Как сделать, чтобы каждый ученик и каждый учитель
чувствовали себя комфортно? Чтобы учитель шел в класс
с желанием дать детям знания, а для детей
встреча с учителями была радостной?
Мы решили посмотреть на себя, учителей, глазами детей. Пригласили психолога из пединститута, он провел анкетирование учеников и учителей, и мы увидели, что дети не принимают учителей потому, что:
- многие учителя ошибаются в оценке знаний учащихся;
- в школе не разработаны единые требования к оценке знаний;
- не все педагоги тактичны в общении с детьми;
- у школы и семьи нет точек соприкосновения в воспитании детей.
Эти выводы очень корректно и педагогически грамотно, тактично были высказаны кандидатом педагогических наук психологом Э.И. Белановой. Замечания были и в адрес учителей и администрации. И тогда мы разработали правила внутреннего трудового распорядка в школе, кодекс члена коллектива Сторожевской средней школы.
Потом была создана детская организация «Школьная страна» с президентским советом.
Мы решили: в здоровом коллективе взаимоотношения между членами складываются на доверии, на взаимопонимании, а значит, меньше нервозности, резко сокращается заболеваемость среди учащихся, работников школы.
В этом учебном году назрела необходимость вернуться к вопросу об объективности в оценке знаний учащихся. Решили провести педсовет «Обучение. Оценка. Отметка». Выступления педагогов были очень эмоциональны, каждый представлял свой опыт работы. В ходе педсовета были даны некоторые рекомендации учителям, педагогам дополнительного образования.
-
Не выделять «любимчиков».
- Избегать «двойной» морали (что позволено учителю, не позволено ученику).
- Удерживаться от излишних замечаний во время урока.
- Избегать угроз, особенно классу.
- Не напоминать о прошлом, о плохом, сделанном вчера.
- По возможности при разрешении конфликтов не прибегать к помощи других лиц (гнать ученика к директору – капитуляция перед учеником).
- Избегать эмоциональных срывов (крик – последнее средство).
- Побуждать ученика анализировать свое поведение, чтобы он понял, как его можно исправить.
- Не бояться признавать собственные ошибки.
- К концу школы отношения между учителем и учеником должны складываться так, чтобы выпускник не делал ничего такого, чего бы не сделали вы.
Мы вышли на новую шкалу оценивания знаний и умений учащихся.
Провели конкурс «Мое имя – учитель» в номинациях: «Учитель – исследователь», «Традиции и новаторство», «Вдохновение и педагогический артистизм», «Сердце отдаю детям», «Свобода и демократические ценности».
С 1-го по 4-й класс ввели уроки здоровья по программе, предложенной М.Н. Лазаревым, этот предмет ведет преподаватель ОБЖ, продолжает данный курс в рамках ОБЖ с 5-го по 11-й класс. В течение учебного года весь коллектив готовится к Дню здоровья, который отмечается в мае, когда полученные знания придется показать на практике с выходом на природу.
В 10–11-х классах ведем совместно с работниками здравоохранения курс «Этика и психология семейной жизни». Этот курс мы считаем очень нужным. Классные руководители ведут индивидуальную работу с учащимися, на классные часы приглашают врачей. Большое внимание уделяем информации о том, какой вред наносят здоровью курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ. Результат, конечно, заметен не сразу, но все же среди наших ребят токсикоманов и наркоманов нет.
Здоровье и экология неразделимы. Коллектив работает над проблемой «Экологическое образование и воспитание». Проводили педсоветы с приглашением президентского совета детской организации «Школьная страна», родительские собрания. Работает круглогодичное школьное лесничество. На заседаниях с учащимися занимаются и учителя, и работники Сторожевского лесхоза, и специалисты районного общества по охране природы. Проводятся конкурсы, слеты, смотры как в школе, так и в районе. Наши ребята занимают призовые места. Так, ученица 4-го класса Юля Тарасевич стала победителем в районном конкурсе рисунков «Природа глазами детей», награждена дипломом и денежной премией.
