В современной российской школе нет специальной программы
раздельного обучения для мальчиков и девочек. Хотя появились учебные заведения, которые пытаются учитывать
психофизиологические различия учеников разного пола.
Надо ли развести мальчиков и девочек
по разным классам?
Природные различия
Считается, что ребенок готов к школьному обучению в 6–7 лет независимо от половой принадлежности. На самом деле готовы обычно бывают девочки, так как к первому классу они по биологическому возрасту приблизительно на год старше мальчиков.
Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики, и до школы развиваются быстрее. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое, поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях. Но в подростковом возрасте мальчики начинают обгонять девочек в левополушарном развитии.
Согласно многочисленным исследованиям девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, зато они лучше справляются с заданиями на сообразительность.
За различием в психике мальчиков и девочек стоят особенности организации мозга. У детей непропорционально маленькое по сравнению с взрослыми мозолистое тело – образование, соединяющее два полушария мозга, поэтому обмен информацией между полушариями у них затруднен. Причем у мальчиков и мужчин мозолистое тело тоньше, чем у девочек и женщин. Поэтому у лиц мужского пола левое или правое полушарие избирательно включается в мыслительные процессы. Им трудно сопоставить информацию, обрабатываемую каждым полушарием в отдельности. Однако, несмотря на то что мозг мальчиков созревает позднее по сравнению с мозгом девочек, это более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система. Более развитые лобные ассоциации и передний мозг делают мышление мальчиков творческим.
Что видят учителя
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Именно эта методика обучения применяется в школе, где от детей требуют действовать по образцу. А мальчиков надо подталкивать к нахождению принципа решения, в то время как им предлагают действовать по шаблону. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.
Традиционное школьное образование лучше подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому девочки, особенно в начальной школе, учатся лучше. Существующие методики и программы подходят левополушарным девочкам, а не правополушарным мальчикам. Поэтому правополушарные мальчики больше подвержены школьным неврозам.
Педагогическая наука накопила большой арсенал различных методов обучения, но используются они в смешанных классах без учета физиологических особенностей детей. При этом предполагается, что эти методы одинаково приемлемы как для девочек, так и для мальчиков. Однако психофизиологические различия детей заставляют говорить о необходимости дифференцированных методик преподавания. Опыт раздельного обучения пока не вошел в массовую практику. Но формальное разделение учеников на разные классы по признаку пола и при этом использование одинаковых методик обучения не имеет смысла.
Объект нашего исследования
Мы попытались изучить психофизиологические особенности учащихся в условиях традиционного и раздельного обучения. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 82 г. Новосибирска. Были обследованы 320 учащихся 12–15 лет, обучающихся в условиях традиционного и раздельного обучения с 1-го класса. Исследование проводилось с использованием компьютерной программы «Оценка психофизиологического состояния организма человека «Status PF».
Были рассмотрены следующие параметры:
1. Нейродинамические характеристики,
включающие:
- простую зрительно-моторную реакцию
(ПЗМР) на световой раздражитель;
- простую слухомоторную реакцию (ПСМР)
на звуковой раздражитель;
- уровень функциональной подвижности
нервных процессов (УФП НП);
- силу нервной системы (теппинг-тест).
По данным теппинг-теста вычислялся показатель динамической работоспособности (ПДР), позволяющий оценить силу нервных процессов.
2. Психологические показатели:
- объем механической и смысловой памяти;
- объем внимания и переключение внимания;
- оценка уровня тревожности.
3. Функциональные показатели:
- реакция сердечно-сосудистой системы
на наклоны туловища;
- умственная работоспособность
(корректурные таблицы Анфимова);
- психофункциональное состояние
организма (тест «САН»);
- стрессоустойчивость;
- проба Руфье.
Все результаты обработаны методами вариационной и разностной статистики с применением t-критерия Стьюдента при уровне значимости p k 0,05.
Какие мы получили
результаты
1. Мы провели анализ психофизиологических различий у учащихся из классов традиционного и раздельного обучения.
В учебно-педагогическом процессе немаловажную роль играют нейродинамические процессы, такие, как скорость сенсомоторной реакции, уровень функциональной подвижности и сила нервных процессов, внимание, память.
