Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2006

Взгляд физиолога

Альфа и омега начальной школы

Окончание. Начало в № 6/2006.

Рабочая поза

Чтобы работоспособность младших школьников как можно дольше сохранялась на достаточно высоком уровне, необходимо обеспечить им рациональную, удобную рабочую позу. Поза сидя является весьма утомительной, особенно для детей младшего школьного возраста. Сидеть же им приходится довольно долго (4–5 уроков в школе и дома при выполнении домашних заданий, просмотре телепередач, за компьютером).

Положение сидя, слегка согнувшись, сопряжено со значительной статической нагрузкой, увеличением энергетических затрат, изменением характера дыхания и работы сердца. При исследовании биоэлектрической активности мышц спины было установлено, что оптимальной рабочей позой сидя для учащихся младшего школьного возраста является произвольно изменяемая поза от прямой до наклонной (угол с горизонталью около 65о).

Длительное сохранение прямой позы сопровождается нарастанием амплитуды биопотенциалов мышц спины и свидетельствует о существенном напряжении их работы. Нарастание амплитуды биопотенциалов этих мышц при наклонном положении туловища значительно меньше. Когда дети произвольно изменяют положение туловища от прямого к наклонному и обратно, биопотенциалы мышц спины то нарастают, то уменьшаются. В результате суммарная амплитуда биотоков уменьшается, что говорит о более экономном режиме работы мышц спины. А это, в свою очередь, является залогом профилактики снижения общей работоспособности детей при учебной работе в школе.

Оптимальная высота стола и стула, предупреждающая неправильную позу и нарушение осанки, зависит от роста ребенка (см. таблицу). Сидеть на стуле надо так, чтобы область поясницы опиралась о спинку сиденья, ноги стояли на полу или подставке и были согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах. При этом сидеть за столом надо прямо, при рисовании или письме слегка наклоняя голову и положив обе руки на стол, держа спину прямой, чтобы лопатки располагались симметрично, а расстояние от глаз до стола составляло 25–30 см.

Таблица

Высота стола и стула в зависимости от роста ребенка

Длительный просмотр телевизионных передач, как и работа за компьютером, утомляет глаза. Через каждые 30–45 минут зрительной работы нужно делать перерыв на 5–15 минут, чтобы не возникло утомления глаз. В это время хорошо выполнить несколько физических упражнений – махи руками, наклоны, приседания, ходьбу, а также специальные упражнения для глаз, чтобы восстановить работоспособность. Снять утомление глаз помогут такие простые упражнения.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на то же время. Повторить 6–8 раз.
  2. Быстро моргать в течение 1–2 минут.
  3. Смотреть прямо перед собой 2–3 секунды, затем поставить палец руки на расстояние 25–30 см от глаз, перевести взгляд на него на 3–5 секунд, повторить 10–12 раз. Кто носит очки, не снимает их.
  4. Опустить веки и массировать глаза круговыми движениями пальцев в течение минуты.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко в течение 1–2 секунд. Повторить 3–4 раза.

Все упражнения, кроме третьего, выполнять сидя. Они способствуют улучшению кровообращения и расслаблению утомленных мышц, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости. Улучшению зрительной функции способствует самомассаж мышц задней и боковой поверхностей шеи (до 5–6 минут).

Для профилактики близорукости полезно выполнять такое упражнение для глаз.

На оконное стекло на уровне глаз наклеивается кружочек диаметром 3–5 мм, желательно красного цвета. Затем нужно встать на расстояние 30–35 см от этой метки и переводить взгляд с кружка на какой-нибудь удаленный предмет за окном, находящийся позади кружка, и обратно. Такое упражнение тренирует цилиарную мышцу, которая отвечает за аккомодацию глаза. При взгляде на кружок она напрягается, а при переводе взгляда на отдаленный предмет – расслабляется. Выполнять такое упражнение надо утром и вечером по 3 минуты (каждым глазом отдельно) в течение 3 дней, потом длительность доводят до 5 минут, а к концу месяца – до 7. Затем делают перерыв на 2 недели, и курс повторяется, при необходимости до 4 раз. Такая профилактика позволяет в 5 раз уменьшить прогрессирование близорукости, чем при коррекции зрения только очками.

Однако помогает это упражнение только в том случае, если причиной близорукости является плохая аккомодация, и, конечно, наилучшие результаты достигаются, если процесс не зашел далеко, – при близорукости до 3 диоптрий.

Распорядок дня

Соблюдение хорошо спланированного распорядка дня создает предпосылки успешного выполнения всех дел. Возникает уверенность, что все успеешь. Ритмичное чередование сна и бодрствования, работы и отдыха требует меньшего нервного напряжения, исключает спешку и перегрузки. Активный отдых в перерывах между занятиями дает очень хороший результат, особенно если он включает не просто движения и игры, а упражнения под музыку, ритмическую гимнастику.

Это средство эффективно не только в школе, но и дома, в 10–15-минутных паузах между 40–50-минутными занятиями домашними заданиями или дополнительными занятиями.

Сон – важнейшее средство восстановления нервной системы и всей психоэмоциональной деятельности после напряженного труда. Поэтому, какими бы важными ни были накопившиеся дела, отрывать на них время от сна нельзя. Кстати, не зря в народе говорят, что дети растут во сне. Оказывается, гормон роста соматотропин больше всего вырабатывается в ночные часы, а значит, в это время происходит наиболее интенсивный рост. Сколько же времени надо спать ребенку? По мнению одного из крупнейших педиатров академика А.Ф. Тура, длительность сна в 3–5 лет должна быть около 12,5 часа, в 6–10 лет – 10,5 часа, а до 15 лет – не менее 8,5 часа. Конечно, эти цифры ориентировочные, и продолжительность сна очень зависит от условий – свежего воздуха, тишины, удобной (но ни в коем случае не мягкой!) постели.

Много времени у школьников занимают учебные занятия. Даже в начальной школе это 3–4 урока в день, да еще и час–два приготовления домашних заданий. Два с половиной часа отводятся на чтение и другие занятия по интересам, еще столько же – на прием пищи, зарядку, разные домашние дела. И последнее по порядку, но не по значимости: спортивные занятия, игры, прогулки на свежем воздухе, на которые должно приходиться не меньше 3,5 часа ежедневно.

 

Валентина Зайцева