Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2006

Урок здоровья

Работа над осанкой

1-й КЛАСС

Задачи: показать школьникам специальные упражнения для формирования осанки, дать им те знания, которые позволят выполнять специальные упражнения самостоятельно, рассказать, как эти упражнения влияют на здоровье.

Первая часть урока: беседа

– Почему взрослые (родители, учителя, тренеры...) беспокоятся о том, чтобы вы росли стройными и красивыми? Не все ли им равно, сутулые вы или нет? Послушайте короткий рассказ об отношении мамы к осанке сына.

В августе Боря отдыхал с мамой в деревне. Через день он ходил в магазин за хлебом. Когда он шел по дороге, то со стороны всем казалось, что мимо проходит какой-то старичок. А так как этот старичок еще и подкашливал, то его прозвали «дохликом».

Очень не нравилось Боре по утрам заниматься физическими упражнениями. Его не то что к зарядке нельзя было приучить, даже простые упражнения на исправление осанки он не хотел делать.

– Долго ли ты еще будешь ходить таким «дохликом» и сутулым? – укоряла Борю мама. – Голова опущена, ноги еле волочишь, точно специально стараешься стереть подметки!

– Я прекрасно себя чувствую! – отвечал мальчик.

В деревне напротив их дома жили ровесники Бори Эдик и Павел. Походка у них была пружинистая, спина прямая, плечи развернуты, голова приподнята. Все невольно любовались ими.

Однажды Павел и Эдик сговорились проучить Борю. Как только утром тот вышел во двор своей шаркающей походкой и поздоровался с ребятами, Павел сказал:

– Кто ты? Я тебя не знаю.

А Эдик отрезал:

– Я с сутулыми ребятами не здороваюсь.

Боря обиделся на ровесников и спросил у мамы: «Что это с ними? Почему они меня не узнают?».

– Наверное, из-за некрасивой фигуры, – ответила мама.

– Что мне надо сделать, чтобы исправить осанку?

– Неужели, сынок, ты решил заняться своей осанкой? Хорошо! Давай я покажу тебе специальные упражнения.

Выполнив упражнения, Боря сказал:

– Да это же чепуха. Неужели эти упражнения выпрямят мою спину?

– За день и два твою осанку не исправишь! Но если ты будешь делать эти упражнения ежедневно, через полгода ты увидишь плоды своих занятий.

У мамы закончился отпуск, и они с сыном уехали в город. И в городе Боря продолжал выполнять разученные с мамой физические упражнения. Недели через две мама предложила ему делать эти же упражнения с гимнастической палкой. А еще через две недели – с обручем.

На зимние каникулы Боря приехал в деревню к бабушке.

– Скажи, пожалуйста! Неужели это мой внук! Где твоя сутулость? – заголосила бабушка.

– Где! Где! Я теперь каждый день делаю зарядку.

– Какая красивая у тебя стала походка! – не могла удержаться от восторга бабушка.

Боря прошелся по деревенской улице. Эдик и Павел сами к нему подбежали, говорят:

– Здравствуй, Боря!

Мальчик спрашивает их:

– Почему вы летом со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?

– Ко мне какой-то сутулый человечек подходил, а совсем не ты, – сказал Павел.

– И ко мне тоже какой-то старичок приставал, – сказал Эдик.

– Так это же был я! – засмеялся Боря. – Теперь по утрам я делаю зарядку на исправление осанки.

– Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, продолжай эти занятия! – сказали ребята.

В заключение учитель рассказывает, что у человека с плохой осанкой хуже действуют внутренние органы, уменьшаются объем и подвижность грудной клетки, дыхание у таких людей неглубокое, они часто устают.

– О каких самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятиях говорится в рассказе?

– Расскажите об осанке ровесников Бори.

– Как выглядел Боря, приехав с мамой отдыхать в деревню в августе?

Выслушав учеников, учитель советует им наблюдать за своей осанкой в зеркало или оконное стекло.

– Что сказал маме Боря после разучивания специальных упражнений на формирование осанки?

Выслушав ребят, учитель говорит, что предупредить неправильную осанку значительно легче, чем ее исправить, и знакомит учеников со специальными упражнениями на формирование осанки (см. рис. на с. 14).

– Сегодня мы разучим эти упражнения. И вы будете выполнять их дома. Кто из вас уже выполняет какие-нибудь из этих упражнений? (Если таковые окажутся, учитель просит их показать.)

– Упражнения научат вас владеть телом, разовьют ваши мышцы. Узнайте у мамы и папы: делали ли они в детстве специальные упражнения на формирование осанки?

Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что осанку формирует не только зарядка, но и бег, подвижные игры или пешие прогулки.

Упражнения следует выполнять если не на открытом воздухе, то в хорошо проветренной комнате. Проветривание снижает загрязненность воздуха в 3–5 раз.

– Через какое время бабушка заметила исправления в осанке Бори?

