М.Ф. РЗЯНКИНА,
Е.Н. АНДРЮШКИНА
Здоровье
детей
в образовательных
учреждениях.
Организация
и контроль
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
– 376 с.
Важнейшее стратегическое направление реформы здравоохранения в нашей стране – развитие профилактической помощи детскому населению, что во многом определяется уровнем ее организации в детских образовательных учреждениях.
Предлагаемое пособие составлено двумя опытными врачами-педиатрами, сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии ДВГМУ. С глубоким знанием дела они освещают основные принципы работы врача-педиатра в образовательных учреждениях. Пособие основано на своде справочно-инструктивных материалов, приказов, методических рекомендаций, информационных писем Минздравсоцобеспечения РФ, регламентирующих оказание медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
Несомненный интерес для специалистов представляют материалы ныне действующих документов: штатные расписания медицинского персонала в дошкольных учреждениях и школах, функциональные обязанности медицинских работников, медицинская документация, оснащение и лекарственное обеспечение медицинских кабинетов. Далее речь идет о контроле за состоянием здоровья детей в организованных коллективах; рассматриваются документы, регламентирующие организацию профилактических медицинских осмотров детей разных возрастных групп, раскрывается содержание скрининг-программы, обсуждаются оценка результатов профосмотров, определение группы здоровья.
Читатель знакомится с организацией контроля за течением периода адаптации детей к дет¬скому дошкольному учреждению, мероприятиями, ее облегчающими, с оценкой течения адаптации у первоклассников, коррекцией ее течения; диагностикой готовности ребенка к обучению в школе. Здесь же даны инструкции по проведению психофизиологического обследования, прогностическая таблица определения адаптации первоклассника.
Врачебно-профессиональное консультирование – важнейший аспект деятельности педиатра. В книге даются основные ориентиры для подростковых врачей по медицинским противопоказаниям при тех или иных заболеваниях, позволяющие им рекомендовать подростку с отклонениями в состоянии здоровья выбрать профессию, не только не усугубляющую эти отклонения, но и способствующую их коррекции.
Профилактическая деятельность медицинских работников в детских образовательных учреждениях столь же ответственна, сколь и многообразна. Она включает в себя контроль за их санитарным состоянием и содержанием, специфические мероприятия по предотвращению инфекционных заболеваний с учетом национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, противоэпидемическую работу, дегельминтизацию, профилактику педикулеза, закаливание, предупреждение нарушений осанки и плоскостопия, близорукости, организацию оздоровительной работы. Авторы детально прорабатывают всю эту систему мер.
В заключительной главе книги «Догоспитальная помощь при неотложных состояниях» даются краткие, четкие указания о необходимых действиях при анафилактическом шоке, обмороке, гипертермическом синдроме, утоплении, электротравме, тепловом (солнечном) ударе, укусе змеи, приступе пароксизмальной тахикардии, гипогликемической коме, коллапсе, приступе бронхиальной астмы и других состояниях, требующих срочного вмешательства. В Приложении представлены таблицы оценки физического развития детей.
Актуальность настоящего пособия несомненна, особенно если учесть малое количество подобной литературы, что затрудняет специалистам ориентацию в области превентивной педиатрии. Пользу такого издания для медицинских работников детских образовательных учреждений трудно переоценить.
Зоя НИКОЛАЕВА
|
Т.В. ПЛОТНИКОВА
Книга
о вкусной
и здоровой пище
для детей
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 285 с.
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих здоровое и гармоничное развитие ребенка, является питание. Тем не менее взрослые далеко не всегда имеют правильное и достаточно полное представление о пище и питании.
Своей книгой автор пытается помочь родителям, прежде всего мамам, правильно организовать питание детей разного возраста, научить их готовить разнообразно, с учетом вкуса ребенка и потребностей его организма в витаминах и минералах.
От частого повторения истина не перестает быть истиной: для детей в возрасте до 1 года оптимальной пищей является грудное молоко. В книге рассказывается о его составе и преимуществах естественного вскармливания перед искусственным, приводятся некоторые важные правила, которые следует соблюдать при кормлении грудью.
Читатель узнает об искусственных молочных смесях, введении прикорма, способах приготовления пищи для детей в возрасте до 1 года: крупяных и овощных отваров, различных каш, творога, супов-пюре, рыбных и мясных блюд, кушаний из птицы, овощных и фруктовых пюре, напитков, соков.
Здесь изложены общие принципы приготовления пищи для детей от 1 года до 14 лет. Причем учтены различные этапы развития ребенка: от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 11 и от 11 до 14 лет. Особое внимание уделяется питанию школьников во время напряженных занятий и экзаменов. Выясняется, что с помощью правильного и продуманного питания можно помочь школьнику развить память, улучшить способности, снять усталость.
Достойно удивления многообразие первых блюд: супов мясных и рыбных, щей, рассольников, борщей, супов овощных, крупяных и с макаронными изделиями, супов-пюре, холодных супов. Все предлагаемые блюда просты в приготовлении. Среди рекомендуемых вторых блюд – мясные, причем от самых распространенных: рагу, гуляша, запеканки из картофеля с мясом, бефстроганова, отварного языка, тефтелей, котлет – до блюд менее привычных, таких, как отбивная с сыром, мусака с баклажанами и др. Представлены рецепты блюд из печени, курицы, индейки, рыбы, овощей. Использование повседневных продуктов, безусловно, облегчит мамам выбор меню для своего ребенка, позволит учесть его вкус и сделать еду привлекательной для него.
В книге также дается масса рецептов салатов и легких закусок, бутербродов, бутербродных масел (чего стоят только названия: «зеленое масло», «красное масло», «желтое масло» и др.), соленых паст, паштетов, тостов, или «горячих» бутербродов, рецептов крупяных и макаронных блюд, выпечки, блюд из яиц, творога и сыра, сладких блюд, соусов, напитков.
Очень полезен раздел книги «Для детских праздников и не только». Когда ребенок хочет пригласить своих друзей на праздник, например, на день рождения, неплохо обсудить с ним вместе состав и количество гостей, различные игры, меню праздника. И вот тут блюда можно приготовить с выдумкой. Простор для фантазии велик: от «ежиков» из сарделек, разноцветного картофельного пюре, яичных «рыбок», сырных «колобков», «зайчиков» из яиц, до «мухоморов» из помидоров, «мешочка Деда Мороза», различных сортов мороженого, желе, лимонада.
Большую помощь родителям окажет глава, посвященная диетическому питанию детей при различных заболеваниях. Здесь есть как общие советы, так и список разрешенных и не рекомендуемых при тех или иных болезнях продуктов, а также многочисленные кулинарные рецепты.
Немаловажно, что они оставляют место для некоторых вариаций. Ведь тем и хороша домашняя кухня, что у каждой хозяйки она своя.
Книга, без всякого сомнения, полезна и весьма пригодится в каждом доме, где растет ребенок.
|