1. Принцип деятельности.
заключается в формировании личности ученика и
продвижении его в развитии не тогда, когда он
воспринимает готовое знание, а в процессе своей
собственной деятельности, направленной на
«открытие» им нового знания. В этом случае
актуализируются личностно значимые мотивы,
побуждающие к деятельности изнутри, что не
наносит ущерба здоровью детей.
2. Непрерывности. означает такую
организацию обучения, когда результат
деятельности на каждом предыдущем этапе
обеспечивает начало следующего этапа.
Непрерывность процесса обеспечивается
инвариантностью технологии, а также
преемственностью между всеми ступенями обучения
на уровне методологии, содержания и методики, что
позволяет снять все стрессообразующие ситуации
при переходе детей из класса в класс как по
горизонтали, так и по вертикали.
3. Целостного представления о мире. означает,
что у ребенка должно быть сформировано
обобщенное, целостное представление о мире
(природе, обществе, самом себе), о роли и месте
каждой науки в системе наук. Здесь речь идет не
просто о формировании научной картины мира, но и
о личностном отношении детей к полученным
знаниям, а также об умении применять их в своей
практической деятельности.
4. Минимакса. заключается в том, что
школа предлагает каждому обучающемуся
содержание образования на максимальном
(творческом) уровне и обеспечивает его усвоение
на уровне социального минимума
(государственного стандарта знаний). На основе
принципа минимакса в классе определяется
столько реальных уровней, сколько детей. Система
минимакса является, видимо, оптимальной для
реализации индивидуального подхода, когда
слабый ученик ограничится минимумом, а сильный
получит максимум. Это позволяет сформировать у
учащихся установку на достижение успеха, а не на
уход от двойки, что гораздо важнее для развития
мотивационной сферы и эмоционального здоровья.
5. Психологической комфортности.
предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса,
создание в школе и на уроке атмосферы,
расковывающей детей, ибо никакие успехи в учебе
не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе
и подавлении личности ребенка. Авторитаризм
учителя приносит колоссальный вред здоровью
детей, не сравнимый даже с учебными перегрузками.
6. Вариативности. означает развитие у
учащихся вариативного мышления, понимания
возможности различных вариантов решений
проблемы и выбора оптимального из них. Такое
обучение снимает у детей страх перед ошибкой,
учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как
сигнал для исправления. Это особенно важно в
трудных жизненных ситуациях: в случае неудачи не
впадать в уныние, а искать и находить
конструктивный путь.
7. Творчества. предполагает максимальную
ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности школьников, приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности, что
является неотъемлемой составной частью
реального жизненного успеха любого человека.
Поэтому развитие творческих способностей в наши
дни приобретает общеобразовательное и
здоровьесберегающее значение. |