Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2006

Нам пишут

Неразрывная связь

Сегодня на учителя начальных классов возложена особая миссия – охраны и укрепления физического и нервно-психического здоровья младшего школьника. Помогая ребенку в обучении, а также раскрывая и поддерживая его творческие способности, мы укрепляем у него чувство психологической защищенности и доверия к жизни, доброжелательное отношение к окружающим

Развитие и поддержка индивидуальности каждого ребенка, воспитание свободной, гуманной, физически развитой, целостной личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры в творческой деятельности, – задача учителя XXI века.

Для этого каждому учителю необходимо быть психологом в любой ситуации. Главная заповедь «Не навреди!» требует бережного отношения к ребенку, целенаправленного устранения внутренней напряженности и конфликтности в детском коллективе.

Учитель, воздействуя на ученика, должен исключить риск нанесения ему душевной травмы. Развивая творческий потенциал детей, нельзя принижать способности младшего школьника. Моделирование ситуации успеха предполагает психологическую установку педагога: эмоционально принимать ребенка таким, каков он есть, и не требовать от него большего, верить в возможности его роста. Такое доверие вызывает естественный эмоциональный отклик в душе ребенка, стимулируя развитие личности, стремление к самосовершенствованию, творчеству.

Даже в классах КРО, где учатся дети с заниженной самооценкой, под воздействием длительной психологической работы у ребят повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, происходит развитие творческих способностей. Многие из них начинают рисовать, сочинять стихи, раскрываются их артистические способности. Вследствие этого повышается уровень успеваемости, укрепляется здоровье учащихся. Тем самым можно подвергнуть сомнению утверждение, будто творческие способности передаются по наследству на генетическом уровне. В действительности же необходимо создать для ребенка такие условия, чтобы ему хотелось творить, чтобы творческая работа находила поддержку и одобрение со стороны окружающих.

Непрямое воздействие на учащихся исключает наставления, приказы, ущемление личности, создает ситуации, в которых у ребенка с большей вероятностью возникает желание изменить свое поведение и отношение к окружающему миру.

Можно решать проблему творчества через искусство – учиться находить совершенное и прекрасное, самим развиваться и совершенствоваться.

Начиная с 1-го класса мои ученики постоянно слушают классическую музыку. Все уроки труда и рисования проходят под музыкальное сопровождение. Уже давно доказано положительное влияние классической музыки на развитие умственных и творческих способностей человека. Дети с огромным удовольствием слушают и посещают концерты органной и классической музыки, спектакли драматического театра, художественные выставки.

В каждом моем выпуске есть дети, которые очень хорошо рисуют. Севостьянов Дима учится в художественном училище, Пашкова Марина – в художественной краевой школе, а Навольнев Алексей выставляет свои картины с 9 лет на всевозможных выставках и конкурсах.

На базе 4-го класса «А» создана и работает детская театральная студия под руководством классного руководителя и режиссера. К каждому празднику дети показывают новые спектакли-миниатюры, участвуют в театрализованных уроках, внеклассных мероприятиях, где учитель практически не принимает участия, а только следит за работой детского коллектива.

Я поощряю детей к тому, чтобы они самостоятельно находили приемы самовыражения.

Таким образом, искусство – это метод формирования творческого сознания и творческого развития. И в любой деятельности, в любых жизненных ситуациях ребенок, усваивая этот принцип, будет выбирать самый лучший творческий путь как в деятельности, так и в жизни, значительно совершенствуя свое мировоззрение.

Перед выполнением контрольной работы я даю детям установку (аутотренинг) на положительный результат: «Я могу», «Я все знаю», «Я справлюсь». И обязательно провожу субсенсорные воздействия (су-джок) для улучшения мозгового кровообращения и обогащения клеток головного мозга кислородом.

Исследования показали, что в результате использования этих методов качество выполненных работ намного выше, нежели без них. Учащимся легче сосредоточиться, повышается скорость чтения: при норме 60–80 слов в минуту дети читают 80–110 слов в минуту. Улучшаются их память и успеваемость.

Такие методы и приемы обучения изменяют отношения между детьми, повышают статус каждого в классном коллективе, и дети овладевают навыками самоконтроля для сохранения физического и психического здоровья. Необходимым качеством творческой личности является ее творческая активность, то есть способность нестандартно и эффективно изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Творческая активность может проявляться в различных жизненных обстоятельствах, в учебе, спорте. Формирование творческой активности предполагает наличие творческих способностей, а ими наделен от природы каждый ребенок.

С целью раскрытия внутреннего «я», творческих начал ребенка мы проводим уроки самоуправления, на которых дети выступают в роли учителей. Ребята сами выбирают тему, готовят наглядные пособия и проводят урок. Уроки проходят весело, интересно, при хорошей дисциплине. Особенно удачны интегрированные уроки с использованием музыки, живописи, театрализации и др.

Суровости и авторитарности противопоставлены доброжелательность, юмор, понимание, что создает атмосферу контакта «ученик – ученик», «ученик – учитель», «учитель – ученик».

Используется «авансирование» доверием, чуткостью, пониманием, сопереживанием другому.

Считаю возможным в практике учителя иногда завысить отдельному ребенку спорную оценку, что приводит к удивительным результатам. Работоспособность, ответственность за сделанную работу у такого ребенка повышаются.

Развитие творческих способностей у учащихся чрезвычайно важно для эффективности их учебы и будущей профессиональной деятельности. Этому способствуют глубокое усвоение системы знаний, стимулирование участия детей в исследовательской деятельности, проводимой в рамках учебного процесса, самостоятельная работа, поддержка научных интересов.

Это проявляется в работе МАН (Малой академии наук) школы, потому что в научном творчестве большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. Творчество основано не только на воображении, но и на мышлении и является следствием включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения. В работе МАН участвуют дети с 1-го по 11-й класс.

Тем самым процесс развития творческих способностей у учащихся не прерывается.

Активизируя стремление ребенка к постоянной творческой деятельности, мы создаем основу для развития заложенных природой в человеке качеств и совершенствуем их.

 

Л. Турнаева