Потребность писать на стенах существует у подростков не одно столетие. Эта роспись наносит немалый ущерб городскому хозяйству и во многих странах (в частности, в Канаде) сурово преследуется
В современной России это явление подростковой субкультуры чрезвычайно распространено и вряд ли может быть обуздано только запретительными мерами. Тем не менее каждый школьник должен знать, что граффити в таком виде, в каком они существуют сегодня в наших городах, – это вандализм.
В то же время эту подростковую тягу оставить след о себе «на века» можно направить в созидательное русло, заставив ее работать на пропаганду здорового образа жизни, в первую очередь на предупреждение вредных привычек среди детей и подростков.
С этой целью в школе (районе, округе) может быть организован клуб любителей граффити.
Рассмотрим варианты деятельности такого клуба в школе. Идею организации клуба можно обсудить на школьном совете и родительских собраниях, сформировать инициативную группу. В нее могут войти дети, увлекающиеся граффити, неформальные школьные лидеры и родители – те, кто интересуется изобразительным искусством и литературой, специалисты в области медицины, психологии, а также все, кого заинтересует идея клуба.
В качестве консультантов, экспертов могут привлекаться школьные медики и педагоги-предметники, в первую очередь учителя рисования, биологии.
Инициативная группа должна обсудить практические вопросы организации школьного клуба (структуру его совета, распределение ролей, конкретные задачи и способы их решения, а также кто сможет стать его членом). Деятельность клуба может быть ограничена только организацией регулярных тематических конкурсов на лучшие произведения в технике граффити (посвященные той или иной проблеме здоровья), которые будут украшать стены школы внутри или снаружи. Другой вариант – клуб, работающий на постоянной основе.
Предварительная работа на этом этапе может быть завершена. Вступившие в клуб члены избирают совет, который должен решить следующие организационные вопросы.
1. Периодичность конкурса. Конкурсы могут проводиться раз в полгода или раз в год в зависимости от конкретных возможностей школы.
2. Условия конкурса. Представленные на конкурс работы должны отражать заявленную тематику (например, профилактику курения или других вредных привычек) и по возможности быть не только устрашающими по содержанию (что грозит курящему человеку), но и оптимистичными, позитивными (что приобретает некурящий человек и в смысле здоровья, и в смысле самореализации).
Для того чтобы облегчить детям эту задачу, можно составить перечень вопросов, которые бы направляли их творческий поиск.
Каждый участник конкурса должен осознать серьезность цели, ответственность за содержание своей работы и в то же время иметь свободу выражения своих идей.
Работа должна быть представлена на листе бумаги выбранного формата (макет настенной росписи).
Совет клуба должен решить, каким образом будут оцениваться работы.
3. Жюри конкурса. Его состав должен включать детей и взрослых и в общем соответствовать составу инициативной группы. Мнение жюри должно отражать позицию и детей, и взрослых, скорее это должен быть мягкий контроль со стороны последних.
При анализе содержания работы жюри должно попытаться оценить степень воздействия данной работы на детей и взрослых, ответив на вопрос: как конкретное произведение может помогать тому, например, чтобы курящих людей стало меньше, чтобы этой привычке было легче противостоять и т.д.?
Сами дети должны обсудить, на кого и как может подействовать то или иное произведение и подействует ли вообще.
Критериями оценки могут быть содержание работы, уровень художественного воплощения, оригинальность.
4. Составление плана-графика проведения конкурса.
5. Награды победителям. Основной наградой победителям должна стать возможность расписать школьную стену. (Если вариант росписи стены абсолютно неприемлем, можно использовать полотнище из соединенных скотчем листов ватмана.)
Учитывая, что конкурсы будут регулярными, совет должен принять решение, где будут размещаться работы победителей. Это может быть часть стены на одном из этажей, специальное место на каждом этаже и т.д. Следует предусмотреть расходы на баллончики с красками.
Можно расписывать одну и ту же стену или ее часть многократно, закрашивая предшествующие работы.
Совет по согласованию с администрацией может принять решение о размещении работ победителей на наружных стенах школы (например, на специально отведенном для этой цели месте цоколя) – этот вариант имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо особенно детально рассмотреть.
Что касается других наград победителям, они должны определяться возможностями школы: например, книги по искусству, набор красок, кистей и т.д.
Для того чтобы в работу клуба вовлекалось больше ребят, можно на этапе подготовки к конкурсу провести классные или общешкольные конкурсы идей-сюжетов для экспозиции.
Если в классе есть свой художник, весь класс может принять участие в подготовке его работы, придумывая или отыскивая подходящее изречение, изобретая способы раскрытия заданной темы.
Другой вариант работы клуба – организация межшкольного (районного, городского и т.д.) клуба любителей граффити – требует помощи местной администрации. Необходимо решение ряда организационных вопросов.
- Информационная поддержка.
- Выделение в районе места для постоянного размещения детских работ (например, стены гаражей).
- Выделение постоянного помещения для клуба (или хотя бы места для работы его совета).
- Финансирование конкурсов (выделение средств на краски и призы победителям).
НАША СПРАВКА
Граффити (от итальянского graffito) – надпись или рисунок, выцарапанный на стене. Обычно это надписи бытового, посвятительного или магического характера. Широко известны древнегреческие, римские, а также древнерусские граффити на стенах соборов, относящиеся к X–XII векам.
Благодаря легкости создания и прочности граффити весьма часто применялись в оформлении зданий и в XIX веке, особенно в Германии и Австрии. |
|