Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2006

Точка зрения

Какого пола ученик?

Специалисты все чаще называют школу зоной риска. Многие болезни и дефекты развития психики связывают сегодня именно со школьным обучением. Почему?

Из курса физиологии

В учебниках по педагогике обычно пишут о различиях в познавательной деятельности учеников разного возраста, но ничего не говорят о различиях между детьми разного пола. А эти различия очень значительны. Мальчики и девочки обладают разными типами психики, разными типами познания, что, в свою очередь, определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского мозга. Рассмотрим эту проблему с точки зрения функциональной специализации двух полушарий мозга.

Левое и правое полушария собирают информацию соответственно от правой (левое) и левой (правое) сторон тела и организуют деятельность тоже противоположных сторон тела. Полушария мозга симметричны и асимметричны одновременно. Симметричны, потому что обслуживают две относительно симметричные половины тела, а асимметричны, так как принципы восприятия и переработки информации, ее запоминания и воспроизведения, организации двигательной деятельности и эмоций у них разные. Эти основные принципы организации мозга одинаковы у мужчин и женщин.

Левое полушарие можно назвать рационально-логическим, алгоритмическим, аналитическим, классификационным. Оно как бы разбивает информацию на блоки, отбрасывает конкретные несущественные детали, выстраивает причинно-следственные или логические цепочки, действует по алгоритму. Школьный алгоритм – это правило, шаблон для решения типовых задач. Только в левом полушарии у человека имеются центры речи, а значит, только оно владеет грамматикой и синтаксисом, законами согласования слов в предложении, грамотным построением сложных речевых высказываний устной и письменной речи.

Правое полушарие – образное, пространственное, целостное, синтетическое, интуитивное. Оно воспринимает мир целостно, ничего не отбрасывая и не теряя. Его мышление панорамно. Мысль как бы бежит одновременно по разным направлениям, даже тем, где успех в решении задачи маловероятен, алгоритм не задан (отсюда возможность нестандартных решений).

Если левополушарное мышление можно выразить словами и довести до сознания самого субъекта (в нашем случае – ученика), то правое полушарие «не объясняет», как оно пришло к данному выводу. Левополушарное мышление возможно только при достаточности информации в каждом звене выстраиваемой цепи мышления. Если информации (знаний) не хватает, то левое полушарие бессильно: цепочка мышления рвется и дальнейшая мыслительная деятельность невозможна. А правое полушарие не строит цепочек, поэтому даже если в наших знаниях есть дырки, бреши, прорехи, оно все равно способно достроить рассуждение до целого и принять решение. В школе учитель всегда в нужный момент дает ученику необходимую информацию для дальнейшего разворачивания цепи знаний, то есть школа развивает в основном левополушарное мышление. А вот в жизни никто нам нужной информации полностью и вовремя не представляет, и решать приходится, опираясь именно на правополушарное мышление.

Вот здесь – в особенностях функционирования двух полушарий мозга – и кроются важнейшие различия между мальчиками и девочками. У мужчин специализация полушарий, как и все прогрессивные признаки, выражена ярче, а у женщин картина менее четкая. Но это у взрослых. У детей специализация правого и левого полушарий еще только формируется. Их левое полушарие еще нельзя назвать логическим, но центры речи здесь уже есть, и работает оно не так, как правое. Если бы у дошкольника полушария мозга были симметричны, то не было бы среди них правшей и левшей, ведь право- или леворукость определяется особенностями функциональной специализации двух полушарий.

