Автор не задается целью убедить кого-либо в
необходимости школьных занятий по профилактике
ВИЧ-инфекции. Автор не предлагает перечень
профилактических мероприятий.
Он лишь показывает те или иные способы
профилактической работы
Урок: его сила и слабость
Профилактические программы могут
осуществляться в школе традиционно в виде урока.
Тем более что урок – форма, которая лучше других
освоена школьными учителями. Однако следует
помнить, что основной акцент в ходе формирования
и развития знаний надо делать на представлениях.
О разнице между знаниями и представлениями
писали М.Ю. Кондратьев и С.Д. Дерябо: «...информация
о влиянии, которое оказывает на клетку человека
вирус СПИДа, является собственно знаниями, а
информация о том, что этот вирус не передается,
например, воздушно-капельным путем, – уже
представления. В первом случае открытия ученых
фактически никак не повлияли на понимание
обычными людьми проблем, связанных с данным
заболеванием, оставаясь своего рода
«интеллектуальным балластом». А во втором –
самым существенным и непосредственным образом: с
одной стороны, успокоили тех, кто призывал
изолировать чуть ли не в концентрационные лагеря
носителей ВИЧ-инфекции, а с другой – убедили
остальных в необходимости соответствующих «мер
безопасности» в сексуальной жизни».
На уроке можно дать информацию,
которая окажет определенное воздействие на
поведенческие установки. Опытный педагог,
используя разнообразные дидактические приемы,
способен сформировать у учащихся определенное
отношение к проблеме. Но говорить, что этого
будет достаточно для формирования устойчивых
поведенческих структур, все же нельзя.
Выработка личной стратегии поведения
требует специфических форм тренировки.
Классно-урочная форма не всегда создает условия
для ролевой игры, она не располагает к осознанию
собственного, иногда травматичного, опыта. То,
что в классе все друг друга знают, то, что учитель
выставляет отметки, снижает потенциал
традиционного урока как формы профилактики
ВИЧ-инфекции.
В то же время не стоит считать, что урок
совсем не пригоден для профилактической работы.
При определенных обстоятельствах в комплексе с
тренинговыми занятиями, ролевыми играми и т.п.
урок может стать отправной точкой для работы в
данном направлении.
Специфика профилактики ВИЧ в школе
связана с необходимостью использовать новые
формы обучения. Это обусловлено тем, что темы,
которые предполагается обсуждать, носят
личностный, подчас интимный характер. Стиль
преподавания должен быть точно выверен:
недопустимы ни запугивание, ни провоцирование
нездорового интереса к изучаемым проблемам. Цель
курса – сформировать ценность здорового образа
жизни и развить установку на правильное
поведение в соответствующих жизненных
обстоятельствах.
Устрашать или обращаться к разуму?
Современные подростки подвергаются
массированному воздействию рекламы. Продвигая
самые разнообразные товары, производители
ориентируются в основном на молодежную
аудиторию. При этом эксплуатируются такие
свойства подростков, как гиперсексуальность,
стремление к острым ощущениям, отсутствие
жизненного опыта. Например, реклама жевательных
конфет внедряет в сознание зрителя идею о том,
что для близости с девушкой необходимо лишь
свежее дыхание. А такие вещи, как безопасный секс
и недопустимость интимных отношений с
малознакомым человеком, остаются за кадром. Юный
адресат такой рекламы усвоит не только тягу к
конфетам (прохладительным напиткам, чипсам,
пиву), но и убеждение в том, что безответственное
поведение в сфере сексуальных отношений вполне
приемлемо и даже приветствуется. Подобных
примеров можно привести много: «Девушка, один
поцелуй – и мы найдем общий язык...», «Что мы
делаем? Да пиво пьем...».
Все это усложняет задачу
профилактического курса, так как зачастую
учителю приходится не только формировать
адекватную установку, но и корректировать уже
сложившиеся стереотипы поведения. Необходимо
также учитывать и подростковый негативизм,
недоверие к миру взрослых, стремление оградить
от их вмешательства свою личную жизнь.
В России в настоящее время выделяются
три основные модели профилактических программ. Первая
модель – устрашения теми или иными недугами,
которые подстерегают всякого, кто будет
пренебрегать предписываемыми правилами
поведения. При использовании данной модели
запугивающая информация должна сопровождаться
конкретными рекомендациями. Отметим сразу, что
из трех моделей этот вариант наименее
эффективен.
Вторая модель обращена к
разуму человека, является информирующей,
обучающей, но при этом в значительной степени
ориентирована на личность человека.
