Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2006

Взгляд физиолога

Альфа и омега начальной школы

Нервная система человека очень чувствительна к заболеваниям, психологическим стрессам, чрезмерным физическим нагрузкам. Но она подвергается воздействиям и иного рода. Ведь в период бодрствования, особенно у детей, нервная система испытывает огромную нагрузку от обилия информации, шума, загрязнения окружающей среды. Поскольку научно-технический прогресс запретить невозможно, как и школьные уроки и домашние задания, выход один – рациональная организация труда и отдыха

Ступенчатый метод адаптации

Организм тяжело переносит любые резкие изменения режима функционирования, но значительно легче приспосабливается к плавным изменениям. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах применяется метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре – 3 урока по 35 минут каждый; со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут. Аналогичным образом следует поступать и при выполнении детьми домашних заданий. Разумеется, любые занятия по интересам тоже представляют собой нагрузку для организма ребенка и нуждаются в разумном дозировании.

Функциональная готовность зависит прежде всего от функционального состояния основных физиологических систем, и в частности от состояния ЦНС. Известно, что у детей 7–8 лет после 25–35 минут занятий в классе резко (на 37%) падает интенсивность работы, на 59% ухудшается ее качество. Дети отвлекаются от учебы и начинают заниматься посторонними делами. Если на 10-й минуте отвлекаются лишь 10% школьников 1–2-х классов, то на 20-й минуте – 40%, а после 30-й минуты становятся невнимательными уже большинство учащихся. При этом усиливается их двигательное беспокойство.

Стадии утомления и динамика работоспособности

Причина этого явления заключается в особенностях функциональных возможностей младших школьников – неустойчивости нервных процессов, повышенной возбудимости коры головного мозга, недостаточно развитом внутреннем активном торможении. Непрерывная длительность активного внимания у школьников 1–2-х классов составляет лишь 15–20 минут.

Появление двигательного беспокойства свидетельствует, как правило, о начавшемся утомлении. Это первая стадия утомления. Вторая стадия характеризуется охранительным торможением. Ребенок становится вялым, безучастным, сонливым. Эффективность занятий резко падает, поскольку находится в прямой зависимости от работоспособности и в обратной – от степени утомления.

Недостаточная зрелость функциональных систем младших школьников обусловливает и быстрое снижение работоспособности от урока к уроку. Снижение работоспособности начинается уже на втором уроке. В первую очередь страдает показатель качества работы. Начиная с третьего урока количество ошибок в дозированных заданиях у второклассников достигает 20–25%, а после третьего урока нарастает до 30–35%. Дневная динамика умственной работоспособности учащихся 2-го класса в начале учебного года характеризуется ухудшением качественного показателя после учебных занятий (на 0,7 ошибки / 200 знаков), а также увеличением числа случаев выраженного утомления – на 10,5% к концу учебного дня.

Недельная динамика работоспособности наименее благоприятна в среду, когда наблюдается почти на 10% больше случаев выраженного утомления и меньше благоприятных сдвигов работоспособности. По-видимому, это связано с более насыщенной учебной работой, т.к. именно вторник и среда считаются оптимальными для интенсивной учебной нагрузки. В четверг количество благоприятных сдвигов вновь увеличивается и уменьшается число случаев выраженного утомления.

В конце учебного года показатели умственной работоспособности учащихся 2-го класса достоверно выше (скорость работы увеличивается на 34,7 знака, число ошибок сокращается на 0,7 ошибки /200 знаков). Дневная динамика характеризуется стабильным уровнем показателей на протяжении всего учебного дня.

Работоспособность младших школьников в процессе их учебных занятий зависит не только от возраста и состояния здоровья, но и от тех условий, в которых эти занятия организованы, как в классе, так и дома. Чтобы занятия были не только полезны для психического и умственного развития, но и не приносили вреда осанке и зрению ребенка, нужно соблюдать ряд правил гигиены.

Правила гигиены

Освещенность

Исследования ученых-гигиенистов показали, что уровень освещенности оказывает значительное влияние на работоспособность и состояние зрительной функции. При плохой освещенности (30 лк) у школьников очень быстро наступает утомление зрительного аппарата и начинает снижаться острота зрения (уже после первого урока), а после четвертого урока она падает по сравнению с уровнем до уроков на 20–22%.

Если аналогичная работа выполняется при хорошей освещенности (100 лк), то острота зрения снижается незначительно. Наилучшие результаты были получены при освещенности 200 лк. От уровня освещенности зависит и качество работы. При освещенности в 400 лк число безошибочных работ у учащихся равнялось 70%, а при 100 и 50 лк – соответственно 47 и 37%.

Помимо освещенности, на работоспособность существенно влияют также и другие характеристики световой обстановки в классе: мелькающий, слепящий свет, неравномерность освещения рабочего места.

На работоспособность школьников оказывает также влияние и цветовая гамма окружающих предметов в классе: окраска стен, мебели, цвет штор на окнах и т.д. При одной и той же мощности источников света светлые, теплые тона повышают освещенность в помещении и способствуют повышению работоспособности. К тому же цвет окружающих предметов играет и определенную психогенную роль.

Комната для занятий должна быть светлой (лучше окнами на юг), теплой (18–21о С), легко проветриваемой. Свет из окна на стол (парту) должен падать слева, если у ребенка рабочая рука – правая. Если же ребенок пишет и рисует левой рукой, то при работе свет должен падать с правой стороны. Тогда рука не будет загораживать свет и вызывать излишнее напряжение глаз.

