Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2006

Из первых рук

«Не упустить время!»

В Москве открылся первый в России Реабилитационный центр постстрессовых расстройств и кризисных состояний у детей и их родителей. Этому событию была посвящена пресс-конференция в РИА «Новости»

После печальных событий на Дубровке, взрывов в домах и в метро, захвата заложников в Беслане борьба с терроризмом стала почти национальной идеей. На предупреждение терактов тратятся огромные деньги и усилия силовых структур. Но мы забываем о том, что все это происходит на глазах у наших детей и калечит их неокрепшую психику.

«Поколение детей начала 1990-х рождено от родителей, уже травмированных военными действиями, экологическими катастрофами и снижением уровня жизни, идеологическим вакуумом и потерей самой элементарной ориентации в происходящем. Все это наложило отпечаток и на наших детей», – считает доктор военных наук, профессор Сергей Олегович Зенкевич.

Он привел статистические данные: 70% школьников не в состоянии воспринимать учебную программу в полном объеме. И не потому, что она так перегружена, просто существует такой термин, как «синдром рассеянного внимания», который, к сожалению, нашей медициной сегодня не признается. Более 1 миллиона детей находится на учете в психдиспансерах. 30% призывников комиссуются из-за психических заболеваний.

«Можно сказать, что в нашей стране сложилась чрезвычайная ситуация», – бьет тревогу руководитель отдела психической патологии детского и подросткового возраста Московского НИИ психиатрии, один из организаторов реабилитационного центра, доктор медицинских наук Владимир Маркович Волошин.

Ввести цензуру на ТВ

Мы привыкли, что все в нашей стране начинается сверху. Обратил вдруг внимание президент на то, что у нас есть беспризорники, – и общественность сразу их заметила, начала создавать специальные структуры, издавать указы – в общем, бороться. Но ведь есть еще много проблем, которые требуют планомерной и четкой работы.

Пока, увы, на официальном уровне нет указов, что делать с детьми и подростками, находящимися в кризисных состояниях. К последним относятся и психогенно обусловленная дезадаптация, и депрессивное состояние, и посттравматическое стрессовое расстройство. Психотравмирующими факторами являются не только сами взрывы и катастрофы, но и рассказы очевидцев, телевизионные передачи, в которых крупным планом показывают фрагменты человеческих тел и лужи крови. В нескольких европейских странах, в частности во Франции, законом запрещено давать подобную информацию в телеэфире. По данным ВОЗ, после просмотра репортажей из «горячих точек» у трети зрителей возникает посттравматический синдром. Часть из них справляются с таким состоянием самостоятельно, а у некоторых оно трансформируется в хроническое. Нужно запретить и показ некоторых мультфильмов и «бандитских» сериалов, смакующих насилие и убийства, пропагандирующих агрессию. Наверное, неспроста американские военные закупили наши любимые мультики про варежку, Карлсона и другие – их содержание дает нравственно гармонизирующий и эмоционально стабилизирующий эффект.

В США работают около 60 специальных центров для воевавших людей, есть институты детской психиатрии. А в России таких институтов нет (только кафедры), не проводится подготовка и переподготовка специалистов, а в 1995 г. были ликвидированы медицинские субспециальности детский психолог и детский психиатр. У нас отсутствуют стандарты лечения и реабилитации посттравматических проблем. Фармацевтическая промышленность практически не выпускает соответствующие препараты для детей.

Кто поможет ребенку?

Кризисные состояния психики проявляются у детей поведенческими срывами и соматическими недомоганиями. Куда же обращаться родителям, если ребенок просыпается по ночам с криком, страдает от головных болей или бессонницы?

Можно, конечно, прийти на прием в психоневрологический диспансер или в институт Сербского, но все, что начинается с «психо», до сих пор вызывает у многих людей инфернальный страх, они боятся мифического учета (которого давно нет) или сложностей в социальной реализации.

Родители ведут ребенка к педиатру или невропатологу. Но ведь те не имеют подготовки по психиатрии и зачастую не могут определить, что кроется за необъяснимыми болями в животе или суставах, температурой непонятного происхождения.

Сейчас во многих городах появились медико-психолого-педагогические центры, и хорошо, что они есть. Но, как правило, там нет психиатров, поэтому помочь ребенку с психической патологией они не могут. Социальный психолог поможет решить межличностные проблемы в учебе, в семье. Медицинский психолог может помочь при эмоциональных расстройствах, но он никогда не будет ставить диагноз, да и юридически не имеет на это права. Это прерогатива психиатра, и только. Психологическая реабилитация возможна лишь при совместной работе детских психиатров, социальных и медицинских психологов, педагогов-психологов, педиатров, социальных работников. Такая команда, с четко прописанными обязанностями для каждого специалиста, есть в новом центре.

Работа центра

Три месяца назад НИИ энерго-информационного обмена и резонансных технологий РАМТ «Бинар» и московский институт психиатрии открыли первый в стране реабилитационный центр постстрессовых расстройств детей и их родителей. Сотрудники центра, используя немедикаментозные отечественные технологии, занимаются коррекцией психогенных расстройств, депрессивных состояний, невротических нарушений, расстройств адаптации у детей и подростков; отрабатывают методы ранней диагностики, стандарты лечения и реабилитации; готовят специалистов. Обязательно проводится работа с родителями: психиатры знают, что невозможно лечить ребенка, не работая с его ближайшим окружением. Все методики имеют свои жесткие ограничения и, что очень важно, не претендуют на лечение всех и вся. Эти разработки прошли испытания и утверждены Минздравом РФ в 2001 г.

«В поле нашего зрения также попадают аутисты и дети с задержкой психического развития, с синдромом дефицита внимания и беспризорники, – рассказал Владимир Волошин. – Если ребенок ночует в метро или в подвале – это еще не патология. Но все же многие беспризорники нуждаются в специализированной помощи психиатров. Педагогически запущенные ребята встречаются и в обычных семьях. С ними не могут справиться родители, в школе они изгои… За этим кроются более серьезные вещи. Важно не упустить диагностику на ранних этапах».

Прошло всего три месяца после открытия центра, а перенимать уникальные методики уже приезжали специалисты из Кореи и Японии. Президент Абхазии Сергей Багапш обратился с просьбой помочь открыть подобный центр в республике, большинство детей в которой пережили военные стрессы, многие из них находятся в критическом состоянии и нуждаются в реабилитации.

Центр существует за счет спонсоров, денег хватает на оплату сотрудников и на то, чтобы свести плату за консультации к минимуму. К сожалению, ни Минздравсоцразвития РФ, ни другие организации, отвечающие за здравоохранение подрастающего поколения, не оказывают центру никакой реальной помощи. Если бы государство оказало поддержку, то можно было бы увеличить штат специалистов и сделать прием пациентов полностью бесплатным.

Сколько же нужно пережить терактов, чтобы, наконец, понять: нельзя работать по принципу пожарной команды – где загорелось, туда и ехать! Необходимо создавать реабилитационные центры для детей во всех регионах, чтобы успеть помочь вовремя.

Контактные телефоны:

  • (095) 676-26-57 (регистратура)

  • (095) 676-24-00 (факс)

 

Нина Семина