Третья модель формирует
мотивацию на здоровье, что, в свою очередь,
невозможно без междисциплинарного
взаимодействия различных специалистов
(педагогов, психологов, врачей и ряда других).
Моделирование безопасного
поведения – сложный процесс, он должен
создать у подростков, с одной стороны,
своеобразную «психологическую прививку» против
любопытства, которое чаще всего и толкает их на
рискованные поступки, с другой стороны – твердую
установку на соблюдение правил социально
приемлемого поведения.
В ходе работы по формированию
установок учитель (психолог или педагог) может
столкнуться с сопротивлением, нежеланием
учащихся менять уже существующие у них
стереотипы поведения. М.Ю. Кондратьев и С.Д.
Дерябо отмечают, что человек будет восприимчив к
попыткам изменить уже существующую у него
систему поведения только в двух случаях: если
имеющихся стратегий и технологий поведения у
него недостаточно для достижения целей и если
имеющиеся стратегии и технологии неэффективны.
Следовательно, пишут авторы, «прежде чем обучать
новым стратегиям и технологиям, необходимо
убедительно продемонстрировать неэффективность
уже имеющихся».
Работа над проектом
В последние годы традиционная
школьная практика обогащается новыми формами
работы, одной из которых стала проектная
деятельность. Этот вид деятельности
представляет собой совместную
учебно-познавательную, творческую или игровую
деятельность, имеющую общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленные на
достижение общего результата. Непременным
условием проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о
конечном продукте деятельности, этапах
проектирования (выработка концепции,
определение целей и задач, доступных и
оптимальных ресурсов, создание плана реализации
продукта) и реализации.
Проект для учителя – это
дидактическое средство развития, обучения и
воспитания, позволяющее обучать решению проблем.
Для ученика проект – это способ делать что-то
самостоятельно или в группе, максимально
используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы, приложить свои знания, показать публично
достигнутый результат. При этом найденный метод
решения проблемы носит практический характер,
имеет прикладное значение и важен для самого
открывателя.
Проектная деятельность обладает
особой привлекательностью для школьника, это и
делает ее эффективной формой профилактической
работы. Личностная окраска проблемы, над которой
учащийся работает, оказывает самое серьезное
воздействие на его убеждения и опосредованно –
на его поведение. Мастерство педагога на данном
этапе заключается в том, чтобы предлагаемые темы
профилактической программы стали интересны
учащимся, чтобы захотелось не только что-то
узнать, но и создать проектный продукт, который
имел бы потребительские свойства, т.е. был бы
интересен окружающим.
Решая проблему проекта, его автор
определяет свою стратегию и тактику,
распределяет время, привлекает необходимые
ресурсы, в том числе информационные. Если в
прежние годы серьезную трудность представлял
поиск информации в условиях ее дефицита, то
спецификой сегодняшнего дня становится работа в
условиях обилия информации. Эта работа развивает
навыки критического подхода к источнику
информации, приучает проверять достоверность,
отсеивать второстепенные или сомнительные
сведения. Такая своеобразная прививка делает
школьника устойчивым к разного рода влияниям, в
том числе и к агрессивной рекламе. Это
способствует развитию критического мышления,
что в плане профилактики социально
обусловленных заболеваний имеет особое
значение.
Работа над проектом, создание
проектного продукта (фильма, макета, брошюры,
плаката), которым смогут пользоваться другие
люди – сверстники и взрослые, удовлетворяет
подростковое чувство взрослости. Если школа не
предложит подростку способов реализации его
чувства взрослости, оно может проявиться в
рискованном поведении, в т.ч. в поведении,
связанном с риском заражения ВИЧ-инфекцией.
Проектную деятельность можно
рассматривать как один из немногих видов
школьной работы, позволяющих преобразовать
академические знания в реальный жизненный и даже
житейский опыт.
Однако при всех достоинствах
проектная деятельность имеет и свои ограничения.
Она требует больших затрат времени как учителя,
так и ученика, предполагает использование
разнообразных информационных и других ресурсов.
И, пожалуй, самой серьезной трудностью является
недостаточная освоенность этого метода в
отечественной педагогике.
Тренинг – попробуй на себе!
Одним из наиболее распространенных
психолого-педагогических методов воздействия на
поведенческие установки является тренинг.
Тренинг позволяет, воздействуя на эмоциональную
сферу ребенка, обеспечить его нужной
информацией, помогает сформировать необходимые
навыки и отработать оптимальную личную
стратегию поведения в типичной ситуации.