Звуковое воздействие

Шум в классе также может отрицательно влиять на работоспособность школьников. Доказано, что шум оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние всех физиологических систем организма человека и на его работоспособность. Степень же этого влияния связана с уровнем звукового давления и частотой звука. Считается, что шум до 40 дб не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы. На обычных же уроках в классе шум достигает обычно 50–80 дб, частота его колеблется в пределах 500–2000 гц.

Кроме того, многие звуки могут отвлекать внимание ребенка, мешать сосредоточиться на выполнении задания. Порой дети дома делают уроки при включенном телевизоре, под громкую музыку с выраженным ритмом, песни. Времени на выполнение домашних заданий уходит намного больше, а эффективность занятий снижается. Но это не значит, что работать можно только в полной тишине. Да и как ее обеспечить в реальных условиях?

Многие люди, занимающиеся умственным трудом, предпочитают работать под тихую, плавную музыку. С древних времен музыка (как, впрочем, и цвет) является испытанным средством воздействия на настроение, психоэмоциональное состояние, психическую активность человека, способствующим достижению полезных результатов в его деятельности. Однако проведенные специальные исследования показывают, что эмоциональное восприятие звуковых воздействий и цвета (а также их сочетания) у человека весьма индивидуально. По-видимому, оно зависит от ранее сформированных динамических стереотипов, которые находят свое отражение в индивидуальных электроэнцефалограммах и вегетативных реакциях, их устойчивости или иных характеристиках. Так что подбор музыкального сопровождения для умственной работы имеет эмпирический характер и определяется индивидуальными особенностями восприятия музыки.

Воздушно-тепловой режим

От этого фактора существенно зависит функциональное состояние основных физиологических систем, с которыми связана работоспособность школьников. Оптимальной температурой воздуха для учебной работы в классе является 18–20 оС. Температура воздуха выше 23–25 оС вызывает у человека повышение температуры тела и кожи, сближение температур открытых и закрытых участков тела, увеличение частоты дыхания и сердечных сокращений, снижение артериального давления и другие изменения. Это сопровождается снижением работоспособности, падением производительности труда, плохим самочувствием. Длительное систематическое воздействие высоких температур у неакклиматизированного ребенка может привести к заболеваниям.

Высокая температура в классах (до 26о С) вызывает у школьников напряжение процессов терморегуляции, резкое снижение работоспособности к концу уроков. Если при занятиях в классе в условиях комфортной температуры воздуха число ошибок в дозированной работе нарастало к концу уроков в среднем на 30%, то при работе в дискомфортных условиях – на 57–80%.

Во время занятий в классе наряду с повышением температуры и влажности воздуха ухудшаются его физико-химические свойства. В частности, увеличивается концентрация углекислоты, скапливаются аммиак и другие органические вещества, а также изменяется ионный состав воздуха. Начинают преобладать положительные и тяжелые ионы, которые отрицательно влияют на работоспособность. В связи с этим понятно, насколько важна интенсивная аэрация классов и других школьных помещений.

Еще более отчетливо влияние воздушно-температурных условий на работоспособность школьников проявляется при занятиях физической культурой, потому что само по себе выполнение физических упражнений сопровождается повышенным выделением тепла работающими мышцами. На функциональное состояние организма при выполнении физической работы существенно влияют температура, влажность и скорость движения воздуха. Поэтому необходимо уделять особое внимание соблюдению гигиенических условий для занятий:

– площадь помещения должна составлять не менее 4 м2 на одного занимающегося;

– температура, влажность воздуха до и после урока – 15–17о С (для детей спецмедгруппы на 2о С выше гигиенических норм), относительная влажность – 30–60%. К концу урока температура повышается на 2–3о С;

– вентиляция зала, ее тип, исправность (вытяжная искусственная вентиляция включается во время перемены, естественная – через фрамуги и форточки, используется в перерыве между занятиями, а в теплое время года – на занятиях, сквозное проветривание в отсутствие детей через фрамуги и дверь, не реже 3 раз в день);

– освещение – естественное (чистота стекол), искусственное (лампы накаливания, люминесцентные лампы), сила света на уровне пола – 50 люкс;

– санитарное состояние зала и оборудования (режим уборки, ее качество);

– оборудование раздевалок для девочек, мальчиков (крючки, плечики для одежды, скамейка для переодевания, туалет с умывальником, душ) (обращайте внимание на их исправность);

– спортивная форма, ее комплект (обувь, носки, тренировочные трусы, майки, предметы личной гигиены – полотенце, мыло);

– наличие и выполнение правил внутреннего распорядка.

При обеспечении условий для занятий физической культурой следует учитывать, что при физической нагрузке в несколько раз увеличиваются потребление кислорода из окружающего воздуха и выделение организмом углекислого газа. «Коэффициент полезного действия» мышц не превышает 20%, т.е. непосредственно на механическую работу затрачивается лишь около 20% расходуемой энергии. Остальное преобразуется в тепло, которое еще нужно выводить из организма наружу, что тоже требует затрат энергии.

При низкой температуре воздуха повышается кислородный запрос, способность мышц к расслаблению снижается, что может вызвать травму, особенно если не проводилась надлежащая разминка. При высокой температуре воздуха, тем более в сочетании с повышенной влажностью, физиологические реакции организма на мышечную работу изменяются вследствие затруднения теплоотдачи. Поэтому при проведении занятий необходимо обращать внимание на внешние признаки утомления, которые, как правило, отражаются и на поведении занимающихся, вызывают нарушения координации движений. Наиболее типичные внешние признаки утомления: побледнение или покраснение кожи лица; затруднение дыхания, иногда переходящее в одышку; большее или меньшее увеличение потливости.

(Окончание следует)

 

Валентина Зайцева