Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2006

Технология

Жизнь в гармонии с природой с собой

Мы открываемся миру, мир открывается нам

Человек, живущий в гармонии с природой и самим собой, неподвластен болезням.

Мы учим школьников жить в согласии с родными, друзьями, окружающим миром, чтобы было комфортно и телу, и душе. Учим заботиться о своем здоровье.

Для этого проводим недели культуры здоровья, классные часы, тематические линейки. Каждый день эколого-культурной недели посвящен определенной теме. Вот некоторые из них: «День мысли», «Сестрички-привычки», «Простые истины», «Что есть красота», «Безусловная любовь», «Жизнь есть вечная надежда», «Дарить радость людям»…

К этим дням готовятся все учащиеся. Совместно с психологом составляется коллективная программа здоровья. На основании этой программы учащиеся готовят индивидуальные программы, где записывают, что должны сделать, какие решить проблемы по своему соматическому, социальному, психическому и духовному здоровью.

В один из дней сентября мы все, включая родителей, отправляемся в лес, чтобы почувствовать красоту природы, музыку леса, ощутить на себе целебные силы окружающего мира. В программу Дня здоровья включены туристическая эстафета, оформление стоянки, приготовление оригинальных блюд и их презентация, оформление уголка «Целебные свойства леса» и рассказ о лечебных растениях. При подведении итогов учитываются культура поведения и воспитанность учащихся, творческий подход ко всем конкурсам. Итогом Дня здоровья является газета.

В этом году мы предложили учащимся провести акцию «Помощь другу» – для Нижнетуринского детского дома собрать теплые вещи, книги, игрушки. Многие наши ученики откликнулись на призыв. Акция носит воспитательный характер: она развивает в детях сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброту, чуткость.

В рамках программы культуры здоровья:

  • проводятся диагностические исследования ученического коллектива;
  • проходят классные часы и индивидуальные беседы с учащимися по итогам диагностических исследований;
  • применяются здоровьесберегающие технологии, способствующие осознанию необходимости заботиться о здоровье с детства.

Какие же это технологии?

а) Ароматерапия. Мы учим детей, что запахи способны восстановить энергетическую гармонию в организме человека.
б) Пальцевые упражнения. Наши руки – мозг, вынесенный на периферию, а пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому разнообразное воздействие пальцами на пальцы стимулирует саморегуляцию организма, действует просто, безопасно, эффективно.
в) Физкультурные паузы на уроках.
г) Цветотерапия.
д) Здоровьесберегающие технологии во внеурочное время.

Мы предлагаем сценарии классных часов (для учащихся 5–8-х классов) по соматическому и социальному здоровью.

Классный час:
«В здоровом теле – здоровый дух»

Цели:
  1. получить общее представление о физическом здоровье;
  2. познакомить учащихся с наиболее распространенными заболеваниями;
  3. донести до детей информацию о предупреждении заболеваний;
  4. провести работу по коллективной и индивидуальной программам здоровья.

ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний день мы посвящаем физическому здоровью. К сожалению, здоровье пока не стало престижным. Молодежь среди жизненных ценностей ставит здоровье лишь на седьмое-восьмое место. На первое же выдвигает: возможность хорошо устроиться в жизни, иметь квартиру, получить образование, удачно выйти замуж (жениться), стать обладателем ценных вещей. И такая шкала ценностей, видимо, не скоро изменится.

Причинами плохого здоровья нельзя считать только недостаточное питание или некомфортную жизнь, загрязненность среды обитания и отсутствие надлежащей медпомощи. У многих людей эти проблемы решены. Тем не менее избавиться от болезней не могут. Причина – нарушение или ослабление защитных сил организма, вызванное тем, что весь прогресс настроен на освобождение человека от усилий над собой.

Поэтому оздоровление населения заключается в умении человека работать над собой, улучшать и даже при необходимости «реконструировать» себя.

Наиболее распространенными заболеваниями у учащихся являются ОРЗ, кариес, травматизм, проблемы с кишечником.

И мы с вами сегодня поговорим, как предупредить некоторые из этих заболеваний.

Статья опубликована при поддержке клиники "Доктор Каро", оказывающей полный спектр стоматологической помощи. Пациенты стоматологии на Вернадского могут всегда рассчитывать на европейский уровень сервиса, высокий профессионализм специалистов, современное медицинское оборудование и новейшие препараты. Реминерализация и фторирование, позволяющие насытить ткани зуба минералами, снятие зубных отложений с последующей обработкой поверхности зубной эмали, терапевтическое лечение, включая устранение кариеса любой стадии, пульпита, периодонтита и других заболеваний, лечение заболеваний слизистой полости рта, удаление зубов и стоматологические операции, включая вскрытие абсцессов и кист и устранение последствий травм, имплантация - вот лишь некоторые из огромного перечня услуг стоматологии "Доктор Каро", с полной и подробной информацией о которых можно познакомиться на сайте doctorkaro.ru.

Как предупредить кариес

Для снижения действия микробов на ткани зубов в состав зубных порошков, паст и эликсиров введены различные противобактериальные средства – это антисептики, антибиотики, лекарственные травы, минеральные соли.

Разработаны методы механического предохранения поверхности эмали от вредного воздействия микроорганизмов и углеводов. С этой целью используются различные покрытия, лаки, пленки, в состав которых нередко входит фтор. Обработка эмали фторсодержащими пастами, лаками, растворами значительно снижает развитие кариеса, особенно у детей.

