Популярность и массовость лыжного спорта в России не нуждается в доказательствах. Достаточно вспомнить ежегодные соревнования «Лыжня России», где принимают участие сотни поклонников этого вида спорта, как говорится, и стар и млад. Лыжи включены в школьную программу по физической культуре, а для учащихся проводятся свои массовые соревнования – «Лыжня зовет».
К сожалению, в последнее время во многих школах занятия лыжами заменяют занятиями в спортивном зале. Причины могут быть самые разные: нет условий для занятий лыжами, не позволяют погодные условия, трудности с изменением школьного расписания и т.д.
Значение лыжных занятий и прогулок для укрепления здоровья, развития выносливости, координации трудно переоценить. И даже в том случае, если школа находится далеко от лесопарковых зон города, можно организовать воскресные прогулки на лыжах, массовые школьные соревнования. В программу таких мероприятий рекомендуется включать не только пробежки на лыжах по дистанции, но и различные игры и эстафеты. Примеры таких игр мы приводим в нашей рубрике
ИГРЫ
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ
(6–7 ЛЕТ)
«У кого меньше шагов?» На лыжне отмечается отрезок в 10 м. Надо пройти по прямой лыжне, а на отрезке 10 м выполнить как можно меньшее количество накатистых шагов. За лучший результат участнику начисляется 1 балл. Игра проводится 5–6 раз. Ученик, набравший большее количество баллов, становится победителем.
«Кто дальше проскользит?» Дети строятся в шеренгу, затем по сигналу руководителя разбегаются (выполняя 5–6 шагов), с силой отталкиваются на последнем шаге и скользят на лыжах до полной остановки. Игра проводится на проложенной лыжне.
ИГРЫ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(8–10 ЛЕТ)
«Буксиры». Все участники распределяются по парам примерно равных по силам партнеров. Стоящий сзади подает концы лыжных палок впереди стоящему партнеру, другие – держит сам. Длина дистанции – 70 м. На старте выстраивается любое количество пар (до 20). Гонки начинаются по сигналу руководителя. Чтобы быстрее разбежаться на старте, буксируемый делает 10–15 шагов, а дальше скользит по инерции по лыжне идущего впереди. Добежав до финиша (он обозначается флажком), игроки – первые номера в паре – передают свои палки напарникам, меняются местами и уже без сигнала возвращаются к линии старта. Побеждает команда (пара), сумевшая быстрее всех пройти маршрут.
«Гусеница». Команды стоят в колоннах, в каждой по 8–10 человек. Первый в колонне опирается на одну палку, а вторую подает следующему за ним игроку, и тот держит ее за нижний конец. Второй игрок свою палку протягивает следующему игроку команды. Он уже не опирается на палки, обе руки его заняты. Получается длинная цепь лыжников, соединенных палками. По команде все одновременно начинают движение, стараясь, чтобы не была разорвана цепь. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.
ИГРЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
«День и ночь». Играющие, разделившись на две равные команды, выстраиваются на лыжах (с палками) в две колонны по одному (промежуток между игроками в колоннах равен длине лыж) по обе стороны средней черты площадки на расстоянии 2 м от нее. Одна команда называется «День», другая – «Ночь». В 25 м от средней черты с одной стороны площадки находится «город» команды «День», с другой – команды «Ночь». «Города» ограничиваются линиями, параллельными средней черте. Руководитель в любом порядке называет команды. Названная команда поворачивается к своему «городу» и бежит за его линию. Игроки другой команды, догоняя убегающих, стараются коснуться палкой их лыж. Настигнутые останавливаются. Руководитель подсчитывает количество остановленных, после чего те присоединяются к своей команде и вновь занимают места у средней черты. После нескольких перебежек игра заканчивается.
Побеждает команда, у которой окажется меньше остановленных игроков.
Правила.
- Игрок, вышедший за одну из сторон площадки, считается остановленным.
- За линией своего «города» салить убегающих нельзя.
«Эстафета-биатлон». Биатлон – вид спорта, в котором сочетаются бег на лыжах и стрельба. В нашей эстафете стрельба заменяется метанием снежков в цель. На снежной площадке проводится линия старта. Впереди на расстоянии 10 м от нее устанавливают двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами – 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика для снежков. В 5 м за холмиками ставят вторую пару ворот высотой 1 м с подвешенным к перекладине квадратным щитом фанеры размером 30х30 см.
Две команды лыжников по 4–5 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становятся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, они должны слепить снежок и попасть им в мишень (квадрат), затем объехать ворота с мишенью и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пересечет линию старта, стартует следующий и т.д.
Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки.
Правила.
- Лыжник, стоя у холмика, мечет снежки до тех пор, пока не попадет 1 раз. Только после этого он может продолжать путь.
- Очередной лыжник становится на старт сразу же после того, как ушел со старта предыдущий лыжник его команды.
«Собери флажки». На склоне горы (15–20°) зигзагообразно расставляются пять пар маленьких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки большого размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, четные номера – внизу.
По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собирают по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номерам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, расставляют флажки на прежние места (около больших флажков); третьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые – опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы.
Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При повторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями.
«Слалом с воротами». На склоне горы устанавливаются две пары ворот из легких планок или лыжных палок. Расстояние между воротами – 10–15 м. Проводится соревнование между командами лыжников: нужно, спускаясь с горы, проехать под воротами, не задев их. Лыжники одной и другой команды спускаются с горы поочередно, по одному. Следующий лыжник начинает путь тогда, когда предыдущий достиг подножия горы.
Побеждает команда, большее количество игроков которой правильно выполнило задание. Лыжник, сваливший ворота, должен поставить их на место. |