Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


А.Г. ЖИЛЯЕВ,
Т.И. ПАЛАЧЕВА

Программа и комплект методических пособий дифференцированной профилактики наркозависимости в общеобразовательных учреждениях

– М.: Школьная книга, 2004.

Программа «Линия жизни», изданная центром «Школьная книга» в 2004 г., направлена на развитие личностной и социальной компетентности детей и подростков и предназначена в помощь педагогам, пси¬хологам и другим специалистам, занимающимся вопросами педагогической профилактики употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде. В комплекте с программой предлагаются методические пособия по организации и проведению занятий с учащимися 1–4-х, 5–6-х, 7–8-х и 9–11-х классов общеобразовательных учреждений.

Проблема ранней профилактики наркотизма за последние годы приобретает особую актуальность. Рост численности несовершеннолетних, использующих наркогенные вещества, постоянно растет. Наркогенные вещества постепенно становятся неотъемлемым компонентом молодежной субкультуры, риск наркогенного заражения становится реальным для представителей различных социальных слоев. Факторы, традиционно считавшиеся антинаркогенными (занятия в спортивной секции, занятость в школе, занятость после школы) далеко не всегда выполняют свою профилактическую роль. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, много подростков, занимающихся в секциях и кружках, т.е. тех, у кого высокая учебная загруженность.

Предлагаемая авторами программа, несмотря на ряд традиционных черт, выгодно отличается тем, что предусматривает не только предъявление со стороны взрослых – учителей, родителей, врачей – ребенку и подростку определенных нормативов и образцов поведения для предотвращения реального использования им наркотических веществ, но и различные ролевые игры и другие формы его активного участия в этом процессе. Ведь одна и та же информация оценивается подростками по-разному в зависимости от способа воздействия. Положительная личностная оценка, особенно для старшеклассников, повышает степень усвоения информации, усвоения декларируемых поведенческих норм, в конечном итоге влияет на сформированность антинаркогенных установок.

Проблемы профилактики наркозависимости авторы рассматривают в связи с другими формами отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Поскольку все разновидности девиаций имеют общие личностные детерминанты, часто взаимосвязаны и взаимообусловлены, то и решение задач профилактики должно носить комплексный характер. Предлагаемые в программе правила общения чрезвычайно важны не только в плане предупреждения наркогенного заражения, но и необходимы человеку в его жизни и любой деятельности в социальной среде. Ведь неумение общаться (относящееся в равной мере и к детям, и к родителям, и к педагогам) является фактором, негативно влияющим на уровень школьной тревожности и ведущим к неблагоприятным изменениям в состоянии здо¬ровья учащихся, что, в свою очередь, усугубляет их психологическое состояние и формирует потребность в его успокоении любыми методами.

К несомненным положительным сторонам программы относятся последовательность изложения, ряд интересных методик для работы со школьниками, общая направленность на развитие навыков эффективной социальной адаптации (а не только и даже не столько информирование о негативных последствиях наркотизации). Программа в значительной мере соот¬ветствует таким важнейшим требованиям, как возрастная адекватность, комплексность, социокультурная адекватность, что, по всей видимости, должно указывать на положительные личностные изменения, вызванные участием в программе, расширение компетентности детей и подростков в области здоровья, повышение уровня мотивации поведения, связанного с сохранением и укреплением здоровья.

Вместе с тем представляется, что программа еще нуждается в определенной доработке, учитывая, в частности, следующие замечания.

  1. В ряде случаев наблюдается несоответствие предлагаемых форм и методов работы возрастным особенностям школьников и СанПиНам. Так, рекомендуемая продолжительность занятия в 1–4-х классах, по мнению авторов, должна составлять не менее 45 мин. (перерывы рассматриваются как нежелательные). При этом 20–25 мин. занятия составляет лекция!
  2. Предлагаемая модель реализации трудно осуществима на практике. Во-первых, предполагается, что для занятий по программе будет выделен отдельный учебный час (начиная с 5-го класса – 2 часа!). Понятно, что в ситуации тотальной загруженности школьников осуществить это крайне сложно, да и вряд ли корректно. Во-вторых, для проведения таких занятий требуются специалисты, имеющие знания и умения ведения тренинговой работы. Далеко не у всякой школы в штатном расписании есть такой специалист.
  3. Программа (начиная с 5-го класса) предполагает работу детей в группах по 12–15 человек. Сразу возникает вопрос: как организовать такие группы педагогу образовательного учреждения, где традиционной формой организации детей является класс, число детей в котором явно больше 12–15? Получается, что рекомендуемая модель строится без учета условий работы образовательного учреждения.
  4. Программа в значительной мере носит тренинговый характер и направлена на отработку целого комплекса различных поведенческих навыков. Однако уже давно доказано, что тренинг в «чистом» виде – малоэффективная форма работы с детьми. Необходимый компонент – создание условий, при которых формируемые навыки актуализируются в реальной жизни детей, –остается вне внимания авторов программы. Легко предположить, что «выученные» на занятии приемы и навыки поведения не будут использованы на практике.
  5. Имеются и явные ошибки. Например, «проблемы излишнего веса, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно-кишечного тракта воз¬никают только у тех, кто питается неправильно. …С помощью разумно подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание».
  6. Форма изложения материала программы не всегда соответствует возрастным особенностям аудитории, сфере актуальных интересов детей и подростков. Чего стоят одни названия тем: «Способы и виды общения. Социальные роли, умение спорить, конфликты и способы решения», «Здоровье – условие самореализации лично¬сти. Факторы, отрицательно влияющие на здровье» – для 5–6-х классов и т.д. В «Словарь основных понятий» включены такие термины, как «делинквент» (субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые дей¬ствия); «дисфункциональная семья» (не способная выпол¬нять свои основные функции; «закрытая система» и т.д.). Пусть даже этот словарь предназначен более для педагога, но нужны ли и ему эти сложные юридические термины? Получается, что по сути полезный и важный материал излагается в неподходящей для школьников форме, а это явно снижает эффективность такого материала.