Не игнорировать различия

Правое полушарие ребенка тоже отличается от правого полушария взрослого, и тем не менее оно уже обладает рядом принципиальных особенностей, свойственных правому полушарию взрослого человека. И развивается правое полушарие, по-видимому, быстрее, чем левое. Чем младше ребенок, тем он как бы правополушарнее. Это связано с тем, что, прежде чем дробить картину мира на блоки, прежде чем отбрасывать конкретные детали и высвечивать как прожектором часть информации о мире, нужно создать целостную картину мира, тот фундамент, на котором и будет построено здание наших знаний. Это не значит, что дошкольник или первоклассник мыслит только конкретными образами. Еще Л.С. Выготский отмечал, что если школьная программа по каждой науке дает систему знаний, расположенных в логике данной науки, то дошкольник сам строит теории о происхождении вещей и мира, сам пытается объяснить целый ряд зависимостей и отношений. По-видимому, ему пока трудно принять готовые умозаключения взрослых, их объяснение мира, так как его мышление идет от неясных знаний (по Н.Н. Поддьякову), не оформленных или слабо оформленных речью.

Но мальчики по биологическому возрасту младше девочек. Это у юношей-старшеклассников левое полушарие станет рационально-логическим и более специализированным, чем у девушек-одноклассниц. В начальной и отчасти в средней школе мальчикам требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном, синтетическом подходе с опорой на образность, конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл постепенно из лишенных конкретики деталей.

Девочки-сверстницы тоже в значительной степени правополушарны, но у них лучше развиты речь и алгоритмическое левополушарное мышление. Именно поэтому они лучше ориентируются в правилах, типовых заданиях, лучше выстраивают устный и письменный ответ, способны разъять целое на части (слово на приставку, корень, суффикс и окончание), присвоить словам или блокам знаний названия-ярлыки (сказуемое, подлежащее, род, число, падеж).

У мальчиков-школьников есть еще ряд трудностей в познавательной деятельности, обусловленных особой организацией их мозга. Наши два полушария связаны между собой несколькими пучками нервных волокон и способны обмениваться информацией. Но у детей самый мощный из этих пучков непропорционально мал. Кроме того, у мужчин и мальчиков число таких нервных волокон на 20% меньше, чем у женщин и девочек. Следовательно, мальчикам значительно труднее сопоставить информацию, полученную и обработанную разными полушариями. Это создает трудности для мальчиков в начальной и отчасти в средней школе, но зато дает возможность в дальнейшем сформировать их функциональную специализацию, которую мы наблюдаем у юношей и взрослых мужчин.

У женщин специализация выражена слабее. Отсюда – «странная женская логика», умение выразить эмоции словами и меньшая способность женщин к пространственному мышлению. Девочкам легко дается обучение с опорой на левополушарное мышление (не логическое, а алгоритмическое). А нашей школе как раз и свойственно так называемое «левополушарное третирование», то есть обучение через шаблоны, типовые задания, разбиение информации на блоки и речевое обозначение каждого блока, каждого этапа деятельности. Учителю легче дать задание через речь и ответ получить тоже в виде грамматически правильно оформленного речевого высказывания. Такой способ обучения больше подходит для девочек, но не для мальчиков. Конечно, мальчики и девочки тоже бывают разных типов, и подход к обучению с точки зрения пола не исключает индивидуального подхода.

Если при обучении детей мы будем игнорировать факт половых различий в их познавательной деятельности, мозг учеников будет искать другие, обходные пути выстраивания данной психической функции, например чтения или письма, неестественные, энергозатратные, неоптимальные для данного конкретного ребенка, мальчика или девочки. А это, в свою очередь, может привести к появлению комплексов неполноценности и к нарушению психического здоровья. Девочки по своей природе более адаптивны и хуже или лучше, но как-то подстраиваются к той образовательной среде, в которую попадают. Для большинства же мальчиков подстроиться – более трудная, а иногда просто непосильная задача.

Педагогика изначально наука мужская, потому что создавали ее преимущественно педагоги-мужчины. Но подавляющая часть учителей, особенно в начальном школьном звене, – женщины. Именно они реализуют те программы и методики, которые разработали педагоги – ученые и методисты. А кто составляет программы и пишет учебники? Чаще всего те, кто любит и умеет письменно выражать свои мысли, то есть левополушарники. Тексты, написанные левополушарниками, имеют свои особенности. Они излишне громоздки, грамматически усложнены, неоправданно перегружены научными терминами, оторваны от реальности и чересчур абстрактны, даже когда они адресованы ученикам 1–2-х классов.

