Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2006

Из первых рук

«Неболит» – сделано в Сибири

Как приобщить детей к здоровому образу жизни без занудства и менторских поучений? Свое решение этой непростой задачи предлагает Новосибирский государственный педагогический университет

Точно в десятку!

Вот уже десять лет в Новосибирске проводится городская олимпиада, в которой школьники соревнуются, у кого больше теоретических знаний по ОБЖ и культуре здоровья и кто лучше умеет применять их на практике. Олимпиада организована Управлением образования мэрии г. Новосибирска и Новосибирским государственным педагогическим университетом.

Рассказывает завкафедрой анатомии, физиологии и культуры здоровья НГПУ профессор Роман Айзман: «Особое внимание мы уделяем подготовке будущих учителей. Педагоги любой специальности, от литературы до математики, должны знать физиологические и психологические особенности детского и подросткового организма, чтобы, обучая детей различным премудростям, не навредить их здоровью. Ну а что касается обучения самих детей культуре здоровья, то мы нашли такую форму работы, которая позволяет детям с интересом усваивать новые знания и навыки и проявлять свои творческие способности: каждый год мы проводим для них олимпиаду «Неболит». Десять лет мальчишки и девчонки углубленно изучают теорию, подводят итоги научной работы за год и азартно готовятся к конкурсной программе – оформляют стенды, разучивают песни и танцы, придумывают костюмы и шутки».

Первый олимпийский тур (темы ежегодно меняются) проводится в школах в октябре, во время второго (в декабре) – состязаются районы, а в третьем туре – городском финале –участвуют команды, занявшие первые места в районных соревнованиях. В этом году в финал вышли восемь команд из городских школ и одна команда из сельской школы. Каждая команда состоит из основных игроков (7 человек, преимущественно учащиеся 8–11 классов) и дополнительных (до 10 человек с 6-го по 11-й класс).

«Дух здоровый, тело – тоже, и болеть совсем негоже»…

…один из девизов олимпиады. Творческая атмосфера чувствуется уже в фойе НГПУ: на стендах плакаты и рисунки, стихи и фотографии, выставка оригинальных «средств оздоровления» ¬– каждая команда постаралась сделать защиту своих творческих проектов ярким и интересным зрелищем.

Учащиеся лицея № 200, при котором есть своя конная база – 15 лошадей, изучали возможности оздоровления с помощью иппотерапии. На базу привозят заниматься ребят, страдающих аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Занятия дают пациентам общение, социальную адаптацию, предупреждают стрессы, создают более оптимистичное мировоззрение и, конечно же, улучшают состояние здоровья. И хоть ДЦП нельзя вылечить полностью, но можно улучшить качество жизни больного ребенка.

Дети с патологией зрения учатся в школе № 172 в специальных классах. В этой же школе есть медицинские и психологические классы. Будущие медики и психологи организуют для малышей санпосты, проводят уроки здоровья, занимаются научной работой – отслеживают результаты коррекционных упражнений и психологических тренингов для детей с офтальмологическими проблемами.

Научное общество гимназии № 11 объединяет 120 старшеклассников. В прошлом году они изучали несколько тем, самая интересная – связь между уровнем тестостерона (определялся по коэффициенту соотношения длины указательного и безымянного пальцев рук), успеваемостью и агрессивным поведением мальчиков. Вывод: если уровень тестостерона очень низкий или очень высокий, то и учеба, и поведение ребят оставляют желать лучшего.

Ребята из гимназии № 5 изучали возможность сохранения зрения в процессе учебы в школе, анализировали результаты проведенного ими анкетирования и даже издали буклет «Зрение и компьютер».

Еще были интересные проекты о связи физических нагрузок и иммунитета (школа № 29), о вреде курения (школа № 81). А учащиеся школы № 134 сделали пособие по оказанию первой помощи «Это должен знать каждый», причем в трех вариантах – для малышей, для средних классов и для старшеклассников.

Творческие проекты оценивались с точки зрения актуальности, уровня и самостоятельности исследований, оригинальности и лаконичности защиты.

На стендах команды представляли, какие средства оздоровления они предлагают: массаж и соляную пещеру, спортивные секции и кружок танцев, бальзамы на сибирских травах и продукты питания с повышенным содержанием витаминов, арома- и сказкотерапию.