Время простой сенсомоторной реакции является адекватным показателем функционального состояния нервной системы, а также интегральным показателем скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги. В качестве психофизиологического критерия, косвенно характеризующего эффективность выполняемой человеком работы, мы использовали показатели сенсомоторных реакций. Изучение простой зрительно-моторной реакции мальчиков позволило установить, что мальчики, находящиеся в условиях раздельного обучения, превосходили мальчиков, обучающихся в условиях традиционного обучения, по скорости реагирования на зрительный и слуховой раздражители.
Кроме того, мальчики из классов раздельного обучения меньше ошибались при выполнении заданий с включенным световым раздражителем, что свидетельствует о лучшем функционировании центральной нервной системы и лучшей стабильности реагирования по сравнению с мальчиками из классов традиционного обучения.
А вот девочки разных типов обучения не показывали различий в скорости реагирования, однако девочки из классов раздельного обучения меньше делали ошибок в работе и отличались большей стабильностью реагирования на зрительный раздражитель по сравнению с девочками из смешанных классов.
Определение уровня функциональной подвижности основных нервных процессов проводилось в режиме навязанного ритма. В условиях традиционного обучения у мальчиков наблюдалась более быстрая генерация процессов возбуждения в центральной нервной системе. Это говорит о более быстром вхождении в ритм при выполнении задания. В то же время в условиях раздельного обучения скорость реакции на зрительный раздражитель в режиме навязанного ритма больше как у мальчиков, так и у девочек.
Весьма чувствительным показателем состояния высших психических функций человека является внимание. Анализируя показатели внимания, мы выявили более высокий объем внимания у школьников обоего пола в условиях раздельного обучения. У мальчиков из раздельных классов отмечались также лучшие показатели по времени переключения внимания по сравнению с мальчиками из смешанных классов.
Тесно связаны с реализацией процессов внимания процессы памяти. Более высокие показатели как механической, так и смысловой памяти мы отметили у школьников обоего пола, обучающихся раздельно.
2. Нейродинамические и психологические показатели улучшаются по мере взросления человека. Поэтому интересным моментом нашей работы явилось изучение психофизиологических параметров школьников обоего пола в динамике двух лет (с 2003 по 2005 учебный год). Оказалось, что возрастная динамика сложной зрительно-моторной реакции как у мальчиков, так и у девочек, находящихся в условиях раздельного обучения, лучше, чем у детей из классов традиционного обучения, где значимых различий за два года не наблюдалось.
Анализ количества ошибок при выполнении задания на зрительно-моторную реакцию при световом раздражителе показал, что качество работы лучше у мальчиков из классов раздельного обучения. У девочек эта тенденция выражена еще больше.
А вот механическая память оказалась более развитой у мальчиков, обучавшихся отдельно, тогда как у девочек, наоборот, она была лучшей в классах традиционного обучения.
Анализ возрастной динамики показателей смысловой памяти позволил отметить достоверное улучшение памяти как у мальчиков, так и у девочек в условиях раздельного обучения.
3. Анализ стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы школьников при выполнении коротких, требующих быстрого решения математических заданий, выявил низкую стрессоустойчивость организма мальчиков в условиях раздельного обучения по сравнению с традиционным.
Информативным показателем психофункционального состояния человека является личностная тревожность. Очень высокая личностная тревожность свидетельствует о наличии невротического конфликта, эмоциональных и невро¬тических срывах и о начале психосоматических заболеваний.
Наши исследования показали, что тревожность присутствует у школьников как в классах раздельного обучения, так и в классах традиционного. Причем при традиционном обучении тревожность у девочек гораздо выше, чем при раздельном.
Очень важный показатель общего здоровья ребенка – реакция его сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. Обследование по пробе Руфье показало, что физическая работоспособность сердца школьников находится в неудовлетворительном состоянии, эта тенденция ярче выражена у мальчиков раздельного обучения по сравнению с мальчиками из смешанных классов.
Наши выводы
- У мальчиков и девочек, обучающихся раздельно, нейродинамические показатели и психологические характеристики лучше, чем у детей обоего пола, обучающихся традиционно.
- Возрастная динамика их физиологических показателей тоже лучше у школьников обоего пола из классов раздельного обучения.
- Адаптация школьников к учебной нагрузке как при раздельном, так и при традиционном обучении происходит за счет напряжения психофункциональных резервов организма.
|