Сердце и сосуды обеспечивают кровью все органы тела. При заболеваниях сердца страдает не только оно само, но и другие органы. Больному сердцу труднее перекачивать кровь по сосудам, и поэтому организм получает меньше нужных ему питательных веществ и кислорода. В последнее время заболевания сердца и сосудов заметно «помолодели». Такие заболевания, как артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца (стенокардия), ранняя форма атеросклероза и даже инфаркт миокарда, стали встречаться уже в школьном возрасте. За последние 5 лет распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у детей увеличилась на 13%. Возросло число детей с врожденными заболеваниями сердца и сосудов
Почему
возникают проблемы?
Во-первых, современные мамы, увы, имеют целый букет серьезных хронических заболеваний, которые влияют на развитие плода. Во-вторых, роды в 60% случаев проходят с осложнениями (по официальным данным). А это значит, что у большинства новорожденных в будущем могут появиться заболевания сердца. В-третьих, загрязнение воздуха, почвы и воды промышленными отходами, транспортом, радиацией оказывает неблагоприятное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы детей.
Негативно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы ребенка также и социальная среда. Одной из важнейших составляющих ее для ребенка является школа. Нужно помнить, что учеба – это очень нелегкая работа. Родители и школа должны сделать все, чтобы сохранить здоровье ребенка, ставшего учеником. Первая забота родителей будущих первоклашек – своевременный и полный медицинский осмотр детей. По существующим правилам каждого ребенка перед школой должны осмотреть следующие специалисты: педиатр, окулист, хирург, психоневролог, отоларинголог, стоматолог и логопед. Полный медицинский осмотр учащихся в школе (диспансеризация) должен проходить ежегодно. Это необходимо для того, чтобы в случае обнаружения каких-либо отклонений в состоянии здоровья провести своевременное и эффективное лечение школьника.
Сердечно-сосудистая система ребенка остро реагирует на увеличение умственной нагрузки и снижение двигательной активности. Задача школы и родителей – помочь ребенку приспособиться (адаптироваться) к новым условиям жизни. Прежде всего необходимо организовать правильный режим дня, полноценное питание, отдых и достаточную двигательную активность.
Любые отрицательные эмоции плохо сказываются на сердце и сосудах ребенка. Доброжелательность, терпение и помощь – лучшее средство против плохой успеваемости и стресса. И очень важно, чтобы и учителя, и родители это понимали.
Все можно поправить, но утраченное здоровье не вернешь! Вот почему мы говорим о том, что сердце надо беречь с детства! Здоровье ребенка во многом зависит от школы. Учителя, зная особенности детского сердца и хорошо представляя, что полезно для него, а что вредно, могут помочь учащимся сохранить сердце здоровым.
Насос размером с кулак
Сердце – это особая мышца, которая сокращается и расслабляется автоматически, без каких-либо усилий с нашей стороны. Сердце работает как насос, перекачивая кровь по всему организму. Размер сердца примерно соответствует размеру кулака.
Движение крови через сердце, по кровеносным сосудам (артериям, капиллярам и венам) называется кровообращением. Кровь, проходя по кровеносным сосудам, доставляет кислород, витамины, минеральные соли и питательные вещества (белки, жиры, углеводы) всем органам и тканям и забирает от них все «отработанные» вещества и углекислый газ.
Длина кровеносных сосудов человека – почти 100 тысяч километров! Если расположить их на одной линии, то можно 2,5 раза опоясать земной шар по экватору. Несмотря на такую большую протяженность сосудов, сердце перекачивает кровь через весь организм меньше чем за минуту.
Рост и развитие ребенка происходят неравномерно. В какой-то период быстрее, в другой – медленнее. Новорожденный ребенок растет быстро, быстро растет и его сердце. Вес сердца уже к 1 году удваивается, к 2–3 годам утраивается, к 15–16 годам увеличивается в 10 раз.
Для того чтобы определить, хорошо ли сердце и сосуды справляются со своей работой, у ребенка измеряют пульс и артериальное давление.
Пульс. В результате сокращения сердца в артериях повышается давление – и возникают ритмические колебания их стенок, которые называются пульсом. Пульс легко можно прощупать у себя или у кого-нибудь другого. Для этого нужно положить пальцы на запястье или на висок. Под пальцами вы почувствуете толчок – удар крови в сосудах. Это означает, что сердце сократилось один раз.