Существует большое количество
значений термина «тренинг». С.И. Макшанов и Н.Ю.
Хрящева приводят некоторые из них: «метод
развития способностей к обучению», «способ
перепрограммирования модели управления
поведением и деятельностью», «часть планируемой
активности организации, направленной на
увеличение профессиональных знаний и умений».
При этом авторы выделяют наиболее часто
используемый термин «психологическое
воздействие», отмечая, что «адекватность этого
термина... можно признать лишь отчасти: как
понятия, отражающего именно процесс движения
информации от одного участника взаимодействия к
другому».
С помощью тренинга учитель может
решить такие задачи, как приобретение учениками
новых знаний, формирование умений, навыков,
развитие установок, определяющих поведение в
общении. Тренинг часто рассматривают как опыт
совместного переживания и проживания проблемной
ситуации. Это способ организовать активность
участников в пространстве и времени, чтобы
достичь изменения в их жизни и в них самих.
Цель профилактического тренинга –
сформировать представление о здоровом образе
жизни, его целесообразности, убедить подростка в
ценности физической безопасности своей и других
людей, научить распознавать потенциально
опасные ситуации, предвидеть последствия своих и
чужих действий, избегать или минимизировать
риск.
Исследования показывают, что в
результате проведения профилактических
тренингов у школьников снижается риск
приобретения социально обусловленных
заболеваний, к которым относится и СПИД. У них
уменьшается число прогулов, улучшается
успеваемость, повышаются коммуникативные
способности.
В последние годы в школах все чаще
стали проводиться различные тренинги. Наиболее
результативны тренинги с погружением: в течение
нескольких дней школьники посещают только их,
«не отвлекаясь» на уроки и другие занятия.
Понятно, что организовать такую форму работы
непросто. Необходимы время, помещение,
оборудование, отсутствие отвлекающих стимулов.
Лучше всего проводить такие тренинги во время
школьных каникул.
Структура тренинговых занятий
включает несколько этапов, каждый из которых
имеет собственные цели и методы реализации.
Вводная часть призвана актуализировать
имеющийся у учащегося собственный жизненный
опыт. Этот этап занятия призван мотивировать
участников на дальнейшую работу, создать деловой
настрой.
Основная часть тренингового занятия
направлена на формирование нового опыта. В этой
части участники не только получают новую
информацию, но и как бы «примеряют» ее на себя;
моделируют новые способы поведения.
Заключительная часть посвящается отработке
личной стратегии поведения, осмыслению
полученного опыта, получению обратной связи от
группы. Обязательным элементом на данном этапе
является рефлексия, которая позволяет
участникам продемонстрировать личное отношение
к происходящему на занятии. Рефлексия –
неотъемлемый атрибут тренингового занятия и на
других этапах.
В конце каждого занятия по школьной
традиции участникам предлагается домашнее
задание, которое необходимо выполнять при
участии членов своей семьи. Вовлечение значимых
взрослых в процесс освоения ребенком новых
способов поведения представляется тем более
важным, что ближайшее окружение во многом
определяет привычные жизненные алгоритмы.
Тренинговые занятия длятся 40–45 минут,
что позволяет без труда включить их в обычное
школьное расписание. Чаще всего такие занятия
проходят не чаще одного раза в неделю. Для их
проведения можно использовать любое школьное
помещение: класс, актовый зал, рекреационное
помещение. Необходимо соблюсти простые условия
– помещение для тренинговых занятий должно быть
достаточно просторным, участников ничего не
должно отвлекать, проводить занятия желательно в
одно и то же время, в одном и том же месте. Общее
количество занятий не превышает 10–12. Как
правило, цикл тренинговых занятий завершается
двухчасовой психологической игрой.
Понятно, что такая организация работы
не может серьезно увеличить нагрузку детей.
Более того, никаких записей в ходе занятия можно
не делать, а применение занимательных
упражнений, ролевых игр и релаксационных техник
делает тренинговые занятия весьма
привлекательными для школьников.
Не стоит, однако, ждать мгновенного
эффекта от подобных занятий. Поведение человека
– продукт конкретных жизненных обстоятельств,
условий жизни, традиций и многого другого. Оно
формируется на протяжении длительного времени, и
быстро изменить его невозможно. Однако
продуманная кропотливая работа может оказаться
в этом смысле эффективной.
Есть ряд трудностей при использовании
тренингов в школе для профилактической работы.