Итак, ребенок, приходя в школу, попадает в образовательную среду, организованную учительницей, склонной к шаблонному мышлению и тотальному выражению всего процесса обучения в словах, а также с учебным материалом, созданным левополушарными педагогами. Особенно трудно при этом приходится мальчикам.

Что за скобками?

Перекос в развитии мозга и психики в сторону алгоритмического мышления не безобиден. Наши отличники, усвоив алгоритмы, правила, последовательность мыслительных действий, обычно успешны в некоторых аналитических построениях, в профессиях, требующих упорядочивания уже имеющейся информации и опоры на память. В нестандартных условиях, при творческой поисковой деятельности, в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах они могут оказаться несостоятельными. Школа помогла им развить левополушарное мышление (но чаще всего не логическое, а алгоритмическое), но оставила без внимания или даже затормозила развитие целостного правополушарного мышления. Более подвержены такой деформации девочки, которые по своей природе склонны подстраиваться под наши педагогические методики.

Троечники, особенно мальчики, выйдя из стен школы, нередко реализуют себя в дальнейшем очень успешно. Этот парадокс объясняется тем, что полученные в школе знания (пусть и не очень богатые) они могут использовать в любой нестандартной ситуации, так как эти знания встроены в целостную систему, связаны между собой смысловым контекстом.

Какого же ученика хотят видеть педагоги? Мы попросили учителей одной из школ перечислить качества, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный ученик.

Первое место среди перечисленных учителями качеств занимало желание учиться. Затем шли интерес к учебе, внимательность, трудолюбие, ум, воспитанность и усидчивость. Тогда мы сформулировали тот же вопрос с акцентом на пол ученика и на конечный результат обучения: «Какие качества вы хотели бы видеть у юношей и девушек, оканчивающих школу?». Ответы оказались совершенно иными. Мальчики в первую очередь должны уметь принимать самостоятельные решения, быть уверенными в собственных силах, быть целеустремленными, нести ответственность за свои решения, иметь собственное мнение, быть надежными и мужественными. Никто из учителей не вспомнил ни про внимательность, ни про усидчивость. Девочек на выходе из школы, по словам учителей, хотелось бы видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, женственными, мягкими, добрыми, скромными, нежными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

Значит, учитель хочет учить того, кто сам желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых и воспитанных, а получить на выходе из школы умеющих принимать самостоятельные решения, уверенных в своих силах, да еще мужественных юношей и женственных девушек. А кто же их этому будет учить? Из покладистых и усидчивых не вырастают самостоятельные и уверенные. Из бесполых «учеников» не вырастают настоящие мужчины и настоящие женщины – такие, какими бы мы хотели видеть своих мужей и жен, коллег и знакомых и тех людей, с которыми сводит нас жизнь.

Слова «ученик», «учащийся», «школьник», «ребенок» мужского рода. И они звучат значительно чаще, чем «ученица», «учащаяся», «школьница». На первой странице учебника в обращении к детям чаще всего написано: «Дорогой друг». Неудивительно, что при анализе сочинений третьеклассников мы обнаружили, что 27% девочек написали сочинение от мужского лица. Когда мы проанализировали пять учебников по литературе для 5-го класса, то оказалось, что современные произведения, в которых главным героем является мужчина, составляют 93% всех, представленных в учебнике, а героиня-женщина встречается лишь в 7%. И авторов-мужчин в учебниках оказалось 94%.