Частота пульса измеряется количеством ударов за 1 минуту (уд./мин.). Необходимо помнить, что частота пульса у детей выше, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем чаще у него пульс. Так, у здоровых детей частота пульса равна в 6–7 лет 90–95 уд./мин., в 8–9 лет – 85–90 уд./мин., в 10–12 лет – 84–86 уд./мин., в 13–15 лет – 70–80 уд./мин.
У детей пульс может очень быстро изменяться. Когда ребенок бегает или играет в подвижные игры, пульс учащается. Сердце бьется чаще, чтобы обеспечить работающие мышцы большим количеством кислорода. Пульс может учащаться и от испуга, волнения, радости. В таких ситуациях в организме вырабатывается гормон адреналин, который ускоряет сокращения сердца. Если ребенок болен и у него поднялась температура, то частота пульса возрастает. Во время отдыха и сна сердце тоже отдыхает и пульс замедляется.
Артериальное давление. В результате деятельности сердца в сосудах создается определенное давление крови. Благодаря артериальному давлению кровь течет к головному мозгу, расположенному по уровню выше сердца.
По мере роста и развития ребенка величина артериального (кровяного) давления изменяется. Чем младше ребенок, тем ниже у него артериальное давление. Величина систолического (максимального) артериального давления у детей в 6–7 лет составляет 95–100 мм рт. ст., в 8–9 лет – 100–105 мм рт. ст., в 10–12 лет – 105–110 мм рт. ст., в 13–15 лет – 110–120 мм рт. ст. Величина диастолического (минимального) артериального давления составляет в 6–¬7 лет 57–58 мм рт. ст., в 8–9 лет –59–60 мм рт. ст., в 10–12 лет – 60–62 мм рт. ст., в 13–15 лет – 65–75 мм рт. ст.
Если ребенок бегает, прыгает, играет в подвижные игры, то у него повышается систолическое давление, а диастолическое или не изменяется, или немного снижается. Это нормальная реакция организма. В то же время отрицательные эмоции, умственные перегрузки, длительные статические нагрузки (например, когда ребенок сидит за партой) могут вызывать повышение артериального давления. Это отрицательно сказывается на работе сердца.
Развитие сердечно-сосудистой системы ребенка происходит неравномерно.
Два важных возраста
В возрасте 6–7 лет сердце ребенка интенсивно развивается и потому особо чувствительно к различным неблагоприятным воздействиям среды. Именно в этом возрасте подавляющее число детей приступают к обучению в школе. Многочисленные исследования показали, что первый год обучения ребенка в школе является самым трудным, процесс приспособления (адаптации) к школьному режиму у многих детей замедлен и протекает напряженно. Сердечно-сосудистая система активно участвует в процессах адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Часто именно в этом возрасте у детей отмечаются такие нарушения, как тахикардия – увеличение частоты сердечных сокращений – и экстрасистолия, характеризующаяся перебоями в работе сердца.
Здоровье школьника во многом зависит от психологического климата в школе, личности учителя. Если у школьника не складываются отношения в классе, а также с учителем, то ребенок чувствует себя в школе некомфортно, это способствует развитию стресса, особенно у детей с ослабленным здоровьем, тревожных, нервных. Сердце незамедлительно реагирует нарушением ритма.
Большое влияние на состояние сердечно-сосудистой системы ребенка оказывают взаимоотношения в семье. Ссоры между родителями, пьянство, взаимные оскорбления и обиды создают тяжелый психологический климат, что является для ребенка источником глубоких, ранящих душу отрицательных эмоций. Это может стать причиной невроза и различных заболеваний сердца и сосудов.
Вторым важным периодом развития сердечно-сосудистой системы школьников является подростковый возраст (12–14 лет). В этот возрастной период происходят существенные изменения сердечно-сосудистой системы: кровеносные сосуды интенсивно растут в длину, а увеличение размеров сердца происходит гораздо медленнее. Сердце работает с большим напряжением, повышается риск развития вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. В частности, уже доказано, что гипертоническая болезнь, считавшаяся раньше «привилегией» пожилых людей, может проявляться уже у 13-летних подростков. При повышении артериального давления, а именно это и считается первым и основным симптомом гипертонии, ребенок может испытывать сильную головную боль, тошноту, слабость. Чаще всего эти проявления кратковременны, и случаются они, к счастью, редко.
Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшими биологическими факторами – половым созреванием и связанными с ним глубокими эндокринными перестройками. Процесс полового созревания сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему. На этом этапе развития ухудшаются внимание, память, мышление, что является причиной хорошо известных изменений в поведении подростка (повышенная нервозность, утомляемость, эмоциональность, двигательная расторможенность, агрессивность и т.д.). Часто подростки на уроках отвлекаются, они заняты своими мыслями, их внимание отключается. Многие подростки не могут сконцентрироваться на изучаемом предмете, крутятся, вертятся, разговаривают с соседями, занимаются на уроке посторонними делами.
