Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2006

Взгляд физиолога

Как победить детские неврозы

Несоблюдение элементарных норм гигиены умственного труда и отдыха может стать началом весьма ощутимого расстройства здоровья.

Сам умственный труд не является болезнетворным, однако при умственно-эмоциональном напряжении начинают появляться клинические признаки патологического состояния. В начальных стадиях это – эмоциональное возбуждение, потом – временное снижение устойчивости некоторых психических процессов и параметров памяти, внимания, координации движений, умственной работоспособности. Переутомление накапливается и переходит в хроническое лишь при слабых навыках организации умственного труда и нарушениях гигиены отдыха: создается «задолженность» в отдыхе, пласт остаточного утомления.

Если усталость – это лишь субъективное чувство, ее нельзя рассматривать как патологическое явление, то утомление – это уже защитная реакция организма, когда превышены его возможности. Степень утомления можно «посчитать» по тому, как уменьшается точность работы, замедляется темп умственной деятельности, возрастает число ошибок.

На следующей стадии усиливается артериальное давление, учащается пульс, усиливается раздражительность, нарушается концентрация внимания. Отмечаются тремор (дрожь) пальцев рук, потливость ладоней, нарушается терморегуляция. В этом состоянии балансировка физиологических функций организма неустойчива и может сместиться в сторону ухудшения, например, при дополнительной умственной нагрузке, организм истощается. Клинически это характеризуется бессонницей, потерей работоспособности, головными болями, апатией, депрессией и пр.

Определенную роль в формировании неврозов у школьников играет, помимо нерациональной организации труда и отдыха, и сама предрасположенность личности к переутомлению: повышенная эмоциональная неустойчивость (например, неуверенность в себе), низкий самоконтроль эмоций, а также психотравмирующие факторы, связанные с неблагоприятной семейно-бытовой обстановкой или учебной ситуацией.

Неврозы имеют психогенную природу и тесно связаны с особенностями личности учащихся. Неврастения у подростков проявляется общеизвестными симптомами «раздражительной слабости». На поздних стадиях возможны головные боли, бессонница и некоторые изменения в работе сердечно-сосудистой системы: боли и покалывания в области сердца, нарушение ритма, кратковременный подъем артериального давления...

В формировании неврастении психогенная травма выступает в завуалированном виде и прочитывается при длительном ознакомлении с бытом и учебой ребенка. Тогда удается выявить, что неврозы неврастенического типа возникают у школьников вследствие перенапряжения, связанного с постановкой задач, априори не выполнимых. Поэтому важной профилактикой нервно-психического переутомления является формирование поступательного достижения целей с выработкой у школьника чувства удовлетворенности сделанным.

Однако нередко у учащихся появляется отвращение к занятиям («реакция протеста»). Такая ситуация возникает часто в «деловой» семье. Оля 12 лет рассказывает: «Отец не позволял мне заниматься никакими другими делами и никуда не отпускал из дому, пока я не сделаю уроков. Я на него злилась, учеба для меня стала мучением. Когда он входил в мою комнату, я робела, а он строго смотрел и, понимая, что я бесцельно просиживаю, еще больше хмурился. Я так боялась выдать себя! Появилось ощущение, что я попала в заколдованный круг. Я чувствую свою постоянную зависимость от него. Весь день переживаю, не могу сосредоточиться на уроках, просто не делаю их».

Переутомление нервной системы часто наступает вследствие «долбления в одну точку», о котором И.П. Павлов говорил, что оно вызывает перенапряжение тормозных процессов. В конечном счете нервная система на прямолинейную, «лобовую» подачу информации отвечает охранительным торможением.

Такой «снотворный эффект» вызывает знакомая многим школьникам зубрежка. Против бессмысленности «бурсацкого зубрения» выступал еще Д.Е. Писарев: «Запоминать и зубрить – это два совершенно различные процесса, и каждый из этих процессов имеет свои специфические приемы... Запоминать – значит вглядываться в смысл мысли и отдавать себе отчет в том, каким образом одна мысль связывается с другою или вытекает из нее. Зубрить, напротив того, – значит приучать свой язык, свои губы и все другие органы слова к тому, чтобы они выделывали бойко, безошибочно и в неизменной последовательности тот длинный ряд сложных движений, который соответствует писаным или печатным словам данного урока... Зубрило быстро вышептывает одно за другим роковые слова урока; чем сильнее становится его зубрильный пафос, тем яростнее шевелятся губы, тем громче произносятся слова и тем неукротимее качается туловище; зубрило шалеет, глаза его мутятся, и весь он становится похож на человека, опившегося дурманом, или на дервиша, закружившегося до помрачения рассудка».

