1-й КЛАСС
Задачи: показать школьникам специальные упражнения для формирования осанки, дать им те знания, которые позволят выполнять специальные упражнения самостоятельно, рассказать, как эти упражнения влияют на здоровье.
Первая часть урока: беседа
– Почему взрослые (родители, учителя, тренеры...) беспокоятся о том, чтобы вы росли стройными и красивыми? Не все ли им равно, сутулые вы или нет? Послушайте короткий рассказ об отношении мамы к осанке сына.
В августе Боря отдыхал с мамой в деревне. Через день он ходил в магазин за хлебом. Когда он шел по дороге, то со стороны всем казалось, что мимо проходит какой-то старичок. А так как этот старичок еще и подкашливал, то его прозвали «дохликом».
Очень не нравилось Боре по утрам заниматься физическими упражнениями. Его не то что к зарядке нельзя было приучить, даже простые упражнения на исправление осанки он не хотел делать.
– Долго ли ты еще будешь ходить таким «дохликом» и сутулым? – укоряла Борю мама. – Голова опущена, ноги еле волочишь, точно специально стараешься стереть подметки!
– Я прекрасно себя чувствую! – отвечал мальчик.
В деревне напротив их дома жили ровесники Бори Эдик и Павел. Походка у них была пружинистая, спина прямая, плечи развернуты, голова приподнята. Все невольно любовались ими.
Однажды Павел и Эдик сговорились проучить Борю. Как только утром тот вышел во двор своей шаркающей походкой и поздоровался с ребятами, Павел сказал:
– Кто ты? Я тебя не знаю.
А Эдик отрезал:
– Я с сутулыми ребятами не здороваюсь.
Боря обиделся на ровесников и спросил у мамы: «Что это с ними? Почему они меня не узнают?».
– Наверное, из-за некрасивой фигуры, – ответила мама.
– Что мне надо сделать, чтобы исправить осанку?
– Неужели, сынок, ты решил заняться своей осанкой? Хорошо! Давай я покажу тебе специальные упражнения.
Выполнив упражнения, Боря сказал:
– Да это же чепуха. Неужели эти упражнения выпрямят мою спину?
– За день и два твою осанку не исправишь! Но если ты будешь делать эти упражнения ежедневно, через полгода ты увидишь плоды своих занятий.
У мамы закончился отпуск, и они с сыном уехали в город. И в городе Боря продолжал выполнять разученные с мамой физические упражнения. Недели через две мама предложила ему делать эти же упражнения с гимнастической палкой. А еще через две недели – с обручем.
На зимние каникулы Боря приехал в деревню к бабушке.
– Скажи, пожалуйста! Неужели это мой внук! Где твоя сутулость? – заголосила бабушка.
– Где! Где! Я теперь каждый день делаю зарядку.
– Какая красивая у тебя стала походка! – не могла удержаться от восторга бабушка.
Боря прошелся по деревенской улице. Эдик и Павел сами к нему подбежали, говорят:
– Здравствуй, Боря!
Мальчик спрашивает их:
– Почему вы летом со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?
– Ко мне какой-то сутулый человечек подходил, а совсем не ты, – сказал Павел.
– И ко мне тоже какой-то старичок приставал, – сказал Эдик.
– Так это же был я! – засмеялся Боря. – Теперь по утрам я делаю зарядку на исправление осанки.
– Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, продолжай эти занятия! – сказали ребята.
В заключение учитель рассказывает, что у человека с плохой осанкой хуже действуют внутренние органы, уменьшаются объем и подвижность грудной клетки, дыхание у таких людей неглубокое, они часто устают.
– О каких самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятиях говорится в рассказе?
– Расскажите об осанке ровесников Бори.
– Как выглядел Боря, приехав с мамой отдыхать в деревню в августе?
Выслушав учеников, учитель советует им наблюдать за своей осанкой в зеркало или оконное стекло.
– Что сказал маме Боря после разучивания специальных упражнений на формирование осанки?
Выслушав ребят, учитель говорит, что предупредить неправильную осанку значительно легче, чем ее исправить, и знакомит учеников со специальными упражнениями на формирование осанки (см. рис. на с. 14).
– Сегодня мы разучим эти упражнения. И вы будете выполнять их дома. Кто из вас уже выполняет какие-нибудь из этих упражнений? (Если таковые окажутся, учитель просит их показать.)
– Упражнения научат вас владеть телом, разовьют ваши мышцы. Узнайте у мамы и папы: делали ли они в детстве специальные упражнения на формирование осанки?
Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что осанку формирует не только зарядка, но и бег, подвижные игры или пешие прогулки.
Упражнения следует выполнять если не на открытом воздухе, то в хорошо проветренной комнате. Проветривание снижает загрязненность воздуха в 3–5 раз.
