Под таким названием в конце 2005 года в Москве
прошел всероссийский форум. Представители всех
регионов страны обсуждали здоровьесберегающие
возможности школы
О чем говорят политики
«Здравоохранение и образование
находятся сегодня в центре внимания всей страны,
– отметил председатель Совета Федерации
Федерального собрания РФ, председатель
Российской партии жизни Сергей Миронов
на открытии форума. — Развитию и
совершенствованию этих сфер жизни посвящены две
из четырех национальных программ. От того,
насколько успешно они будут реализованы,
напрямую зависят судьба России и ее возможность
проявить себя в XXI веке».
Учебные
нагрузки постоянно увеличиваются, что не может
не сказываться на здоровье учащихся: по
некоторым оценкам, больше половины школьников
имеют хронические заболевания. Но здоровье детей
во время интенсивной учебы можно не только
сохранить, но и укрепить. Для этого необходимы
новые здоровьесберегающие программы. Они
позволят не только поднять российское
образование на другой уровень, но и обеспечат
физическое здоровье школьников, привьют им
потребность в здоровом образе жизни.
Благополучие школьников напрямую
связано и со здоровьем и благополучием учителей.
Великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому
принадлежат следующие слова: «Влияние личности
воспитателя на молодую душу составляет ту
воспитательную силу, которую нельзя заменить ни
учебниками, ни моральными сентенциями». Учителя
должны не на словах, а на деле видеть, что
общество, государство высоко ценит их труд. «Все
учителя и врачи РФ должны быть приравнены по
своему статусу к государственным служащим», —
убежден Сергей Миронов.
Член Совета Федерации профессор Анатолий
Коробейников считает, что стратегией
здравоохранения должно быть не столько лечение,
сколько профилактика. И роль школы здесь трудно
переоценить.
Сергей Миронов и Анатолий
Коробейников разработали проект федерального
закона «О внесении изменений и дополнений в
статью 51 Закона «Об образовании». Дополнения
касаются обязательного проведения в школах
мониторинга здоровья учащихся:
медико-педагогического анализа физического и
психического развития каждого ребенка два раза в
год в порядке, установленном правительством.
Сведения будут передаваться Президенту и
Федеральному собранию.
Депутат Олег Смолин рассказал,
как проходят голосования в Государственной Думе
и предложил коллегам регулярно отчитываться о
проделанной работе перед избирателями, в том
числе перед педагогами. Объяснить им, например,
почему при составлении федерального бюджета на
2006 год не были приняты предложения о
финансировании питания школьников, об
обеспечении детей учебниками? Почему не прошел
закон о дополнительном образовании, который
готовили 8 лет? Ведь государство расходует на
одного ребенка в кружке юных техников или
натуралистов в сотни раз меньше средств, чем на
малолетнего преступника в колонии или в ПТУ
закрытого типа.
Мнения ученых
Владислав Кучма, профессор
(Москва). По итогам диспансеризации 2002 года треть
школьников здоровы, половина — имеют различные
функциональные отклонения и 16% детей — хроники.
Это данные официальной статистики. А серьезные
обследования показали, что здоровыми можно
назвать только 3% школьников и почти 60% имеют
хронические заболевания. По-прежнему высокой
остается распространенность «школьных»
болезней — это проблемы с костно-мышечной
системой и зрением. Ученые НИИ гигиены детей и
подростков РАМН установили, что
непосредственное влияние школьной среды на
формирование здоровья учащихся составляет 27%.
Существуют так называемые школьные
факторы риска (ШФР). И самый главный — стресс
ограничения времени, цейтнот, в который ребенок
попадает буквально с первых дней
систематического обучения. «В течение последних
десятилетий критерием образования стали
скоростные показатели. И пока учитель с
секундомером в руках измеряет скорость чтения,
любые фиточаи и конторки бессмысленны», —
считает академик РАО, профессор Марьяна
Безруких (Москва).
Безотрывное письмо также относится к
ШФР, так как противоречит естественному
формированию самого навыка. «Сейчас найдется
мало педагогов, которые не жаловались бы на малое
количество часов в школе. И их действительно
мало, если учесть все возрастающие системы
знаний человечества, но их действительно много,
если учесть технологию и методу преподавания», —
эти слова, сказанные К.Д. Ушинским 150 лет назад,
актуальны и сегодня. Пока мы не изменим методики
обучения, выпускник школы будет задерганным
невротиком, обремененным (или нет) знаниями.
И еще — надо менять стандарты
подготовки педагогов. Выпускники вузов не знают
физиологических особенностей ребенка — на этот
курс отводится всего 18 часов.
Владимир Базарный, доктор
медицинских наук (г. Сергиев Посад Московской
обл.), считает, что многие «образовательные
новации» во второй половине XX века внедрялись
административно-принудительно, без научного
обоснования и санитарно-гигиенической
экспертизы. Никакие тренажеры и коктейли не
помогут, если не изменить методику работы
учителя: вместо скоростного чтения и
безотрывного письма шариковой ручкой должно
быть осмысленное чтение и каллиграфия. Ведь
техника скорочтения не позволяет ребенку понять
и прочувствовать, что же он прочитал. Академик
И.П. Павлов доказал, что информация, которая
дается вне эмоций, активно отторгается. Развитие
интеллекта — это развитие воображения.
Современное среднее образование игнорирует
творчество, из учебного базового плана исключено
полноценное художественное, музыкальное,
эстетическое воспитание.