В течение учебного года ведется активная подготовка к неделе по экологии. Начинается неделя с общешкольной линейки, где объявляется план проведения недели. В последние годы мы обращаем внимание на практическую направленность всех меропрятий. В этом году предложили следующую программу: в конце марта определить уровень гигиенического состояния учебных кабинетов, мебели, учеников. В столовой установить санитарный пост. В дальнейшем все гигиенические требования к учащимся контролировать.
В июне во время учебной практики по биологии и географии учащиеся описали все природные комплексы в местах остановок на учебной экологической тропе, провели азимутальные съемки маршрута.
Нам казалось, что в нашей школе созданы все условия, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Но все-таки и у нас дети жалуются на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли, утомляемость.
Наши учителя вполне согласны с доктором К.Ф. Шнелем, который писал: «Но вот начинается учение, дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь – сидеть смирно и не шевелиться. Учение и сидение поглощают столько времени, что о движении почти и думать некогда. Исчезает румянец щек и округлость форм; мышцы делаются слабее, тело худеет и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем». Поэтому мы начали внедрять в школе технологию доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного «Методология и методика развития раскрепощенной личности». Очень нам помогли родители. Мебель, оборудование – все сделано руками родителей и учителей. За годы работы в данном режиме учителя не раз выезжали на семинары в другие школы России, делились опытом работы с другими учителями, два раза В.Ф. Базарный проводил республиканский семинар на базе нашей школы. Работать по этой технологии учителям непросто, однако они понимают: ребята стали меньше болеть, активны на уроках, нет проблемы с дисциплиной, не стало «трудных» детей.
Два раза в год мы организуем детскую оздоровительную площадку для учащихся 1–4-х классов, проводим совместную работу с врачами больницы. На базе сельхозкооператива создали летний лагерь труда и отдыха с двухразовым питанием.
Мы пришли к выводу, что для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения необходимы:
-
благоприятный психологический климат
в семье;
- доброжелательная обстановка в школе;
- экологически комфортная окружающая среда;
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание;
- сбалансированное питание;
- здоровый образ жизни.
Все в школе понимают, что от здоровья детей зависит успешность их обучения.
Статья 1
В нашей школе разрешено то, что не угрожает жизни людей, не ущемляет ничьих прав, чести и достоинства. Использование прав и свобод не должно наносить ущерб интересам школы и членов коллектива.
Статья 2
Настоящий кодекс провозглашает неприкосновенность личности, защиту уставом школы ее чести и достоинства.
Ни один человек не должен оставаться ненаказанным, если он нарушит эти положения в соответствии с новым российским Законом «Об образовании».
Статья 3
Каждый имеет право на свободу убеждений, на свободное их высказывание. В школе провозглашается свобода слова, печати, совести, свобода мирных собраний, но никого нельзя принуждать вступать в какую-либо общественную организацию.
Статья 4
Успехи и неудачи в работе или в учебе не должны влиять на уровень прав, свобод и ответственности члена коллектива школы.
Статья 5
Каждый имеет право принимать участие в управлении школой непосредственно или через свободно избираемых представителей. Воля школьного коллектива должна быть основой власти школы, эта воля должна проявлять себя в периодических выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве путем свободного, всеобщего и тайного голосования.
Статья 6
Учеба в школе должна быть направлена на развитие личности и уважения к правам человека и основным свободам.
Родители имеют право выбора уровня образования в соответствии с российским Законом «Об образовании».
Статья 7
В школе утверждается принцип «От каждого по способностям, каждому по качеству и количеству труда».
Статья 8
Никто не должен подвергаться физическому воздействию или унижению достоинства. Никто не может быть судьей другому. В случае унижения достоинства и чести любая сторона имеет право обратиться за защитой к администрации, совету школы в письменной или устной форме.
Статья 9
Каждый имеет право на защиту чести и достоинства, моральных и материальных интересов. Каждый имеет право на такой порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены.
Статья 10
Каждый член коллектива имеет обязанности перед школьным коллективом. Участие в школьном самоуправлении – долг каждого. Только при этом условии возможна демократизация школьной жизни. |
|