Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2006

Вместе с психологом

Врачеватели души

Если ваш ребенок плохо спит, его беспокоят страхи, заикание, тики, ему трудно справиться с недержанием мочи или немотивированной тревогой, неизбежны вопросы: к каким специалистам при этом следует обращаться? Кто поможет ребенку – психиатр, психолог или психотерапевт?

С чего начать?

Разумнее прежде всего посоветоваться с врачом – детским психиатром (в поликлиниках его чаще называют психоневрологом). Врач анализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины. Для правильной квалификации заболевания могут потребоваться дополнительные обследования: электроэнцефалограмма, ультразвуковое обследование мозга, компьютерная томография, консультации специалистов. Венчает этот процесс диагноз, поставить и обосновать который может только врач. Понятно, что диагноз не самоцель, в зависимости от оценки состояния рекомендуется нужное лечение.

В ведении врача – решение разных социальных вопросов: направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе, при необходимости – оформление инвалидности. Однако к психиатрам у нас обращаются с опаской. Предпочитают лечиться у психологов и психотерапевтов. От врача ждут «подвоха»: боятся «ярлыка на всю жизнь», «постановки на учет», направления в психиатрическую больницу. Формированию искаженного представления о психиатрии способствовали известные факты отечественной истории, слабая осведомленность населения. Те, кто, набравшись смелости, обращается к врачам, вскоре понимают, что внушенное мнение о психиатрах-злодеях глубоко неверно. Врач – ключевая фигура, он координирует деятельность других специалистов, за ним выбор лечения, в том числе психотерапевтических методов воздействия.

Давайте разберемся

В этих, казалось бы, общеизвестных вопросах существует невероятная путаница.

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, будто психолог выполняет те же функции, что и врач, только менее «опасен», так как на психиатрический учет не ставит. На самом деле психолог не имеет соответствующей квалификации для постановки диагноза и назначения адекватного лечения. В медицинских учреждениях у психологов, как правило, функции двоякого характера. Во-первых, они участвуют в обследовании пациентов, причем в ряде случаев консультация такого рода является наиболее важной, крайне необходимой для уточнения диагноза. Во-вторых, психологами проводятся психокоррекционные занятия. Иначе говоря, с учетом выявленных особенностей пациентов психологи тренируют их внимание, память, способность к концентрации, прививают усердие, собранность и организованность.

Различные психологические методики и тесты позволяют выявить тонкие, характерные для определенных заболеваний нарушения мышления. Допустим, причудливость ассоциаций, склонность к бесплодному рассуждательству, особую логику суждений. Оценивается степень утомляемости ребенка в различных видах деятельности, учитываются способность запоминания, возможность удерживать определенный объем сведений. Разумеется, важное значение придается работоспособности, заинтересован¬ности в лучшем результате, отношению к допущенным ошибкам, самооценке.

Особого упоминания заслуживает возможность точной оценки психологом уровня умственного развития пациентов. Причем, применяя так называемые количественные методики, способ¬ности субъекта можно квалифицировать в цифрах (баллах). Так определяется «коэффициент интеллектуальности». Он может быть высоким у талантливых, одаренных людей и низким, отличающимся от возрастной нормы, к примеру, у ребят, не способных усвоить программу общеобразовательной школы. На основании данных психологического эксперимента предлагаются оптимальные способы и условия обучения, воспитательные подходы, а также обоснованные советы по профориентации и трудоустройству ребят.

При проведении эксперимента для психолога (впрочем, как и для врача) имеет значение все – выражение лица, интерес к беседе или безразличие, адекватная реакция на похвалу или полное равнодушие к оценке собственных достижений.

Зная законы функционирования психики в норме и патологии, психолог может понять проблемы детей и подростков лучше их самих. К примеру, объяснить, почему не ладятся отношения со сверстниками, как преодолеть чрезмерную застенчивость, в чем причины постоянных разногласий с родителями и т.п. Некоторые подростки не терпят вмешательства в свой внутренний мир, очень неохотно «раскрывают» свои переживания. Существует предубеждение, что психолог может навязать чуждые идеи, изменить личностные установки. В действительности навязать что-либо невозможно, можно лишь помочь выявить скрытые, недостаточно понятные пациенту комплексы, указать, каким путем возникшие проблемы преодолеваются. Довольно часто при знакомстве с ребятами выясняется, что конфликтную ситуацию они создают сами, допустим, вследствие свойственных им повышенной возбудимости, неуживчивости, недоброжелательности и т.д.