Самый красочный и оригинальный стенд был у школы № 134. Кукольные дед да баба разыграли целый спектакль – делились друг с другом и со слушателями рецептами здоровья. Среди «рекламируемых» средств такие ноу-хау, как питьевой йогурт с кальцием «Растишка» (пустые бутылочки не выбрасывать, а заполнить песком и с такими «гантелями» ежедневно делать зарядку), «Волшебная варежка» для массажа, тренажер для глаз, «Календарь настроения», медное кольцо от головной боли, «Мешочек радости», который своим ярким желтым цветом и нарисованной забавной рожицей заставит любого улыбнуться.

При выставлении оценок жюри учитывало практическую ценность, научную обоснованность и оригинальность «средства оздоровления».

Играют знатоки

В это же время проходили два теоретических конкурса.

Индивидуальный, на котором основные игроки должны были письменно объяснить, что такое «чрезвычайная ситуация криминогенного характера», и привести примеры безопасного поведения (допустим, чтобы уменьшить риск или избежать нападения с целью ограбления); показать знание темы «ВИЧ/СПИД» и обосновать правила поведения в коллективе, если известно, что в нем есть ВИЧ-инфицированый; ответить на вопросы, какие чрезвычайные ситуации называются «социально опасными» и почему к ним относится наркопотребление.

Конкурс «Маршруты здоровья» – это своеобразное путешествие по «станциям здоровья», расположенным в нескольких аудиториях. Команды должны были выбрать семь из восьми маршрутов и отправить на каждый из них по одному игроку из основного состава. Ребята вытягивали билеты и устно отвечали на вопросы по следующим темам: «Физическая культура и здоровье», «Здоровое питание», «Оказание первой помощи», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Чрезвычайные ситуации», «Репродуктивное здоровье», «Профилактика вредных привычек», «Безопасное поведение в различных ситуациях».

Оценивались не только теоретические знания, но и умение применить их на практике, например, наложить жгут или забинтовать рану (на муляже). Уровень знаний оценивали сотрудники кафедры и студенты. По общей сумме баллов были определены победители теоретического тура.

Побеждают веселые и находчивые

Наконец все команды собрались в актовом зале института на шоу-конкурс «Хочешь быть здоровым – будь им!», который проводили студенты – участники институтской команды КВН. Да и все происходящее в зале очень напоминало эту всеми любимую игру. Судите сами: доска, на которой суммировались баллы за все конкурсы начиная с защиты проектов, приветствие участникам олимпиады от студентов и команд, не прошедших в финал, конкурс среди болельщиков на расшифровку слова «Неболит» – это разминка.

За несколько минут дополнительные игроки от всех команд должны были найти выход из сложных ситуаций (например, в зале неожиданно погас свет, воровство в автобусе, пожар на улице, вы нашли пакет с наркотиками и другие) и показать модель безопасного поведения. Этот конкурс под названием «Социальные опасности» был похож на кавээновский СТЕМ (студенческий театр эстрадных миниатюр). С заданием лучше всего справились ребята из школы № 81 («Продажа биодобавок на улице»), гимназии № 5 («Правила продажи пиротехнических средств») и лицея № 200 (сценка «В вашем коллективе появился ВИЧ-инфицированный»). Жюри оценивало не только уровень теоретической подготовки и умение эффективно действовать в конкретной ситуации, но и убедительность выступления.

Ну и самое долгожданное – домашнее задание на тему «Культура общения – зеркало здоровья». Неблагодарное занятие – пересказывать выступления команд КВН. Просто хочется отметить, что все домашние задания сопровождались веселыми куплетами и танцами, остроумными шутками и неумолкающим смехом в зале. Жюри предстояла трудная задача – определить победителя, выбрать самых-самых из лучших команд города. Оценивались актуальность, научность и зрелищность. По единодушному мнению, победила команда школы № 29, которая и тему раскрыла полностью, и «зажгла» зал больше всех.

А потом были поздравления и награждения. Грамоты и подарки получили учителя, подготовившие школьников к участию в олимпиаде, победители индивидуального конкурса и команда олимпийских чемпионов – школа № 29 Центрального района. Второе место заняла школа № 134 Кировского района, третье – лицей № 200 Заельцовского района-2. Призов было много. Наверное, для ребят самыми ценными стали контрамарки на любой фильм в лучших кинотеатрах Новосибирска (подарок спонсора – кинокомпании «Арт Сайенс Синема Дистрибьюшн»).

***

«Мы чувствуем, что нам уже стало тесно в рамках городского формата, – резюмировал председатель жюри Роман Айзман. – Есть идея сделать региональную олимпиаду, чтобы в финале встречались команды городов Сибирского федерального округа». Ну что ж, удачи!

 

Нина Семина