Даже на школьной тетради написано: тетрадь ученика(цы). Девочки постоянно чувствуют себя за скобками. С одной стороны, средняя девочка учится лучше, чем средний мальчик. Казалось бы, именно у девочек в школе должна формироваться некоторая приоритетность женского пола. Но, оказывается, эта самая «цы» в скобках не так безобидна. Мы спросили учеников 5-го класса, кем лучше быть – мужчиной или женщиной. Мальчики отвечали однозначно – мужчиной. Среди девочек, обучавшихся в обычных смешанных классах, лишь 50% ответили, что лучше быть женщиной, тогда как девочки, обучавшиеся в однополом девичьем классе, в большинстве своем назвали женский пол. Лишь 3% из них считают, что лучше быть мужчиной. Причин здесь, по-видимому, много, но одна из них в том, что они меньше чувствуют свою вторичность. Учителя, обращаясь к ним на уроке, говорят «девочки», а не «ребята».

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек.

Они не терпят однообразия

Что же мы увидели в классе мальчиков, в отличие от смешанного?

– мальчики занимают активную позицию. Исчезают комплексы: никто не стесняется активно выражать свои мысли и чувства;

– требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;

– им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;

– ни один урок в классе мальчиков не проходит так, как задумано, они сами активно влияют на ход урока;

– для мальчиков очень важен конечный результат их работы;

– у них менее развито произвольное внимание;

– они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;

– легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;

– к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;

– они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;

– готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;

– по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;

– им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;

– чистота и аккуратность – не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;

– мальчики дольше, чем девочки, входят в работу;

– любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;

– лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;

– в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;

– мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;

– звонок на урок – это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них – сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков – святое дело; – главное – собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению;

– дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при любом столкновении должны дать сдачи – это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;

– не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;

– не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;

– обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;

– в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;

– мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.

Конечно, не следует забывать, что мальчики тоже очень разные. Среди них встречаются и такие, которые развиваются в определенной мере по женскому типу. Мало того, разные классы мальчиков, разные годы набора могут отличаться значительно и по поведению, и по особенностям познавательной деятельности. То же можно сказать и о классах девочек. И тем не менее каждый, кто хоть раз побывал на уроках в классах с раздельным обучением мальчиков и девочек, не может не увидеть, насколько они различаются и насколько необходим дифференцированный подход к обучению с учетом пола учеников.

Они хорошо запоминают формулы

Какова же специфика работы с девочками? Вот что говорят педагоги, имеющие опыт работы в таких классах.

– урок в классах девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;

– они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;

– им легче дается фонетический разбор, разбор предложений;

– они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;

– им труднее даются геометрия, география, история – то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;

– получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» – и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;

– если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;

– на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы этого не проходили»;

– не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;

– им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время на оформление работы;

– в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;

– звонок на урок для девочек – сигнал к началу работы. Звонок с урока – сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;

– они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;

– девочки любят играть в школу, при этом учитель видит себя как в зеркале;

– у девочек быстро происходит выбор лидера;

– если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;

– девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил.

Конечно, в разных школах и у разных учителей эти различия могут оказаться чуть более сглаженными или, наоборот, более выпуклыми, но они всегда существуют.

Означает ли это, что во всех школах надо срочно создать однополые классы? Конечно, нет. Раздельное обучение мальчиков и девочек – это не самоцель. Важно понимать, чем различаются механизмы их познания, и выстроить процесс обучения таким образом, чтобы и мальчики, и девочки могли максимально реализовать те возможности своей психики, которые заложила в них природа. Чтобы обучение ребенка не нанесло вреда его здоровью, не исказило нормального хода его развития. Обучение должно быть природосообразным, согласовываться с законами развития психики детей, соответствовать их возрасту и полу. Педагогика должна не подгонять детей под те или иные методики обучения, а подстраивать методики под тот тип восприятия и мышления, которым наделен данный конкретный ребенок или группа детей, мальчик или девочка, развивать и беречь их потенциальные способности. Вот тогда и будут выходить из школы самостоятельные, уверенные в себе, умеющие думать и принимать решения, функционально грамотные юноши и девушки, а не бесполые, не реализовавшие свои способности «учащиеся».

 

Валентина Еремеева