Итак, заключение психолога, его рекомендации являются важной составляющей общего мнения об особенностях ребенка. По выражению классиков психиатрии, «душа, расстроившись, не перестает быть душой...». Родителям следует лишь помнить, что психолог – не врач. К нему можно обратиться самостоятельно, но лучше ребенка предварительно проконсультировать у психиатра. Если ребята и их родители понимают, что в определенных вопросах психолог разбирается лучше приятеля и подружки, доверяют специалисту, готовы к совместной реализации намеченных планов, позитивный результат гарантирован.

Статья опубликована при поддержке Центра психологии самореализации Влада Светоча. Психологическая и психотерапевтическая помощь, которую оказывают специалисты Центра, основана на комплексном подходе в работе с психикой и закреплении навыков нового, комфортного поведения на бессознательном уровне. Помощь в избавлении от алкогольной, табачной, игровой зависимости, лечение депрессии у детей и взрослых, устранение заикания, снижение и удержание веса по уникальной системе – вот лишь немногие из проблем, которые помогут решить в Центре. Результатом применения уникальных авторских методик, разработанных в Центре, является формирование у пациентов иного мировоззрения и поведения, и человек уже сам, используя приобретенные навыки, легко может решить любую свою проблему, в том числе и ту, которая привела его в Центр. Все подробности можно узнать на сайте cps06.ru.

Каждый из нас уникален

С древности известно: лечат травами, ножом или словом. Что касается трав (лекарственных препаратов) и ножа (хирургического вмешательства), то это испытанные, традиционные медицинские подходы. Воздействие словом составляет сущность психотерапии. При этом лечебный эффект определяется той информацией, которая исходит от врача, его речи и всей его личности. Специфические формулы психотерапевта, методы убеждения, произнесенные слова должны быть весомы, аргументированны, им надлежит тронуть, ободрить, воодушевить пациента. Конечно, это напрямую связано как с внушаемостью, активным стремлением к выздоровлению подопечного, так и с мастерством врача.

Именно с этого постулата и начинается высококлассный психотерапевт. Конечно, существуют общие для всех людей комплексы и невротические расстройства. И все же проблемы любого человека неповторимы, как узор на его ладони. Как говорил своим ученикам швейцарский психолог и психиатр Юнг, прежде чем начать работать с новым пациентом, нужно забыть о том опыте, который у вас сформировался во время лечения всех предыдущих.

Это важно знать, чтобы правильно выбрать себе специалиста. Если вы уже при первом знакомстве чувствуете, что контакта не получается, что человек вас не понимает или даже вызывает антипатию, – ищите другого врачевателя. Все равно пользы от встреч с ним не будет.

Когда нужна помощь психотерапевта? Тот же Юнг говорил, что две трети его пациентов – люди, страдающие от бессмысленности собственной жизни, ощущения безвыходности, неуверенности, непонимания близких. Впрочем, невозможность разобраться в себе, в своих целях и желаниях – тоже повод для визита к психотерапевту.

Что бы там ни говорили об особенностях российского менталитета, похоже, что привычка делиться своими проблемами с подругой или случайным попутчиком в поезде уходит в прош¬лое. Все меньше желающих выслушивать рассказы о чужих проблемах – в своих бы разобраться.

И все-таки у нас к психотерапевту чаще обращаются, когда что-то случается: ушел муж, бросила любимая девушка, уволили с работы. Конечно, в такие минуты человек особенно нуждается в поддержке. Но необходимо знать, что задача подобного специалиста заключается не столько в том, чтобы помочь разрешить конкретную проблему, сколько в том, чтобы научить человека жить в мире, где проблемы возникают постоянно.

