Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2006

Вместе с психологом

Ярлык – это серьезно!

Так уж получилось, что единственный возраст в жизни человека, когда учеба стоит на первом месте, – младший школьный возраст. Психологи даже утверждают, что примерно с 7 до 9 лет ведущая деятельность личности – учебная.

Действительно, несмотря на то что большинство из нас детский и юношеский возраст посвящают учебе, именно в первом, втором, третьем классах мы особенно сильно дорожим оценками, знаниями, самим процессом обучения и… мнением первого учителя.

Вспомните, как в начальной школе ранжировались приятели: отличник – значит, умный, хороший, «буду с ним дружить». А самым обидным прозвищем было «двоечник», звучало почти так же, как в США «неудачник».

Тогда на наше мнение о людях и происходящих вокруг событиях сильно влияло мнение нашего первого учителя. Мнение учителя в сознании первоклассника доминирующее даже по сравнению с родительским. Часто родители, помогая первокласснику делать уроки, слышат: «А нам не так сказали, эта точка (или еще что-нибудь) ставится не здесь, а вот тут!». Конечно, родителю порой трудно понять, почему ребенок так настойчиво стремится делать, «как сказали», ведь и так, и по-другому правильно, но для ребенка действительно важно, что скажет и какую оценку поставит учитель.

Иногда учителя начальных классов, чувствуя власть, могут вести себя не вполне корректно и сами давать прозвища ученикам. Например, я лично слышала, как весь класс звал девочку «выскочкой», повторяя это слово за учителем и даже не всегда понимая, а что же это прозвище означает на самом деле. Как ни грустен факт, но ярлыки, навешанные на ребенка в первые годы обучения, живут гораздо дольше, чем в подростковом возрасте.

Если ребенок был отличником в первых классах, то и в следующих от него автоматически ожидают того же.

С другой стороны, «любимчики» учителя и отличники становятся формальными лидерами: весь класс прислушивается к их мнению и хочет с ними играть на переменах. Двоечники же, как правило, играют друг с другом, потому что отличники никак не хотят «испачкаться в плохих оценках», общаясь с ними. Таким образом, мудрый учитель в начальной школе может уравновесить тенденцию оценивать другого человека с позиции того, как он учится. В этот период дети даже у родителей частенько спрашивают, как они учились в школе.

Недалекий учитель своей надменной властностью или «искрометными афоризмами» в адрес детей может породить не только конфликты и раздоры в классе, но и аутсайдерство в коллективе.

Не случайно мы затронули эту тему, рассуждая о любви в младшем школьном возрасте. Потому что любовь к своему первому учителю, любовь к школе и любовь к знаниям – такое же чувство, которое можно развить и взлелеять или убить неуместным словом.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Комфортик". Компания предлагает Вам такие услуги как реставрация стальных и чугунных ванн, ремонт санузлов, ремонт стен панелями ПВХ, любые виды комплексного ремонта, заземление загородных домов, акриловые вкладыши в ванну. Качественное и профессиональное выполнение всех видов работ, доступные цены, оплата только после выполнения работ, выезд мастера для производства измерений и консультирования. Подробную информацию Вы найдете на сайте: http://komfortik.ru/.

Но вот звенит звонок с последнего урока, первоклассники бегут домой, чтобы пообедать, сделать уроки, а самое главное – поиграть во дворе. Дворовая компания также часто состоит из одноклассников, но может быть и по-другому.

Давайте заглянем, во что, где и с кем играют первоклассники после школы.

Вот девочка раскладывает все свои игрушки по комнате, берет палочку и листы бумаги. Палочка – указка, тетрадь – журнал, игрушки – ученики. Только послушайте, что она говорит. Оказывается, этот плюшевый мишка, что сидит на первом ряду, не кто иной, как ее одноклассник Соколов, отличник, с которым она делится на переменах завтраком, а эта кукла-неваляшка – та самая противная Юлька, которая дразнит ее занудой. Ага, а вот и первая двойка, поставленная незадачливой Юльке прямо в журнал, а девочка-учительница строгим голосом еще и ругает куклу за невыполненное домашнее задание. А кто вот эта собачка в самом дальнем углу комнаты? Да это троечник Лева, который никак не может справиться с «такой простой задачей», но он не дергает девочку за косички и не бегает за ней на переменах, поэтому ему можно иногда и четыре поставить.

– Но вот этому Сашке, – девочка строго указывает на резиновую собачку, сидящую прямо за «отличником Соколовым», – только двойку и поставлю…

Через какое-то время девочка опять пристально смотрит на резиновую собачку и, вздохнув, рисует пятерку рядом с недавно поставленной двоечкой: «Так и быть, прощу на этот раз».

А вот на скамеечке перед подъездом примостились две подружки. У обеих две глазастые куклы и куча «пеленок» в руках. «Дочки-матери» – настолько распространенная игра, что многие думают, что девочки действительно играют в дочек и мам. Но послушаем, что говорят они.

– Ленка, противная, зачем мою накормила, у нее теперь ротик грязный, сейчас я твою так же накормлю…
– Да ты совсем ничего не понимаешь, и кукла у тебя старая такая, вот мне вчера папа из Венгрии вон какую привез, а я тебе не покажу…
– Нет уж, покажи!
– Не проси, не покажу!
– Если покажешь, то я тебе тоже покажу, что мне вчера мама с работы принесла…
– Покажи!
– Ты первая!
– Нет, ты!

Подобные споры могут продолжаться часами, потом девочки неизменно ссорятся, но, уходя домой, обязательно, надув губки, спрашивают друг друга, когда завтра опять выйдут гулять.

Неожиданным вихрем с криками индейца проносится мимо та самая Юлька, которая дергает за косички девочку-учительницу, за ней галопом мчится табун сорванцов с криками:

– Отдай, отдай немедленно, а то хуже будет!

Вся компания забегает за угол дома, через пять минут с победными воплями вылетает ватага пацанов, а за ними Юлька, вертя, как саблю, над головой упавшую с дерева ветку.

А вот мальчишка, согнувшись, почти волоком тащит портфель за смеющейся и о чем-то громко рассказывающей девочкой в красивой юбочке с оборочками.

Не будем больше подглядывать. И оставим в стороне все слова, ярлыки, домысливания и стереотипы. Ведь если мальчик принес девочке домой ее портфель, то это еще ничего не значит. Но «умиленные причитания» взрослых могут навсегда породить в мальчишке стыд и неуверенность. Он и не думал о «любви», просто они шли вместе, а сегодня на уроке читали рассказ, в котором говорилось, что за женщиной нужно ухаживать.

Ведь если задуматься, то что может быть естественней, чем мальчик, несущий портфель девочки?

Кто их поймет, этих детей? Наверное, только они сами или волшебник из любимой сказки. Так пусть их любовь расцветает сама, как дикий цветок в долине детства, которую они и без нас скоро покинут, может быть, не навсегда!

 

Ольга Горбушина