Другой разновидностью неврозов является истерический невроз, как правило, развивающийся у лиц «художественного типа». В клинике он проявляется как характерологическими расстройствами, так и истерией. Последняя может наблюдаться у подростков вследствие повышенного нервного восприятия. Зачастую это все-таки результат изнеживающего, тепличного воспитания. «Кумиру семьи» (так психогигиенисты определяют такого ребенка) в семье все позволено, он привыкает «топать ножкой» на родителей с детства, выпрашивая то игрушку, то сладости. Затем его жизнь превращается в сплошную погоню за удовольствиями, и, если ему отказывают в них, ребенок впадает в истерику.

Формируется и своеобразное заострение характера: повышенные амбиции, эгоцентризм, чрезмерно развитая самовнушаемость, инфантилизм.

Нередко наблюдаются так называемые реакции протеста, которые могут у детей протекать в виде стремления делать все назло родителям. Активный тип таких реакций иногда выражается в подсознательном сопротивлении нежелаемому. Так, у многих школьников отмечаются агрессивные состояния, взрывы аффекта, психогенные боли в животе в ответ на требования родителей и педагогов аккуратно посещать школу, четко выполнять все домашние задания. У некоторых детей реакция на школу может выражаться пассивным протестом – уходом в себя, неподчинением требованиям окружающих. В.А. Гурьева и В.Я. Гиндикин описывают подростка, который при переутомлении от школьных занятий доходил до исступления, ползал по полу, впивался в него ногтями, «чтоб хоть как-то сдержать себя». У таких детей с детства наблюдается приступ плача «до синевы», «закатывания», из-за чего они еще в ясельном и предшкольном возрасте считаются «невыносимыми». В последующем такие дети могут проявлять излишнюю возбудимость, капризность, недовольство, раздражительность. В школе они невнимательны, нарушают дисциплину, резко реагируют на замечания учителя, начинают отставать в учебе. Из них нередко формируются правонарушители. Свойственная истерикам повышенная самовнушаемость делает их посетителями различных лечебных учреждений, где они лечатся от воображаемых заболеваний.

Французский психиатр Л.Шерток описывает юношу, который в силу истерической перевоплощаемости был неоднократно оперирован по поводу ложного прободения язвы желудка, почечной колики, аппендицита и других «болезней».

У школьников истерические проявления часто бывают полиморфными.

Школьница 12 лет воспитывалась в актерской среде, где дома репетировавшие родители «устраивали театр». Девочка проявляла большие способности к перевоплощению. Летом, попав на отдых в лагерь, заслушивалась рассказами вожатого о работе врачей. Однажды при рассказе об органических поражениях мозга вожатый ярко обрисовал старика с инсультом, у которого пропала речь и отнялась правая рука. Девочка так искренне «посочувствовала» старику, что и у нее возник истерический парез руки. Потребовалось последующее лечение у психотерапевта.

Еще одно наблюдение. На репетиции инсценировки рассказа Л. Андреева «О семи повешенных» семиклассник так эмоционально и ярко перевоплотился в «повешенного», что ощутил удушье после того, как на сцене соорудили виселицу.

Психастения среди учащихся встречается реже, чем истерия и неврастения. При анализе семейных взаимоотношений выявляется противоречивость воспитания, формирующая двойственность характера, нерешительность. Часто тревожно-мнительный характер ребенка является следствием повышенной опеки родителей, которые подавляют инициативу школьника. Еще в малолетнем возрасте такие дети склонны к навязчивым мыслям и действиям. Страхи и опасения у них возникают приступообразно, а фабула опасений связана с родительскими угрозами («Не заберет ли милиционер?», «Не умрет ли бабушка?», «Не убьет ли шаровая молния?» и т.п.).

«Мимозоподобность» психики требует постоянного разубеждения, психотерапии, основанной на внушении ребенку необоснованности опасений. В рамках невроза могут возникать страхи перед аудиторией, боязнь отвечать в классе, навязчивые сомнения (пойти в школу или нет, начать разговор с учителем или нет и т.п.).