– Как стали относиться к Боре ровесники Павел и Эдик через полгода?

– Какое влияние на организм человека оказывает правильная осанка?

– Почему мы сегодня с вами говорили об осанке? Потому что школьный врач отметил у многих из вас незначительные отклонения в фигуре. Вам надо с сегодняшнего дня делать специальные упражнения и не откладывать эти занятия на завтра или послезавтра.

Послушайте, что говорится в стихотворении С.Бранта:

Клянется часто сын заблудший:
Уж завтра я стану лучше!
Но это завтра никогда
Не наступает, вот беда!
Спеши сегодня лучше стать –
Не будешь завтра так страдать.

– Через две недели мы проведем конкурс на лучшее выполнение упражнений для правильной осанки, которые вы разучите сегодня.

Вторая часть урока

Разучивание упражнений.

Подвижная игра.

2-й КЛАСС

Задачи: дать школьникам знания, необходимые для самостоятельных занятий по формированию осанки, рассказать о значении правильного дыхания во время упражнений.

Первая часть урока: беседа.

Учитель читает стихотворение С.Маршака «Знаки препинания».

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!

Специальные упражнения на формирование осанки

...Учитель делает паузу и просит одного из учеников написать на доске восклицательный знак.

После чего продолжает читать.

Притащился кривоносый
Вопросительный знак
Задает он всем вопросы:
– Кто?
Кого?
Откуда?
Как?

Учитель просит написать на доске вопросительный знак.

– Какой из этих знаков препинания стройнее и красивее? – спрашивает учитель. – Правильно! Восклицательный знак!

Потом учитель прочитал ребятам рассказ.

Победа Эдика

Валера с одноклассником Эдиком пошли на пришкольную площадку поиграть. Но в этот день им не повезло: начался дождь. Мальчики побежали спрятаться от дождя к Валере.

– Валера, посмотри на себя в зеркало: твоя фигура напоминает вопросительный знак. Отчего это?

– Не знаю!

– У меня раньше тоже фигура была некрасивой, я был таким же сутулым. В школе учился так себе, быстро уставал. Мы с мамой пошли к врачу. Тот посоветовал больше заниматься физкультурой. Я послушался. По утрам стал делать зарядку. Чаще играть в мяч на улице. Но особенно мне помогли специальные упражнения на исправление осанки, которые я делаю уже полгода. Видишь, какая у меня теперь фигура?

– Красивая, – говорит Валера. – А у меня на физкультуру времени не хватает. Долго сижу за домашними уроками. Потом занимаюсь в музыкальной школе.

– Но ты же хочешь исправить осанку? – спросил Эдик.

– Хочу.

– Давай я помогу тебе разучить специальные упражнения.

– Вот это здорово! – воскликнул Валера. – Ты хороший друг!

И они стали разучивать упражнения.

Валера пришел домой радостный.

– Мама, мы сегодня с Эдиком разучили упражнения для красивой осанки!

– Где вы их нашли? – спросила мама.

– В учебнике!

– В каком таком учебнике?

– По физкультуре!

Валера показал маме, как он делает упражнения. Причем правильно дышал: поднимал и разводил руки – делал вдох, когда опускал – выдох; при приседании и наклонах: приседая и наклоняясь, делал выдох, выпрямляясь – вдох. При ходьбе на месте дышал равномерно.

Потом Валера сказал, что Эдик выполняет эти упражнения ежедневно. Валера вырос на 4 см и перестал сутулиться.

– О чем говорится в рассказе?

Ученики отвечают: «Об осанке!».

Учитель приводит определение осанки из словаря С.Ожегова: «Осанка – внешность, манера держать себя (преимущественно о положении корпуса, складе фигуры)».

– Какими занятиями Эдик добился красивой осанки?

Вот как надо дышать во время выполнения специальных упражнений на осанку.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

  1. Ходьба на месте – дыхание равномерное.
  2. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Разводим руки в стороны, вытягиваем вперед, поднимаем вверх – вдох. Возвращаемся в исходное положение – выдох.
  3. И.п.: cтоя, одну ногу согнуть и поднять колено к животу – выдох, вернуться в исходное положение – вдох. То же с другой ногой.
  4. Присесть – выдох, встать – вдох.

– Какие из этих упражнений вы делаете дома?

– Выполняют ли такие упражнения ваши сестра, брат?

– Какое значение для здоровья имеет правильная осанка?

Учитель обобщает ответы учеников и говорит: «Ученику с хорошей осанкой легче учиться, он меньше устает, он скорее разовьет силу и ловкость...».

Затем учитель приводит высказывание Ш.Х. Сефферта: «В Древней Греции считали, что чем лучше осанка, тем весомее личность человека».

Вторая часть урока

Разучивание упражнений.

Подвижная игра.

Окончание следует

 

Виктор Верхлин ;
Галина Верхлина