Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2006

Нам пишут

Поверь в себя

Это письмо нам прислала Татьяна КОРЕПАНОВА из г.Глазова. Нашим читателям, возможно, будет интересно узнать, как работают с подростками специалисты Детско-юношеского центра в Республике Удмуртия

Многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний, а иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях и сестрах или о своих друзьях, но, если им необходимо что-то рассказать о себе, начинают спотыкаться на каждом слове!

Вы тот, кто вы есть. По моему мнению, все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или притворяются, что они – не они.

Лилиан Хеллман, драматург

Нередко люди позволяют другим решать за себя, что делать и как думать. Зачастую им приходится идти наперекор собственной природе. И это порождает проблемы, скорее всего такие люди будут несчастливы. Знание себя, своего склада помогает нам выбрать дорогу в жизни, принимать решения и следовать своей мечте. «Мы принимаем любые чувства и желания подростка. Однако мы строги, когда имеем дело с неприемлемым поведением. Мы уважаем мнения подростков и их отношения. Мы не принижаем их мечты и желания, но мы оставляем за собой право вовремя остановить и переориентировать некоторые из их действий. Мы не являемся товарищами или партнерами нашим подросткам. Мы их дружелюбные опекуны, сильные и заботливые настолько, чтобы вынести их временную враждебность, когда мы должны поддержать нормы и ценности, защищающие их и общество».

Из книги Х. Джинот «Между родителем и подростком»

В подростковом возрасте у детей появляются новые навыки: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

Общение детей с взрослыми имеет судьбоносное значение. Однако потребность учащихся в доверительном общении не всегда удовлетворяется в школе. Поэтому мы разработали программу, которая поможет подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха.

Программа предполагает работу с подростками среднего (12–14 лет) и старшего (15–17 лет) школьного возраста. Занятия проводятся в группах по 10 человек, продолжительность – 1–2 академических часа.

При работе с подростками 12–14 лет упор делается на пробуждение интереса и развитие доверия к самому себе, на постепенное понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера. Этот возраст является благоприятным для развития и укрепления уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

При работе со старшими подростками основной акцент делается на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.

Программа предлагает методический подход к проведению занятий по развитию личностных ресурсов, основанных на активных методах социально-психологического обучения.

Основная идея занятий заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо.

Программа «Поверь в себя» может быть использована учителями, психологами, социальными педагогами. Проявив творческий подход, специалисты могут создать собственные варианты проведения занятий.

Цели программы: развитие личностных ресурсов – самооценки; уверенности в себе и в своих возможностях; умения управлять своим поведением и занимать активную позицию по отношению к жизненным событиям и проблемам; коммуникативной компетентности; умений получать и оказывать поддержку окружающим.

Условия: занятия следует проводить в помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями к помещениям для групповых занятий.

Задачи:

  • научить общаться со сверстниками;
  • сформировать потребность в самореализации;
  • научить отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • развить навыки уверенности в себе и научить принимать ответственные решения.

Методы работы:

  • упражнения;
  • рассказ;
  • беседа;
  • демонстрация;
  • психогимнастика и другие.

Формы работы: групповые занятия. Их можно дополнять интересными для детей темами, новыми упражнениями с учетом индивидуальных особенностей группы, специфики района, профессиональной подготовки педагога.

Средства. Часть занятий поддерживается опорными схемами-конспектами. Во-первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу объяснения. Во-вторых, наиболее важные моменты подросток сможет еще раз вспомнить дома, что также послужит дополнительным шагом к овладению материалом.

Помимо этого, для проведения занятий потребуется стандартный набор средств: стулья, бейджи, ватман, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки.

Прогнозируемый результат

Формирование устойчивой жизненной позиции.

Оценить эффективность программы можно, сравнив данные диагностики до и после тренингов.

Вот примерный план одного занятия.

Тот, кто начинает с уверенности, часто заканчивает сомнениями, а начинающий с сомнений всегда приходит к уверенности.

Фрэнсис Бэкон

Занятие 1

«Здравствуйте!»

(Продолжительность – 1 час 20 минут)

Цель: знакомство с курсом. Сплочение коллектива.

Задачи:

  1. Установление доверительных отношений.
  2. Знакомство с программой.
  3. Выявление тем, волнующих участников.

Содержание программы

План

 

Татьяна Корепанова