Все это – проявления временного дисбаланса в регуляции работы головного мозга, возникающего вследствие гормональных перестроек. Это естественный ход процесса развития, и никакими средствами (педагогическими, медицинскими и т.п.) эти временные трудности устранить невозможно. С ними необходимо считаться и относиться к подростку в это время с особым терпением и пониманием.
Индивидуальный подход к школьникам на этом этапе развития приобретает особую значимость.
«Злое слово камнем на сердце падает», – гласит пословица. И действительно, сердечно-сосудистая система активно реагирует на психическое и эмоциональное напряжение. В процессе учебы причинами сильных эмоциональных всплесков могут стать отношения с окружающими людьми, низкая успеваемость, контрольные работы, экзамены, недостаток времени для успешной учебы и т.д. Сильные эмоции вызывают учащение пульса, а также расширение или сужение кровеносных сосудов. Нередко эмоциональное напряжение приводит к спазмам сосудов головного мозга, что вызывает головокружение, тошноту, иногда рвоту, носовое кровотечение.
В помощь учителю
Если у ребенка обморок или носовое кровотечение, необходимо срочно вызвать школьного врача или медицинскую сестру, а если это невозможно, то учитель может сам оказать ребенку первую помощь.
Обморок – это кратковременная потеря сознания, связанная с нарушением кровообращения мозга. Причиной обмороков у детей могут быть страх, испуг, сильная боль, недостаток кислорода в воздухе, которым дышит ребенок, что обычно бывает в переполненном людьми и непроветриваемом помещении, длительное голодание («голодный» обморок). Обычно перед обмороком ребенок жалуется на слабость, головокружение, тошноту, кожа быстро бледнеет, тело ребенка покрывается холодным липким потом.
Чем опасен обморок? Когда ребенок теряет сознание, он падает и может причинить себе травму, при обмороке у ребенка может возникнуть рвота – и рвотные массы могут попасть в дыхательные пути, что очень опасно для жизни ребенка.
Что делать, если у ребенка обморок? Прежде всего уложите ребенка, ноги обязательно приподнимите выше головы – это усилит приток крови к мозгу. Голову ребенка поверните набок, чтобы, если возникнет рвота, он не захлебнулся. Если возникла рвота, очистите рот от рвотных масс салфеткой или полотенцем. Освободите шею, грудь и талию ребенка от стесняющей одежды, так как она будет затруднять дыхание. Откройте окно для доступа свежего воздуха, оботрите его лицо, шею, руки, грудь прохладной водой. Если сознание ребенка не восстанавливается, смочите ватку нашатырным спиртом или 9%-ным раствором уксуса и поднесите ее к носу, но не ближе чем на 5 см. Ватка должна быть предварительно хорошо отжата, так как попадание капель нашатырного спирта на кожу или слизистые оболочки может вызвать ожог. Если после этого сознание ребенка не восстанавливается, немедленно вызовите «скорую помощь».
Носовые кровотечения могут быть вызваны разными причинами: повышенной ломкостью стенок сосудов после перенесенного вирусного заболевания, в случае недостаточного потребления некоторых витаминов с пищей (С и РР); вегетососудистой дистонией, переутомлением. Носовые кровотечения также могут наблюдаться при повышении артериального давления и заболеваниях носоглотки.
Носовые кровотечения – частое явление у детей, особенно в жаркую погоду. Хотя при этом и выходит много крови, что почти всегда вызывает суматоху и волнения, подобные кровотечения редко бывают серьезными, и, как правило, нет нужды вызывать врача.
Как помочь ребенку при носовом кровотечении? Для остановки носового кровотечения ребенка надо посадить и немного наклонить его голову вперед. На область носа и переносицы положить ткань (например, носовой платок), смоченную холодной водой. Марлевый тампон, пропитанный 3%-ным раствором перекиси водорода, ввести в носовой ход на стороне кровотечения и прижать обе половинки носа к носовой перегородке. Ребенок должен дышать ртом 10–15 минут. При этом не следует разговаривать, двигаться, сморкаться. На затылок можно положить смоченное холодной водой полотенце. Кровь, попадающую в рот, надо сплевывать, ее нельзя глотать!
Если носовое кровотечение продолжается свыше получаса, если оно связано с сильным падением и ушибом головы, если кровь, вытекающая из носа, смешана с прозрачной жидкостью, необходимо срочно обратиться за медицинской помощью.
Окончание следует
|