Неврозы у взрослых и детей – психогенное расстройство.
Иначе говоря, они возникают
от внешних причин –
неблагополучия в семье,
неприятностей в школе
(или на работе),
длительных, изнуряющих
болезней. О неврозах у детей, вызванных ошибочными
воспитательными приемами, рассказывалось ранее.
Не менее значимым
является разнобой
в вопросах воспитания
со стороны родителей
Вот типичная история одного маленького пациента.
Семейная диспозиция
Борис, 10 лет, пришел на консультацию в сопровождении матери и отца, принес по совету учительницы ранец с учебниками, тетрадями, рисунками.
Мама Бори – Марина, 32 года, окончила полиграфический институт, работала 1 год, теперь сидит дома, занимается ребенком. Себя считает впечатлительной, уступчивой, ранимой, общительной. Раньше была спокойной, в последнее время нервы сдали – проявляет раздражительность, испытывает тревогу, что не все успевает, что-то упустила. Чувствует себя неважно: беспокоят головные боли, утомляемость, иногда с трудом засыпает. Нередко плохое настроение, безразлична к своей внешности, утратила вкус к жизни.
Отец – Андрей, 33 года, с незаконченным высшим образованием, бывший спортсмен. Подвижный, словоохотливый, не ведающий сомнений, на все имеющий собственное мнение, склонен к рассуждательству. Обо всем говорит уверенно, часто приводит примеры из собственного детства, жизни своих друзей. Откровенно сказал, что показывает мальчика врачу под давлением жены. Он считает, что наша школа уродует всех; ребенок вырастет и будет работать и жить не хуже отца. Андрей быстро знакомится с людьми, легок на подъем. В последние 3 года по делам частной фирмы нередко находится в заграничных командировках, сына видит и воспитывает урывками. В рассказе Андрея сквозит явное недовольство супругой, которая упустила сына.
В семье бабушка по линии матери, 62 года. Властная, бескомпромиссная, практичная, внука обожает, знает, как надо его воспитывать. Зятя выслушивает только из вежливости, считает, что никакого положительного влияния на внука оказать он не может. По признанию Марины бабушка – человек тяжелый и создает дома нервозную обстановку.
Роды оказались затяжными, со стимуляцией. Развитие мальчика до года без отклонений от нормы, позже стал капризным, плаксивым, упрямым, рано (в 3 года) отказался от дневного сна. Совместные игры с ребятами не удавались из-за того, что детям навязывал свою игру. С 2 лет часто болел бронхитом, ангинами, ОРЗ, в пятилетнем возрасте оперирован по поводу паховой грыжи. При болезнях усиливались капризность, раздражительность, после больницы появился страх темноты, не оставался один в комнате, панически боялся врачей и уколов. Примерно с 6 лет не разрешал маме уходить из дома (хотя всегда рядом была бабушка), опасался, что с ней что-то случится, – «умрет, попадет под машину, а я останусь один». При уговорах рыдал, топал ногами, визжал. С 6 лет научился читать, овладел счетом, о предстоящей учебе говорил спокойно. Однако 1 сентября отказался переступить порог школы без мамы. Марина была вынуждена ежедневно провожать ребенка в школу и находиться в коридоре до конца занятий. Если она отлучалась в магазин и Боря во время урока или перемены не видел ее, то встречал маму с рыданиями, упреками, отказывался заходить в класс. Только через 2 года при лечении стал посещать школу самостоятельно. С 7 лет до настоящего времени у Бориса наблюдается ночное недержание мочи.
Против ожидания родителей учится неважно, хотя до школы знал стихотворения, отличался хорошей памятью, задавал умные вопросы. Учительница жалуется, что он витает в облаках, в работе отстает от класса, несобран. Домашние задания готовит только с мамой, долго, небрежно, отвлекаясь. Часто жалуется на головную боль, боли в животе, ловчит, изворачивается, врет при необходимости сделать усилие, истерически кричит, угрожает, что будет жаловаться отцу. Марина не выдерживает и срывается…
Присутствующая при этом бабушка защищает внука. Сейчас мама выдохлась окончательно, считает жалобы учителей обоснованными, так как выдержать долго общение с Борисом невозможно. Отец, появляясь дома, пытается «наводить порядок», но его воспитательные методы сводятся к окрикам и физическим наказаниям. Боря в его присутствии ведет себя лучше, так как побаивается отца.
Обсуждение методов воспитания ведется в семье в присутствии ребенка с взаимными обвинениями и непарламентскими выражениями.
