Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2006

Нам пишут

Паспорт зрения

Несколько лет назад мы, как и многие школы Москвы, начали работу по программе «Зрение», разработанной по поручению правительства Москвы сотрудниками центра «Реабилитация». Целью этой программы является быстрое доврачебное обследование природного зрения школьников – скрининг-диагностика, раннее выявление зрительных расстройств.

Мы проверяем зрение у всех учащихся ежегодно. С учетом того, что первым критическим периодом для зрения у детей становится обучение в начальных классах, когда зрительная и психоэмоциональная нагрузка резко возрастает, особое внимание мы уделяем первоклассникам. Зрение у малышей проверяется в присутствии родителей.

Обследование проводится на компьютере: определяются острота зрения, наличие или отсутствие бинокулярного зрения (при этом можно узнать и отклонения вертикальной и горизонтальной осей), данные по прямой и перекрестной диплопии, острота стереозрения. Также тестируется поле зрения в пределах 30о (основные нарушения происходят в центре глаза).

В нашей школе разработан специальный «паспорт зрения», куда заносятся все результаты проверки для каждого ребенка. Сюда же вписываются и данные из медицинской карты поликлиники, в которой дети проходят диспансеризацию.

Вот как выглядит наш «паспорт зрения».

Такая форма записи позволяет проследить состояние зрения каждого школьника год за годом в течение всего периода обучения в школе, проводить сравнительный анализ полученных результатов и на его основе разрабатывать рекомендации по профилактике и лечению зрительных нарушений у школьников.

Если зрение у ребенка падает, то в школу вызываются родители и им даются рекомендации, например, по режиму дня, приему витаминов и т.д. По необходимости проводится коррекция зрения очками КОО.

При небольших нарушениях зрения ребята делают специальные упражнения для глаз в течение нескольких месяцев, после чего опять проводится скрининг-диагностика.

При больших отклонениях от нормы ученика направляют на прием к офтальмологу.

Физический или психический дискомфорт (боль, насморк, кашель, температура, воздействие жары или холода, волнение, гнев, депрессия) могут стать причиной ухудшения зрения.

Создать в школе комфортную обстановку (от режима освещенности до психологической атмосферы), объяснить детям, с какой стороны должен падать свет на тетрадь или книгу, на каком расстоянии от работающего телевизора нужно сидеть и сколько часов в день смотреть телепередачи или работать за компьютером без ущерба для здоровья, – это задача учителей. В школе также можно научить простейшим приемам расслабления глаз.

Вот некоторые упражнения.

  1. На несколько минут в день подставить солнцу закрытые глаза, пока переживаемое состояние приятно.
  2. Накрыть закрытые глаза ладонями обеих рук, «рассматривать» глазами черное поле (черный лик, черную ткань).
  3. Частое моргание дает отдых нервам сетчатки, способствует расслаблению напряженных мышц.
  4. Необходимо почаще на несколько секунд отрываться от работы и смотреть вдаль. Особенно важно делать такие перерывы при чтении и письме.

Министерство здравоохранения и Департамент образования Москвы, ознакомившись с нашей инициативой, издали указ, согласно которому в следующем учебном году всем школам столицы рекомендуется ввести подобную форму работы.

 

Александра Волошинова