Что волнует учителей
Учителя говорили о наболевшем. О том,
что иногда невозможно соблюдать СанПиНы, в
частности по наполняемости классов, поскольку
если детей меньше предписанных 25 человек, то
возникают проблемы с финансированием, если
больше — штрафуют директора школы. О том, что
аттестация учителей должна проводиться
независимой службой, а не чиновниками
Минобрнауки…
Эмоциональным было выступление
директора лицея № 103 Елены Дубровской (г.
Железногорск Красноярского края). В последнее
время школа как государственный институт
отстранилась от воспитания подрастающего
поколения. В результате в детской среде
участились случаи токсикомании и алкоголизма,
наркомании и асоциального поведения. Мы
предлагаем безотлагательно заняться
разработкой программы воспитания детей и
внедрить ее в школы. А кому осуществлять такую
программу? Учителю, которого унизили и в
материальном плане довели до уровня
элементарного выживания? Не могут люди, с
которыми поступают безнравственно, воспитывать
нравственных, патриотически настроенных
граждан.
Вместе или порознь?
Форум собрал много сторонников
раздельной системы обучения. На семинаре,
посвященном этой теме, не хватило места для всех
желающих.
«Ты что, русского языка не понимаешь?»
— иногда говорят педагоги. И действительно,
некоторые вещи можно понять, только когда
теменная область мозга достаточно созрела (у
мальчиков это происходит чуть позже, чем у
девочек). «Платье задело весло» или «весло задело
платье». До 40% шестиклассников не понимают
разницу между этими предложениями. Этот пример
привела профессор Валентина Еремеева
(Санкт-Петербург), изучающая гендерные
особенности развития головного мозга.
Полушария мозга воспринимают и
анализируют одну и ту же информацию по-разному.
Правое все воспринимает целостно, а левое —
делит на блоки, классифицирует. Правое полушарие
развивается несколько быстрее левого, ведь надо
сначала «увидеть» целое, а потом уже можно его
анализировать. Мальчики — правополушарны, они
как бы младше девочек по биологическому
возрасту, и им очень трудно дается деление целого
на части: например, деление слов на приставку,
корень и суффикс. Мальчикам нужно научиться
воспринимать речь целиком, «схватить на слух»,
иначе они не приобретут так называемую
врожденную грамотность. У девочек левое
полушарие развивается быстрее, к тому же учителю
проще с ними работать по алгоритму «делай, как я».
Но в результате мы не развиваем у девочек правое
полушарие — типовые задачки они решают хорошо, а
как только надо сообразить — «мы этого не
проходили».
Профессор Наталья Куинджи
(Москва) подчеркнула, что педагогика связана с
философией, психологией, анатомией и
физиологией. Именно гендерное образование
учитывает особенности развития мальчиков и
девочек. Группа ученых, наблюдая за детьми
московской школы № 343 (шесть классов смешанных и
семь девичьих), изучала умственную
работоспособность в динамике с 1-го по 3-й класс
(на протяжении недели, четверти, года), степень
выраженности утомления, проводила тесты на
школьную зрелость, на невротизацию, сравнивала
состояние здоровья (по системам кровообращения,
пищеварения и нервной). Все показатели в классах,
где учились только девочки, были лучше, чем в
смешанных.
Хорошо, что в раздельных классах
девочки перестают относиться к мальчикам как к
младшим братьям: завязывать им шнурки или
одалживать носовые платки. Когда учитывается
разность в восприятии информации мальчиками и
девочками, успеваемость возрастает. Например, в
лицее № 103 г. Железногорска, где с 1999 года выпуски
раздельные, результаты просто удивляют. В 2005 году
27 учеников окончили лицей с медалями (из них 23 —
из раздельных классов), и все они поступили в вузы
на бесплатное обучение. В раздельных классах
самооценка у детей выше, да и обстановка
комфортнее.
Но помимо плюсов существуют и минусы
гендерного обучения. Педагоги должны быть
подготовлены к преподаванию в раздельных
классах, а лучше всего — соответствовать полу
своих учеников. Мужчин же педагогов в школе
сейчас мало. Также нельзя программы для девочек
насыщать только эстетическим компонентом, а для
мальчиков — спортивным, потому что в «девчачьих»
классах, при наличии положительных моментов
чисто женской среды (мягкая атмосфера, богатая
культурная жизнь…), появляются и отрицательные
(снижение темпа деятельности, стремление
выполнять работу по образцам, сплетни). А в
«мужских» классах успехи в математике, высокие
спортивные результаты сопровождаются
неаккуратностью, драчливостью, чрезмерной
подвижностью на переменах. Нужно нагружать
девочек двигательной активностью, а мальчиков —
эстетическими программами: проводить больше
уроков ИЗО, пения…
И все-таки раздельное обучение при
грамотной организации дает хороший результат.
Участники форума приняли обращение к
Президенту России и предложили создать:
– российский союз «За здоровое
развитие детей» (А. Коробейников);
– общероссийское общественное движение
«Образование для всех». Газета с таким названием
уже издается. (О. Смолин);
– «Ассоциацию родителей». Подобные организации
уже давно работают во многих странах мира. Такой
демократический институт мог бы осуществлять
независимую экспертизу в области образования,
формировать общественное мнение. (С. Миронов)
Р. Роллан в свое время сказал, что
здоровье также заразительно, как и болезнь.
«Заразить» здоровьем всех наших детей, учителей
и родителей, создать моду на здоровье – вот чем
должно заняться наше общество.
|