Е.Я. Яковлева и Р.А. Зачепицкий описали у школьника навязчивый комплекс: мальчик крестился перед трудным вопросом и особенно при вызове к доске. Из анамнеза выяснилось, что верующая бабушка научила мальчика молиться в период тяжелой болезни матери. В последующем комплекс закрепился, стал проявляться при всяких трудностях, которые разрешались символом молитвы.

У другого старшеклассника возникли навязчивые страхи цифры «3», ибо 3 сентября скончался его отец, и цифра эта стала символом всего плохого, поэтому мальчик совершал ритуал: идя по улице, например, подскакивал на каждом третьем шаге, а в столовой каждую третью ложку с супом вертел над головой 3 раза. Эти навязчивости были преодолены комплексным лечением.

У школьников нередко обнаруживаются расстройства речи по типу спотыкания и заикания, а также ночное недержание мочи, психосоматические расстройства. У шестиклассника Николая П. сформировались высокие мотивы обучения. Коля, будучи по характеру доверчивым мальчиком, воспитывался в духе необычайной послушности, необходимости учиться только на «хорошо» и «отлично». До четвертого класса получал похвальные грамоты. Много времени тратил на подготовку уроков, иногда поздно ложился спать. Постепенно начали обнаруживаться признаки хронического утомления. Но Коля не «сдавался», упорно читал заданное, хотя внимание его стало рассеянным, приходилось по нескольку раз возвращаться к прочитанному. Оценки теперь уже стали удовлетворительными. Видел, что классный руководитель хочет, чтобы он учился лучше, переживал, что «не оправдывает доверия», плакал по ночам. Родителям же побоялся рассказывать о своих переживаниях. Появлялись тоскливость, нежелание учиться, особенно тяжело стало по утрам, когда не хотелось идти в школу, начинал давиться пищей, прием которой сопровождался теперь почти постоянной тошнотой. Психотерапевтические беседы с мальчиком и его родителями помогли нормализовать режим труда и отдыха, принесли положительные результаты.

Профессор А.Е. Личко пишет: «Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены».

Акцентуации характера – часто следствие неправильного воспитания. Неврозы навязчивости, например, возникают у детей, воспитанных в условиях чрезмерной ответственности, моральной щепетильности. Приведем пример школьницы, у которой развился патологический рефлекс на мочеотделение.

Мать 13-летней Иры – властная женщина, воспитывала дочь с излишней строгостью, чрезмерной щепетильностью в вопросах нравственности. Однажды девочка с одноклассником пошла в театр. Юный ухажер угостил Иру лимонадом, и они начали смотреть спектакль. Девочка захотела в туалет, но сдерживала позыв, так как стеснялась сказать об этом мальчику в антракте. После спектакля кавалер вызвался проводить Иру до дому, хотя она отказалась по понятным соображениям. Произошло непоправимое: она обмочилась на лестнице, ведущей в ее квартиру. Всю ночь не спала, переживая случившееся. Утром в школе у дверей подумала о мочеиспускании, возник позыв, который стал повторяться теперь после каждого мысленного представления о нем. В дальнейшем патологический рефлекс зафиксировался и возникал каждые 7 минут. Лечение у уролога не дало результатов, девочка выздоровела лишь после терапии у психоневролога.

Обучение методам аутогенной тренировки дает возможность исцелять «детскую нервность», в том числе и ночное недержание мочи, нередко возникающее у впечатлительных, невропатических школьников. Поэтому родителей детей, страдающих ночным энурезом, следует обучить приемам внушения, смысл которого – выработать у ребенка рефлекс на пробуждение.

Внушения лучше проводить перед сном, когда ребенок только начал засыпать: «Ночью почувствуешь позыв к мочеиспусканию, захочется встать, пойди и помочись!».

При психогигиенической работе с истерическими подростками необходимы коррекция их преувеличенной самооценки, тренировка адекватных реакций на внешние раздражители, обучение выполнять необходимое, а не только желаемое.

У школьников с недооценкой своего «я», тревожно-мнительных и неуверенных надо воспитывать убежденность в собственных силах, тренировать их поведение в условиях жизни коллектива, чему хорошо помогают игры, спортивные соревнования, туристические походы...

Астеничные подростки нуждаются в соблюдении режима труда и отдыха, тщательной дозировке заданий, постоянном поощрении сделанного, соотнесении задуманного с реальными возможностями ученика.

 

Александр Савостьянов