Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2006

Конкурс

Авторская программа "Культура здоровья"

Предлагаемая программа – это попытка создать единый «человекоцентрический» учебный предмет, который служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих здоровья

Программа (170 часов), рассчитанная на учащихся младших классов и среднего звена (по 32 часа в каждом классе), имеет «горизонтальный» принцип. То есть обучение предлагается проводить по идентичным направлениям (разделам), каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

I раздел. «Я смотрю на себя, я слушаю себя»

В этой части программы мы обращаем внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываем систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

II раздел. «Я учусь творить свое здоровье»

Здесь мы говорим о физическом здоровье, то есть изучаем текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает следующие знания, умения и навыки учащихся:

1 – знание элементарного строения органов и систем и их значение в жизни человека;

2 – соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

3 – умение выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, для улучшения кровообращения, дыхательной гимнастики.

III раздел. «Экология и здоровье»

Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение экология имеет для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье.

IV раздел. «Здоровый образ жизни»

Дети должны не только знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, но и уметь сопротивляться давлению, уметь сказать «нет». Одно из главных требований к этому разделу программы – максимальное исключение возможности обратного эффекта, «повышенного интереса». То есть сообщаемая информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность фактов.

Главная цель программы – научить школьников вести здоровый образ жизни с учетом индивидуальности каждого.

Исходя из главной цели были сформированы и задачи программы: научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира; дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья; научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье; формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации; а также профилактика вредных привычек.

На каждом уроке необходимо использовать деятельностный подход в обучении, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания. Среди множества методов можно выделить девять основных: дискуссия, рассказ, наглядность, эксперимент, экскурсия, услуги, ролевая игра и драма, сочинение стихов и песен, игры.

Мы отказались от запугивания: «Не делай этого, а то заболеешь или умрешь». Такой подход, по данным психологов, низкоэффективен, информация быстро забывается.

В основу нашей работы легли как авторские разработки, так и хорошо известные и зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны программы: «Педагогика здоровья» под редакцией В.П. Касаткина, программа Санкт-Петербургского педагогического университета под редакцией Г.К. Зайцева, программа Колмогоровой из Барнаульского университета.

2-й класс (32 ч.)

Введение (2 ч.)

Что значит быть здоровым? Что значит быть больным? Что такое болезнь? Отчего возникают болезни? Что нужно знать и уметь, чтобы не болеть?

Я смотрю на себя, я слушаю себя (6 ч.)

Я познаю себя. Я и мое тело: из чего я сделан (общее представление о строении человека). Что я в себе вижу? (Мой рост, телосложение, мой пол, цвет волос и глаз и другие внешние данные.) Я и моя душа: что я в себе слышу? Что я о себе думаю?

Диагностика состояния здоровья. Я и мир. Мир вокруг меня; из чего он состоит? Мир природы и мир людей. Для чего они мне нужны, для чего им нужны я и мой класс? Зачем мы вместе? Мы все похожие и все разные. О чем думают девочки? Чем увлекаются? В какие игры играют? Что любят мальчики? О чем мечтают? Почему в свои игры не принимают девочек? Что нужно делать, чтобы тебя понимали другие люди? Я и моя школа. Я знаю директора, учителей, техническую служащую, медицинскую сестру, знаю, как их зовут. Я здороваюсь с ними и благодарю за заботу обо мне.

Практическая работа. Разучивание и организация совместных игр для мальчиков и девочек.

Я учусь творить свое здоровье (18 ч.)

Режим дня и его основные компоненты. Зачем мне нужен режим дня? Как и когда я выполняю домашнюю работу? Как я отдыхаю? Зачем мне нужен отдых? Чем я занимаюсь в свободное время?

Сон – это отдых для моего организма. Сколько надо спать? Нужен ли дневной сон? Как правильно спать? Какой должна быть постель?

Я и моя осанка. Где у человека позвоночник и зачем он нужен? Что заставляет его сгибаться и разгибаться? Как следить за своей осанкой? Как правильно сидеть при чтении и письме?

Практическая работа. Разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц.

Глаз – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телевизора. Почему болят глаза?

Практическая работа. Оценка остроты зрения у учащихся в медкабинете, разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз.

Мое дыхание. Зачем мы дышим? Чем мы дышим? «Путешествие в нас». Для чего человеку нужен воздух?

Практическая работа. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Как уберечься от простуды? «Путешествие в королевство Простуды». Польза прививок. Как защитить себя и других от воздушно-капельных микробов?

Как дышит кожа? Умывание и купание. Как умываются и купаются птицы и животные?

Мое питание. Зачем человек ест? Как происходит пищеварение? Что такое пищевые продукты? Что можно есть в сыром виде, а что – в вареном, жареном, соленом? Как нужно хранить продукты питания? Правила приема пищи.

«Мятное королевство». Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Как нужно ухаживать за зубами? Пища, которую «любят» и «не любят» зубы.

Для чего нужна кровь? Что такое наша кровь? Из чего она состоит? Где располагается «фабрика крови»?

