть скотчем, чтобы при разрезах ячеек не было разрывов.

6. Сделать прорези в ячейках размером от 0,5–0,6 см.

7. Приклеить бумажные листы по боковым частям листов картона на готовую «раскладушку». Макет готов.

8. Отдельно сделать разноцветные бирки с литерой класса (5-й «А», 7-й «Г» и т.д.), количество – из расчета нагрузки 5- или 6-дневной недели + дополнительно на уроки, где классы делятся на подгруппы. Размер бирки: ширина – 8 мм; высота – 15 мм.

9. Подготовить бирки любого цвета без надписей литер класса для расчета недельной нагрузки на каждого учителя. Размеры: ширина 5 мм; высота 12–14 мм.

Данный макет удобен в работе, так как вся необходимая информация всегда находится перед глазами заместителя директора. Он может быть сложен в папку, что делает его удобным для переноски. При этом бирки будут удерживаться в прорезях.

Информация, необходимая для составления расписания


___________ * Размеры листа картона индивидуальны, т.к. в каждой школе различное количество учителей, разный режим работы (5- и 6-дневная учебная неделя). Мы предлагаем размеры для расписания из расчета 6-дневной учебной недели и школы, в которой работают 50–55 учителей.

 

Надежда Васильева