Двигательная активность является показателем здоровья и уровня физического развития детей.
Ее основными качествами, по мнению специалистов, являются:
- общая и силовая выносливость – способность выполнять нагрузку в течение двигательного времени, не допуская перенапряжения;
- быстрота, или скоростные качества, – способность совершать двигательные действия за минимальный отрезок времени;
- координационные качества, ловкость – возможность изменять направления физических упражнений (действий) без временных затрат;
- гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой;
- силовые качества – способность выполнять максимальную нагрузку.
Основными двигательными качествами можно охарактеризовать состояние школьника в настоящий момент, уровень его физического развития и здоровья. Давно уже не секрет, что с развитием такого двигательного качества, как выносливость, улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а развитие гибкости и ловкости напрямую влияет на укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому необходимо уделять особое внимание обеспечению оптимальной двигательной активности детей, развитию и улучшению их физической подготовки, способствующих гармонизации духовного и интеллектуального состояния школьников.
Уровень и динамика физиче¬ского развития детей среднего и старшего школьного возраста может отслеживаться учителем непосредственно на уроках физкультуры. Разрабатывая систему мониторинга физического развития, мы выбрали в качестве критериев оценки показатели основных двигательных качеств.
При этом учитывались следующие требования к упражнениям-тестам физического развития:
- не должны быть слишком сложными по выполнению;
- должны быть едиными независимо от возраста и пола учащихся, уровня их физического развития;
- должны преимущественно демонстрировать уровень развития одного качества, не задевая другие;
- должны обеспечивать возможность отражения роста показателей в течение года.
На наш взгляд, наиболее полное представление о состоянии физической подготовленности дают следующие упражнения-тесты.
- Шестиминутный бег на выносливость. Можно выполнять учащимся 1–11-х классов независимо от пола. В отличие от других беговых дистанций, учитывается расстояние, которое успел пробежать школьник за данный отрезок времени. В данном тесте можно разрешить чередование бега с ходьбой.
- Бег на 30 метров. Измеряется показатель скоро¬стных качеств. Именно на этом отрезке ученик должен стремиться развить максимальную скорость бега, и чем раньше он ее разовьет, тем лучше общий результат.
- Подтягивание в висе. Продемонстрирует силовые качества. Девочки подтягиваются на низкой перекладине в висе лежа.
- Наклон вперед из положения сидя. Показывает степень гибкости ребенка. Необходимо проследить, чтобы ноги удерживались прямо, не сгибались в коленях.
- Прыжок в длину с места. Показатель ловкости (координационных качеств) одновременно может демонстрировать и скоростно-силовые качества. Измеряется длина прыжка.
При полном выполнении учеником всех показателей возможно изменение отдельных упражнений. Например, вместо наклона вперед на гибкость можно выполнять упражнения «мостик» или «шпагат», вместо подтягивания – сгибание рук в упоре, жим штанги от груди и др.
Система подведения итогов проверки физической подготовленности детей нуждается в некоторых комментариях (см. табл.). Этот этап наиболее важен для получения объективной информации о физическом развитии школьника. Действующая оценочная система (выставление оценок по 5-балльной системе за выполнение норматива) не позволяет правильно подвести итоги проверки развития ребенка, отпугивает учащихся жесткими рамками учебных нормативов. Например, учащиеся со слабо развитой координацией движений не могут справиться с упражнением-тестом на удовлетворительную оценку, поэтому отказываются от его выполнения. С другой стороны, физически развитые учащиеся, легко выполняя норматив на отличную оценку, не используют полностью свои возможности и резервы. По этой причине целесообразно расширить диапазон и оценивать каждый результат от 1 до 9 баллов. То, что полученный результат соответствует какому-либо баллу, а не оценке, избавляет ребенка от страха перед выполнением упражнения. Набрав после выполнения упражнений-тестов определенное количество баллов, ребенок получает информацию об уровне своей физической подготовленности, а учитель – о недостатках развития отдельных двигательных качеств у детей. Далее учитель физкультуры может составлять индивидуальные планы занятий для учащихся, добиваясь пропорциональности в развитии двигательной сферы детей.
Данная методика оценки уровня физического развития школьника достаточно информативна и может быть использована как средство контроля за уровнем физического здоровья для своевременного внесения коррективов в тренировки.
В процессе подведения итогов в специальных журналах фиксируются результаты выполнения тестов. Лучше, если журнал ведет не учитель физкультуры, а физорг класса. Он подсчитывает количество набранных баллов, выводит уровень физической подготовленности отдельных учащихся и класса в целом. Задача физорга – довести до сведения одноклассников эти результаты, дать оценку общих успехов в направлении физиче¬ского совершенствования. На совете физоргов школы под руководством координатора физкультурно-оздоровительной программы учителя физкультуры и учащиеся могут обсуждать общие показатели физического развития детей с учетом результатов, достигнутых в каждом классе.
Следует сказать о некоторых недостатках данной системы оценки физического развития школьников. Во-первых, эта система не позволяет учитывать уровень подготовленности детей, отнесенных к специальной и подготовительной группе здоровья. Имея ограничения в двигательной активности, они не допускаются к выполнению некоторых упражнений-тестов и поэтому не могут быть оценены объективно. Вторая проблема заключается в том, что учебная нагрузка по физической культуре (2 урока в неделю) не дает должного эффекта в физическом развитии, несмотря на наличие физкультурных минуток на уроках, проведение динамических перемен, дополнительных спортивных занятий на базе школы.
Как правило, в спортивные школы и секции отбираются наиболее физически подготовленные дети, а слаборазвитые туда не попадают. Поэтому в их физическом совершенствовании нет заметного прогресса.
К сожалению, школа не имеет возможностей для привлечения к работе с детьми квалифицированных специали¬стов для проведения дополнительных занятий различными видами спорта, лечебной физкультурой. Крайне ограниченны материальная база, необходимая для организации физкультурно-оздоровительной работы (приобретение спортивного инвентаря, тренажеров), а также средства финансирования для проведения дополнительных занятий ОФП.
|