– Через какое время бабушка заметила исправления в осанке Бори?
– Как стали относиться к Боре ровесники Павел и Эдик через полгода?
– Какое влияние на организм человека оказывает правильная осанка?
– Почему мы сегодня с вами говорили об осанке? Потому что школьный врач отметил у многих из вас незначительные отклонения в фигуре. Вам надо с сегодняшнего дня делать специальные упражнения и не откладывать эти занятия на завтра или послезавтра.
Послушайте, что говорится в стихотворении С.Бранта:
Клянется часто сын заблудший:
Уж завтра я стану лучше!
Но это завтра никогда
Не наступает, вот беда!
Спеши сегодня лучше стать –
Не будешь завтра так страдать.
– Через две недели мы проведем конкурс на лучшее выполнение упражнений для правильной осанки, которые вы разучите сегодня.
Вторая часть урока
Разучивание упражнений.
Подвижная игра.
2-й КЛАСС
Задачи: дать школьникам знания, необходимые для самостоятельных занятий по формированию осанки, рассказать о значении правильного дыхания во время упражнений.
Первая часть урока: беседа.
Учитель читает стихотворение С.Маршака «Знаки препинания».
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!
Специальные упражнения
на формирование осанки
...Учитель делает паузу и просит одного из учеников написать на доске восклицательный знак.
После чего продолжает читать.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак
Задает он всем вопросы:
– Кто?
Кого?
Откуда?
Как?
Учитель просит написать на доске вопросительный знак.
– Какой из этих знаков препинания стройнее и красивее? – спрашивает учитель. – Правильно! Восклицательный знак!
Потом учитель прочитал ребятам рассказ.
Победа Эдика
Валера с одноклассником Эдиком пошли на пришкольную площадку поиграть. Но в этот день им не повезло: начался дождь. Мальчики побежали спрятаться от дождя к Валере.
– Валера, посмотри на себя в зеркало: твоя фигура напоминает вопросительный знак. Отчего это?
– Не знаю!
– У меня раньше тоже фигура была некрасивой, я был таким же сутулым. В школе учился так себе, быстро уставал. Мы с мамой пошли к врачу. Тот посоветовал больше заниматься физкультурой. Я послушался. По утрам стал делать зарядку. Чаще играть в мяч на улице. Но особенно мне помогли специальные упражнения на исправление осанки, которые я делаю уже полгода. Видишь, какая у меня теперь фигура?
– Красивая, – говорит Валера. – А у меня на физкультуру времени не хватает. Долго сижу за домашними уроками. Потом занимаюсь в музыкальной школе.
– Но ты же хочешь исправить осанку? – спросил Эдик.
– Хочу.
– Давай я помогу тебе разучить специальные упражнения.
– Вот это здорово! – воскликнул Валера. – Ты хороший друг!
И они стали разучивать упражнения.
Валера пришел домой радостный.
– Мама, мы сегодня с Эдиком разучили упражнения для красивой осанки!
– Где вы их нашли? – спросила мама.
– В учебнике!
– В каком таком учебнике?
– По физкультуре!
Валера показал маме, как он делает упражнения. Причем правильно дышал: поднимал и разводил руки – делал вдох, когда опускал – выдох; при приседании и наклонах: приседая и наклоняясь, делал выдох, выпрямляясь – вдох. При ходьбе на месте дышал равномерно.
Потом Валера сказал, что Эдик выполняет эти упражнения ежедневно. Валера вырос на 4 см и перестал сутулиться.
– О чем говорится в рассказе?
Ученики отвечают: «Об осанке!».
Учитель приводит определение осанки из словаря С.Ожегова: «Осанка – внешность, манера держать себя (преимущественно о положении корпуса, складе фигуры)».
– Какими занятиями Эдик добился красивой осанки?
Вот как надо дышать во время выполнения специальных упражнений на осанку.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
- Ходьба на месте – дыхание равномерное.
- И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Разводим руки в стороны, вытягиваем вперед, поднимаем вверх – вдох. Возвращаемся в исходное положение – выдох.
- И.п.: cтоя, одну ногу согнуть и поднять колено к животу – выдох, вернуться в исходное положение – вдох. То же с другой ногой.
- Присесть – выдох, встать – вдох.
– Какие из этих упражнений вы делаете дома?
– Выполняют ли такие упражнения ваши сестра, брат?
– Какое значение для здоровья имеет правильная осанка?
Учитель обобщает ответы учеников и говорит: «Ученику с хорошей осанкой легче учиться, он меньше устает, он скорее разовьет силу и ловкость...».
Затем учитель приводит высказывание Ш.Х. Сефферта: «В Древней Греции считали, что чем лучше осанка, тем весомее личность человека».
Вторая часть урока
Разучивание упражнений.
Подвижная игра.
Окончание следует
|