Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2006

Вне урока

Плоскостопие: предотвратить легче, чем вылечить

Изучаем след

Смочите стопы ребенка водой и поставьте его на лист бумаги обеими ногами. Если в середине стопа отпечатается на одну треть своей ширины – значит, она развивается нормально. Если отпечатается больше чем на одну треть или даже полностью – плохо.
Заметить неправильную установку стопы можно на обуви. Если обувь снашивается с внутренней стороны, стопа срочно нуждается в лечебно-профилактических мероприятиях. Прежде всего вложите в обувь стельку-супинатор (это полезно, даже если нет плоскостопия). Вкладка продольного свода не дает стопе выворачиваться вовнутрь. А подобрать стельку вам поможет врач-ортопед.
С. ТУГАНОВ,
учитель ЛФК, Хулимсунтская СОШ,
Тюменская обл.

 

Упражнения, рекомендуемые при плоскостопии

«Каток»

«Каток». Катать вперед – назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.

«Разбойник»

«Разбойник». Выполнять, сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Пальцами ног стараться подтащить груз (небольшой камень или книгу), положенный на полотенце. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

«Маляр»

«Маляр». Исходное положение – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3–4 раза сначала одной, затем другой ногой.

«Сборщик»

«Сборщик». Стоя, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не ронять предметы при переносе.

«Художник»

«Художник». Карандашом, зажатым между пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

«Гусеница»

«Гусеница». И.п. – сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног, подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются – и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.

«Кораблик»

«Кораблик». И.п. – сидя на полу, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

«Серп»

«Серп». И.п. – сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними – 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

«Мельница»

«Мельница». Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях.

«Окно»

«Окно». Стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.

«Барабанщик»

«Барабанщик». Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх – вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения колени постепенно выпрямляются.

«Хождение на пятках»

«Хождение на пятках». Ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвами.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий – 10 минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное.

Среди заболеваний костно-мышечной системы плоскостопие занимает первое место. Оно проявляется в быстрой утомляемости при ходьбе, в болях в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.

Стопа состоит из 26 костей, соединенных мощным связочным аппаратом. В норме она имеет три точки опоры: задний отдел пятки, 1-й (большой) палец и головку 1-й плюсневой кости, наружный край стопы. В положении стоя стопа образует своды – продольный и поперечный, которые при ходьбе пружинят и защищают тело и мозг человека от сотрясений и чрезмерных нагрузок. Рост и формирование стопы завершаются к 23–25 годам.

Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) или, наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Другой причиной, вызывающей уплощение стопы и плоскостопие, является неправильная обувь. У девочек хождение на высоких каблуках в подростковом возрасте приводит к уплощению поперечного свода, при этом происходит смещение центра тяжести тела вперед с последующей деформацией тазовых костей и смещением органов малого таза. Нельзя также носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков: тапочки, кеды, чешки, валенки...

Сохранить правильную походку и осанку, а также предотвратить деформацию стоп помогает правильно подобранная обувь.

Обувь, которую носят в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2–3 см, а по ширине каблук должен занимать 25% подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для того и приспособлены. Девушкам до 18 лет не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках из-за еще не сформировавшейся стопы, неокрепших связок, мышц голени и голеностопных суставов. Вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь: она не может поддерживать своды еще не окрепших связок и мышц голени и стопы. Кеды, кроссовки, туристические, конькобежные, лыжные ботинки нужно использовать по назначению.

Чтобы избежать плоскостопия, важно иметь правильную осанку и походку – всегда держать корпус и голову прямо, не разводить широко носки при ходьбе, нормальный вес, для обеспечения которого необходимы рациональное питание и подвижный образ жизни. Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая в утренние упражнения пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. В теплое время года полезно ходить босиком по песку, гальке, траве. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом – футбол, легкая атлетика, плавание, альпинизм, фигурное катание.

При первых признаках плоскостопия следует обратиться к врачу-ортопеду. Основным методом лечения этого заболевания является ежедневная специальная лечебная гимнастика. Индивидуально подобранные упражнения надо сочетать с комплексом общей физической подготовки, ежедневными теплыми ножными ваннами (t = 35–37 °С), специальным массажем стоп и голеней.

 

Анастасия Коломенская ;
Наталия Мирская