В настоящее время ведутся поиски наиболее эффективных и безвредных материалов, хорошо проникающих в ткани зубов, затвердевающих там, обладающих химической и механической устойчивостью в течение длительного времени. Некоторые продукты питания препятствуют выработке бактериями кислот, снижая вероятность развития кариеса (например, некоторые виды сыров).

Наиболее доступным, простым и дешевым методом профилактики кариеса является рациональная гигиена полости рта. Устранение пищевых остатков из межзубных промежутков с помощью зубочисток или нитей, удаление налета зубной щеткой, полоскание рта после еды, массаж десен, интенсивное жевание, употребление твердой пищи – все это является надежной защитой против кариеса.

К сожалению, мы не всегда правильно ухаживаем за зубами, не уделяем им должного времени и внимания или не знакомы с правильным методом очистки зубов, нерационально подбираем средства для ухода за зубами и зубную щетку. Чтобы получить квалифицированную консультацию по поводу гигиены полости рта, надо обратиться к стоматологу.

Кожа – орган защиты

Эпидермальный слой кожи защищает нервы, сосуды и расположенные под ними ткани от вредных влияний внешней среды (холод, дождь, ветер, солнечная радиация). Будучи плохим проводником тепла, кожа защищает организм человека от перегревания и охлаждения и этим способствует поддержанию постоянной температуры тела.

Здоровая кожа предохраняет организм от воздействия различных химических веществ, болезнетворных микробов, механических воздействий.

В коже человека около 300 тысяч сальных желез. Кожное сало, выработанное этими железами, смазывает тонким слоем поверхность кожи, волосы. Секреция сальных желез делает кожу непроницаемой для воды, химических веществ и большинства микроорганизмов. Она предохраняет от вредного воздействия кислот и щелочей, с которыми человек соприкасается в повседневной жизни. Жировая смазка смягчает кожу, придает эластичность роговому слою, облегчает трение соприкасающихся частей тела.

В жаркую погоду, когда температура воздуха становится выше человеческого тела, кожа должна была бы не отдавать тепло, а сама нагреваться от чрезмерно теплого воздуха. Тут-то и выступают на первый план потовые железы. Испаряясь с поверхности кожи, пот охлаждает кожу и отнимает у нее много тепла.

Чем суше воздух, тем легче испаряется пот с поверхности тела. В сыром жарком помещении, например в бане, пот не испаряется, а стекает каплями и перестает помогать отдаче тепла.

В холодную погоду, когда отделение пота незначительно, отдача тепла регулируется почти исключительно расширением и сужением сосудов кожи. При усиленной мышечной работе также выделяется большое количество тепла, которое опять же выводится из организма с помощью кожи. Вот почему даже на холоде при физической работе или занятиях физкультурой не только не холодно, но даже может выделяться пот.

Возможность рассказать о других заболеваниях предоставим врачу.

Врач. Ребята! Вы получили исчерпывающую информацию о ваших болезнях. Запишите в разделе «Соматическое здоровье», над какими проблемами своего здоровья вы будете работать в течение года.

Классный час: «Социальное здоровье»

Цели:

  1. научить детей жить в социуме;
  2. научить общаться, слушать и слышать окружающих;
  3. объяснить, как действует «закон бумеранга».

Подготовительная работа:

  • написать мини-сочинение на тему «Мое открытие»;
  • расшифровать понятия общение, общительный;
  • составить коллективную программу здоровья;
  • выпустить газету «Планета путешествий».

ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний день посвящен социальному здоровью. Все мы живем в обществе. Нас окружают взрослые люди и маленькие дети, молодые и старые, мужчины и женщины, родные и незнакомые. И все мы должны уметь находить общий язык, общаться с разными людьми в разных ситуациях.

Жить в обществе – это значит придерживаться его законов, вносить свой вклад в развитие общества, тогда и общество будет заинтересовано в тебе, в твоих знаниях и умениях. Успешный человек может себя реализовать, найти свое место в обществе. Как вы понимаете выражение «закон бумеранга»? («Как аукнется, так и откликнется».) Действительно, если человек не подчиняется законам общества, противопоставляет себя обществу, оно отвергает его.

К этому дню все учащиеся написали сочинение на тему «Мое открытие». Очень радует, что многие, казалось бы, в простых вещах открыли для себя что-то новое.

(Зачитываются выдержки.)

Ваш круг общения – это не только класс и семья. Ведь многие из вас занимаются в художественных, музыкальных, спортивных школах, посещают различные секции и кружки.

(Зачитывается список кружков, работающих в школе.)

Ребята, предлагаем вам проявить себя в разных ситуациях, когда с помощью общения можно решить некоторые проблемы.

  1. Вы поссорились с лучшим другом, найдите способ с ним помириться.
  2. Мама сердится и не разговаривает с тобой из-за учебы и поведения в школе. Найди способ примириться с мамой.
  3. Произошел конфликт с учителем из-за вашего внешнего вида. Разрешите эту проблему.

Некоторые дети обделены общением с семьей, они живут в детских домах, приютах, домах инвалидов. Лишены самого необходимого: любви, заботы близких людей; у них нет любимых игрушек, книжек.

Предлагаем вам поучаствовать в акции «Помощь другу».

Для детского дома необходимо собрать книги, игрушки.

Особенно нужны теплые вещи: носки, варежки, шарфы, тапочки. Группа активистов поедет отвозить эти вещи детям.

Итог урока

Что же мы запишем в коллективную программу здоровья?

  1. Участие в акции «Помощь другу».
  2. Работу над умением жить в обществе.

В индивидуальных программах запишите, какой вклад вы внесли в эту акцию.

 

И. Беринич ;
Т. Голубева