У психотерапевта припасено…

Самая старая и самая известная из методик – психоанализ Зигмунда Фрейда. Основная идея Фрейда заключается в том, что самый счастливый период человеческой жизни – внутриутробный. Поэтому человек неосознанно стремится назад, в детство. Отсюда проистекают и эдипов комплекс, и другие отклонения, связанные с вытесненными сексуальными влечениями.

Психоаналитик, то есть психотерапевт, использующий метод психоанализа, выслушает исповедь своего пациента в уютной обстановке. Причем не однократно, а несколько раз в неделю, из года в год. Пациент рассказывает обо всем. О своих снах, детских травмах, отношениях с окружающими. Проговаривая свои проб¬лемы, человек постепенно освобождается от них. На Западе на психоаналитика учатся десятилетиями. Моложе сорока лет таких специалистов просто не может быть. В нашей стране найти настоящего психоаналитика сложно.

В настоящее время психоанализ уже далеко не единственная разновидность психотерапии. Существует масса других. Например, аутогенная тренировка – метод самовнушения и саморегуляции, предложенный в 1932 г. немецким психотерапевтом И.Шульцем. При этом вначале внушением вызывается ощущение тяжести, тепла и расслабления в теле, а позже используются лечебные формулы, регулирующие разные функции организма. Тренировка проводится под руководством врача примерно 1–2 раза в неделю. Овладев техникой аутотренинга, пациент способен быстро, автоматически, в любой обстановке оказать позитивное влияние на работу сердца, желудка или иного органа.

При лечении неврозов и трудностей в поведении у детей широко применяется игровая психотерапия. Вначале индивидуально, а затем в группе проводятся игры, способствующие эмоциональному оживлению, раскованности ребят. Позже в зависимости от состояния ребенка – его вспыльчивости, конфликтности или, напротив, робости, неуверенности в себе, закомплексованности – подбираются игры по нужным темам. Играя, дети рассказывают врачу о своих проблемах, иногда сами предлагают сюжеты, сцены и роли в играх.

Примыкает к этой методике так называемая арттерапия (лечение искусством) – использование музыки, живописи, художественной литературы для снижения эмоциональной напряженности и нейтрализации психотравмирующих переживаний.

Нельзя не упомянуть рациональную психотерапию, которая сводится к разъяснительным беседам и формированию иного взгляда на болезнь и возникающие проблемы. Врач знакомит пациентов с причинами заболевания, указывая на обратимый его характер и необходимость мобилизации компенсаторных механизмов организма. Его речь звучит достаточно эмоционально и аргументированно, без тени сомнения в возможности выздоровления.

Находит применение в детской практике и самый известный способ психотерапевтического воздействия – гипноз. В переводе с греческого это слово обозначает «сон». Явления гипноза применялись еще жрецами Древнего Египта. В медицинскую практику этот метод внедрен австрийским врачом Месмером. Поначалу лечебный эффект объяснялся действием магнитов или «заряженной воды» и «намагниченных предметов». Позже стало понятно, что дело вовсе не в «животном магнетизме», а во внушении. С годами медики научились вызывать сон, в котором пациенты сохраняют способность воспринимать то, что им внушает психотерапевт. По сути, гипноз – это особое, суженное состояние сознания, вызванное действиями врача для реализации необходимых лечебных формул.

Разумеется, выбор лечебной тактики зависит от состояния и возраста детей. Различных методов воздействия словом (информацией) куда больше, чем мне удалось коснуться вскользь. Но главный вывод уже ясен: психотерапия – один из видов лечения, который показан при определенных патологических состояниях. Во избежание неприятностей пользовать подобным способом больных должен квалифицированный специалист.

Что же касается «почти здоровых» и «запутавшихся» в своих проблемах людей, то для них опыт общения с психотерапевтом всегда полезен. В процессе диалога человек познает себя. Как бы хорошо вы себя ни знали, какими бы блестящими аналитическими способностями ни обладали, находясь наедине со своими проблемами, вы неизбежно ощущаете магию замкнутого круга, когда самому принять то или иное решение очень трудно. Используя мировой опыт, можно сказать, что визит к психотерапевту – отличный способ навести порядок в своей внутренней жизни и взглянуть на себя другими глазами.

Рис. Е. Медведева

 

Владислав Брагинский