В рамках проекта «Программа сохранения здоровья на рабочем месте» в средней школе № 3 г. Вологды прошло медико-психологическое исследование уровня профессионального стресса педагогов. В организации опроса приняли участие руководитель программы «Здоровая школа», директор школы Н.В. Мочалова; координатор программы физкультурно-оздоровительной работы, зам. директора школы по УВР Н.Е. Конькова; педагог-психолог В.С. Субботина; социальный педагог Т.А. Коныгина. Руководил исследованием старший преподаватель кафедры практической психологии ВГПУ, педагог-психолог Е.М. Полякова. В опросе приняли участие 45 учителей – две трети педагогического коллектива. Данные об уровне профессионального стресса сотрудников школы – участников экспериментального медико-психологического исследования – занесены в индивидуальный «Дневник здоровья педагога».
Опрос проводился с помощью стандартного опросника Д.Формата «Шкала профессионального стресса». Методика позволяет определить общий уровень стресса учителей, обусловленный условиями и характером работы педагога в образовательном учреждении.
Были условно выделены следующие уровни стресса:
- нормальный уровень стресса, сопутствующий состоянию занятости;
- умеренный уровень стресса, характерный для много работающего специалиста;
- выраженный стресс; дальнейшая профессиональная деятельность при таком уровне стресса приводит к возникновению хронической усталости;
- крайняя выраженность стресса, характерная для стадии истощения; возникновение стрессовых расстройств или психосоматических заболеваний.
Вот такие факторы влияют на повышение уровня стресса:
- общий стаж педагогической работы;
- возрастные физиологические особенности педагогов старше 45 лет;
- общее состояние здоровья;
- объем учебной нагрузки;
- общая физическая активность.
Эти выводы подтверждаются тем, что у половины педагогов начального звена школы, имеющих нагрузку в пределах допустимого, отмечен нормальный уровень профессионального стресса вне зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности. Учителя старшего и среднего звена школы, а также представители школьной администрации, имеющие стаж педагогической работы более 10 лет, в основном обнаруживают умеренно выраженный уровень стресса. Абсолютное большинство педагогов старше 45 лет субъективно ощущают наличие значительных отклонений в психическом самочувствии. Многие педагоги вне зависимости от возраста и стажа работы указывают на стойкие нарушения сна, пищеварения, функционирования сердечно-сосудистой системы. В то же время уровень стресса у преподавателей физкультуры в основном остается в пределах нормы вне зависимости от объема учебной нагрузки, что может быть связано с возможностью физической разрядки, достаточной двигательной активностью в процессе осуществления профессиональной деятельности.
По данным исследования, нормальный уровень стресса отмечен у 10 сотрудников, что составило 22,2% от числа опрошенных. Данный уровень стресса позволяет сохранять состояние удовлетворенности профессиональной деятельностью. Наличие умеренного уровня стресса обнаружено у 34 педагогов (75,6%). Данный уровень является характерным для много работающего профессионала. Этой группе педагогов стоит проанализировать свою работу и найти пути уменьшения стресса. Выраженный уровень стресса отмечен только у одного из опрошенных сотрудников (2,2%). В данном случае очевидна необходимость коррекционных мер. Требуется тщательный анализ жизненной и профессиональной ситуации педагога. Хроническое напряжение должно быть ослаблено. Дальнейшая работа при таком уровне стресса может привести к серьезным нарушениям здоровья и возникновению психосоматических заболеваний. Случаев крайнего уровня выраженности стресса в данной группе педагогов не выявлено.
Анализ ответов (см. таблицу) показал, что у педагогов в той или иной степени представлены все симптомы стресса. Каждый из педагогов отметил от 1 до 8 симптомов, характеризующих их состояние в данный период. Ранжирование ответов дает представление о наиболее распространенных признаках перенапряжения центральной нервной системы, сопутствующих педагогической деятельности.
Эти исследования указывают на необходимость изучения условий профессиональной деятельности в образовательном учреждении, негативно влияющих на психическое состояние учителей. Необходимо активнее использовать методы профилактики и коррекции психического самочувствия педагогов, создав на рабочем месте условия сохранения их здоровья. В школе № 3 такими мерами являются целенаправленное обучение педагогов психологическим приемам саморегуляции и преодоления стресса, обучение способам поведения в конфликтных ситуациях, консультации психотерапевта, привлечение педагогов к участию в физкультурно-оздоровительной программе в рамках проекта «Здоровая школа», создание группы здоровья для педагогов. Важным является также регулярное отслеживание динамики уровня стресса.
Неблагополучие в сфере психического здоровья педагога отражается на психическом состоянии детей, на эффективности их обучения. Профилактика здоровья на рабочем месте сегодня поможет учителю избежать серьезных нарушений здоровья завтра.
Распространенность симптомов профессионального стресса у педагогов
|