Среди них – необходимость «привязки» к учебному
расписанию: отсутствие (или ограниченность) в
расписании времени для специальных занятий;
жесткий регламент продолжительности урока и
перемен; большая и неоднородная (с точки зрения
психолога) наполняемость классов; невозможность
соблюдать определенные тренинговые правила,
например конфиденциальность.
Понятно, что все эти обстоятельства
делают классический тренинг, несмотря на все его
преимущества по сравнению с другими формами
профилактической работы, малодоступным для
массовой школы.
Вся жизнь – игра
Еще одна форма реализации
профилактических программ – игра, проигрывание
и проживание ситуации, а не заучивание
«правильного ответа».
Игра как деятельность, совершаемая
искренне, с азартом и одновременно «понарошку»,
обладает большим обучающим воздействием.
Психологические игры чрезвычайно разнообразны
по своим целям и содержанию: существует большое
количество подходов к пониманию этого явления.
М.Р. Битянова отмечает, что игрой «называют и
психотехнический прием, с помощью которого за
1,5–2 минуты можно настроить детей на работу в
группе, структурированное действие по правилам
(например, «колдунчики» или «колечко»), большое и
сложное ролевое действие и многое другое». В
соответствии с ее определением «психологическая
игра – это целостное, законченное действие,
совершенно самостоятельное, имеющее свою
внутреннюю систему целей и правил, достаточно
продолжительное по времени».
Эрик Берн называл игрой серию
последовательных скрытых единиц общения,
результат которых можно четко установить и
предсказать. Результат психологических игр
можно предсказать далеко не всегда. Так,
достаточно простые по форме «игры-оболочки»
проходят, как правило, стандартно. Более сложные
по форме игры, например, «игры-проживания» или
«игры-драмы» в разных группах (классах) могут
протекать и заканчиваться совершенно по-разному.
Игра обладает определенной
атрибутикой. Игровой замысел проявляется в
названии и может быть выражен в виде проблемы,
которую предстоит решить. Правила помогают
определить поведение участников в процессе игры
и порядок игровых действий, которые позволяют
участникам проявить себя. Познавательное
содержание заключается в приобретении
определенных знаний и навыков в процессе решения
проблемы, поставленной игрой. Итоговый результат
является завершением игры, проявляется в виде
решенной проблемы и сопровождается обязательной
рефлексией.
Психологическая игра широко
применяется в работе с подростками. Она может
стать одной из форм профилактики не только в силу
своей привлекательности, но и потому, что имеет
серьезный потенциал воздействия на поведение
детей. В этом смысле психологическую игру можно
сравнить по силе воздействия с психологическим
тренингом. Причем игра даже в большей степени,
чем тренинг, влияет на установки и поведение
участников.
Специфика большой психологической
игры связана с необходимостью использовать
значительные ресурсы – помещение, оборудование,
костюмы. Такая игра требует большего времени, как
правило, 2–3 часов, и серьезной подготовки. Все
это делает игру не самой удобной формой
профилактики. По-видимому, психологическая игра
может рассматриваться как завершающий этап,
финал программы или какой-то ее значительной
части. В условиях школы психологическая игра
может применяться для оценки степени
сформированности жизненных навыков, выступая
одновременно как средство формирования навыков
и как средство их проверки. Иными словами,
психологическую игру можно превратить в
«эффективное средство для осознания участниками
своих целей и ценностей, для проявления
социометрической структуры группы и социальных
позиций ее членов».
Литература
1. Битянова М.Р. (ред.) Практикум по
психологическим играм с детьми и подростками. –
СПб., 2002.
2. Вачков И.В. Основы технологии
группового тренинга. Психотехники: Учебное
пособие. – М., 2000.
3. Здоровье. Учебно-методическое пособие
для учителей 1–11-х классов / Под ред. В.Н.
Касаткина, Л.А. Щеплягина. – М., 2001.
4. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю.
Психогимнастика в тренинге. Каталог. Часть 1. –
СПб., 1998.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного
проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
6. Родионов В.А. Я и все-все-все.
Тренинговые занятия по формированию социальных
навыков для учащихся 5–9-х классов. – Ярославль,
2002.
7. Ступницкая М.А. Организация и
содержание проектной деятельности учащихся
основного и старшего звеньев школы «Премьер» //
Проектно-исследовательская деятельность:
организация, сопровождение, опыт. – М.: ЮОУО
Департамента образования Москвы, 2005.
8. Чечельницкая С.М., Косарецкий С.Г.,
Шалаева Д.А., Родионов В.А. Теория и практика
обучения жизненным навыкам // Школа здоровья. –
2002. – № 1.
|