Несколько лет назад мы, как и многие школы Москвы, начали работу по программе «Зрение», разработанной по поручению правительства Москвы сотрудниками центра «Реабилитация». Целью этой программы является быстрое доврачебное обследование природного зрения школьников – скрининг-диагностика, раннее выявление зрительных расстройств.
Мы проверяем зрение у всех учащихся ежегодно. С учетом того, что первым критическим периодом для зрения у детей становится обучение в начальных классах, когда зрительная и психоэмоциональная нагрузка резко возрастает, особое внимание мы уделяем первоклассникам. Зрение у малышей проверяется в присутствии родителей.
Обследование проводится на компьютере: определяются острота зрения, наличие или отсутствие бинокулярного зрения (при этом можно узнать и отклонения вертикальной и горизонтальной осей), данные по прямой и перекрестной диплопии, острота стереозрения. Также тестируется поле зрения в пределах 30о (основные нарушения происходят в центре глаза).
В нашей школе разработан специальный «паспорт зрения», куда заносятся все результаты проверки для каждого ребенка. Сюда же вписываются и данные из медицинской карты поликлиники, в которой дети проходят диспансеризацию.
Вот как выглядит наш «паспорт зрения».
Такая форма записи позволяет проследить состояние зрения каждого школьника год за годом в течение всего периода обучения в школе, проводить сравнительный анализ полученных результатов и на его основе разрабатывать рекомендации по профилактике и лечению зрительных нарушений у школьников.
Если зрение у ребенка падает, то в школу вызываются родители и им даются рекомендации, например, по режиму дня, приему витаминов и т.д. По необходимости проводится коррекция зрения очками КОО.
При небольших нарушениях зрения ребята делают специальные упражнения для глаз в течение нескольких месяцев, после чего опять проводится скрининг-диагностика.
При больших отклонениях от нормы ученика направляют на прием к офтальмологу.
Физический или психический дискомфорт (боль, насморк, кашель, температура, воздействие жары или холода, волнение, гнев, депрессия) могут стать причиной ухудшения зрения.
Создать в школе комфортную обстановку (от режима освещенности до психологической атмосферы), объяснить детям, с какой стороны должен падать свет на тетрадь или книгу, на каком расстоянии от работающего телевизора нужно сидеть и сколько часов в день смотреть телепередачи или работать за компьютером без ущерба для здоровья, – это задача учителей. В школе также можно научить простейшим приемам расслабления глаз.
Вот некоторые упражнения.
- На несколько минут в день подставить солнцу закрытые глаза, пока переживаемое состояние приятно.
- Накрыть закрытые глаза ладонями обеих рук, «рассматривать» глазами черное поле (черный лик, черную ткань).
- Частое моргание дает отдых нервам сетчатки, способствует расслаблению напряженных мышц.
- Необходимо почаще на несколько секунд отрываться от работы и смотреть вдаль. Особенно важно делать такие перерывы при чтении и письме.
Министерство здравоохранения и Департамент образования Москвы, ознакомившись с нашей инициативой, издали указ, согласно которому в следующем учебном году всем школам столицы рекомендуется ввести подобную форму работы.
|