При моем знакомстве с мальчиком, его тетрадями стало очевидным, что ребенок быстро истощается, устает, у него выражена неустойчивость внимания. Умственное развитие ребенка не страдает. Как и прежде, сохраняются страхи темноты, боязнь оставаться одному, страх за жизнь и здоровье матери, недержание мочи и повышенная возбудимость.
Объективно говоря…
Я сознательно детально (насколько это возможно в рамках статьи) рассказал о характере родителей, семейной обстановке, в которой возникли и зафиксировались невротические нарушения у Бори. Налицо отсутствие взаимопонимания между близкими, дефицит эмоционального контакта и истинного понимания проблем ребенка, явные признаки психической неуравновешенности и слабости матери. Все это создает дисгармонию в семье, приводящую к неврозу у одного из ее членов. Для Марины и Андрея оказался неожиданным мой вывод о том, что основной причиной невроза у их сына является конфликтная семейная обстановка.
Семья Бориса является типичной по составу. В нашей стране преимущественно встречаются семьи, состоящие из родителей, детей и бабушки со стороны матери. Дедушки и бабушка по линии отца в семьях присутствуют не так часто.
Нам, психоневрологам, известно, что так же, как Марина, многие родители сами нередко предъявляют разнообразные жалобы, свидетельствующие об их явной невротизации. Они (чаще матери) жалуются на раздражительность, головные боли, повышенную возбудимость, тревогу, неуверенность, пониженное настроение, утомляемость, плохой сон. Наряду с этим нередки жалобы на неудовлетворенность половой жизнью.
У отцов и матерей находят заболевания, которые врачами рассматриваются как психосоматические. Это группа болезней, развивающихся на нервной почве. У родителей наблюдается вегетососудистая дистония с колебаниями артериального давления, головными болями, неприятными ощущениями в области сердца. Очень часты желудочно-кишечные расстройства: гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезия желчевыводящих путей.
Перечисленные расстройства и невротические реакции у родителей большей частью отмечаются до рождения ребенка. При неблагоприятных семейных отношениях, бытовых трудностях эти изменения усугубляются.
История отношений Марины и Андрея, родителей моего нового пациента, с небольшими вариациями находит повторение в тысячах семей. Как правило, первое время после заключения брака супруги идеализируют друг друга, что нередко обусловлено их неудовлетворенностью климатом родительской семьи. При этом жена неосознанно сравнивает мужа со своим отцом, а муж ждет от супруги тепла и ласки, которых он, возможно, в детстве не получил от матери. Под влиянием житейских коллизий могут возникнуть психологическая напряженность, потенциальная угроза конфликта.
Его причина точно отражается привычным заключением: «Не сошлись характерами…». Разногласия в семье вызваны грубостью, неуступчивостью, придирчивостью, чрезмерной требовательностью, отсутствием способности к компромиссам, различным отношением к интимной жизни у каждого из супругов. Чаще кризис подготовлен многими факторами, очень редко – только различным подходом к воспитанию детей. Трения между супругами находят свою реализацию в конфликтных отношениях с детьми. Свои внутренние обиды и проблемы родители как бы переносят на детей. Иначе говоря, родители изживают свои комплексы ценой развития невроза у ребенка.
Известно, что чаще в семьях детей с неврозами ведущую роль играют матери. При этом наблюдается извращение семейных ролей: мать выполняет явно мужские функции. Иногда это происходит потому, что отцы проводят в семье недостаточно времени или отличаются мягкостью характера, «бесхребетностью». В других случаях при наличии в семье бабушки по линии матери и рождении девочек отцы, как правило, оказываются вытесненными: активного участия в воспитании детей они не принимают. При рождении мальчиков влияние отцов в семье возрастает.
В многодетных семьях варианты внутрисемейных конфликтов более разнообразны и сложны. Конфликтная ситуация может касаться отношений детей между собой, особого негативного или поощряющего отношения родителей к одному из детей. Известны случаи, когда один из супругов приближает к себе кого-то из детей – и при этом в семье формируется подгруппа, критически настроенная к остальным членам.
Во всех вариантах конфликт в семье развивается по замкнутому порочному кругу, периодически разгораясь или затухая, но всегда оказывая отрицательное воздействие на нервно-психическое состояние детей. Достаточно сказать, что в каждой второй конфликтной семье дети страдают неврозами. Думаю, что излишне повторять, как мы, взрослые, должны поступать для предупреждения болезней наших детей.
О том, что болезнь легче предупредить, чем вылечить, наслышаны все. Но далеко не все родители отчетливо представляют, что покой, гармония и взаимопонимание в семье – надежная профилактика неврозов у их собственных детей. Разумеется, лечение неврозов и коррекция семейных отношений должны проводиться с участием врача.
|