Экология и здоровье (3 ч.)

Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей? Купание в открытых водоемах. Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Здоровый образ жизни (4 ч.)

Культура моей страны и я. Я – неповторимый человек. Множество решений. Решения и здоровье.

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Реклама и курение. Не пробовать, не начинать!

Лекарства. Нужные и не нужные тебе.

Летние каникулы (1 ч.). Охрана и укрепление здоровья

  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения: знать части своего тела и их функции; уметь выразить словами свои чувства, испытываемые при общении с другими людьми, природой; формировать навыки общения, взаимодействия и поддержки; знать свой режим дня, усвоить на практике способы активного отдыха; знать гигиенические требования к организации сна; знать, что такое осанка и почему ее нужно сохранять; уметь следить за сохранением осанки; усвоить правила сохранности зрения и выполнять их на практике; уметь выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз; усвоить необходимость выполнения гигиенических процедур; иметь представление об этапах пищеварения; знать правила хранения продуктов питания и уметь выполнять правила поведения за столом во время еды; усвоить правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щеткой; знать, для чего нужна человеку кровь; знать, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье; уметь на практике противостоять вредным и опасным привычкам; уметь защитить себя от воздушно-капельных инфекций и знать правила закаливания.

3-й класс (32 ч.)

Введение (2 ч.)

Знакомство с пирамидой здоровья. Что нарушает здоровье и что его укрепляет. Твори свое здоровье сам. Думая о хорошем, делай только хорошее. Диагностика своего здоровья.

Я смотрю на себя, я слушаю себя (7 ч.)

Я познаю себя. Я наблюдаю, что во мне и со мной происходит. От чего портится настроение, почему болит голова. Я учусь умению словами выражать свое настроение, мимикой, жестами выражать свои эмоции, чувства, испытываемые при различных действиях. Все люди разные и уникальные. Я умею делать одно, другие дети сильны в другом. Я нужен окружающим, а они нужны мне. Я учусь бережно обращаться со словами. Словом можно обидеть человека, а можно его подбодрить. Я строю свои отношения с людьми по принципу четырех «п»: принимать; понимать; поддерживать; прощать.

Я и моя семья. Как появилась моя семья? Моя родословная. Зачем мы вместе? Что для меня мои близкие? В нашей семье есть традиции. Что такое традиции и для чего они нужны в семье? Какие обязанности у каждого члена семьи?

Мой дом. Что я называю моим домом? Люблю ли я мой дом? За что? Любят ли бывать в моем доме мои друзья? Любят ли родители моих друзей? Цветы в нашем доме. Животные в нашем доме. Моя комната.

Я учусь творить свое здоровье (17 ч.)

Режим дня. Как я чередую труд и отдых. Мой режим в выходные дни. Зачем мне нужно соблюдать режим дня? Сон – это отдых. Сколько нужно спать?

Я и моя осанка. Тягачи и силачи в нашем организме. От чего зависит осанка? Мне нравится быть стройным.

Практическая работа. Разучивание физкультпауз и комплекса упражнений для укрепления мышц.

«Глаза – окна души». Как можно узнать по глазам о настроении человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз?

Практическая работа. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз и упражнений на развитие зрительной памяти.

Мое дыхание. «Удивительное путешествие Воздушного пузырька» (см. с. 31). Для чего нужен воздух? Виноградное дерево с поющим корнем – это легкие. Воздушный и пищевой тоннели.

Практическая работа. Самомассаж шеи: поглаживание, растирание, похлопывание. Гимнастика для горла.

Как победить простуду? Почему простуде подвержены органы дыхания? Как следует заботиться о горле и легких?

Как побороть страх? Когда я чего-то боюсь, почему это плохо для моего здоровья? Что меня отвлекает от страха?

Мое питание. Как путешествует пища? Питательные вещества и их значение для роста и развития. Производство, хранение и распространение продуктов питания.

Строение зубов. Как ухаживать за зубами? Зубы хотят есть. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.

Как работает сердце? Путешествие по рекам организма. Враги и защитники. Почему кровь красная? Как тренировать сердце?

Экология и здоровье (3 ч.)

Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье.

Зимние игры на свежем воздухе. Катание на лыжах и коньках. Воздушные и солнечные ванны.

Здоровый образ жизни (4 ч.)

Мой характер. Я становлюсь увереннее, когда учусь настаивать на своем, если на меня оказывают давление. Мои права и обязанности.

Вредные привычки. Курение вредно для моего здоровья. Курение и спорт несовместимы. Наркотики сокращают жизнь.

О лекарствах зеленой аптеки.

Летние каникулы (1 ч.). Охрана и укрепление здоровья

  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу третьего года обучения: уметь выразить словами свое настроение; доброжелательно относиться к людям; радоваться успехам других людей; соблюдать социальные нормы поведения; уметь выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки; уметь самостоятельно выполнять гимнастику для глаз; знать, как воздух попадает в легкие и что с ним происходит; уметь защитить себя от простуды; уметь бороться со своими страхами; знать этапы пищеварения и классификацию продуктов питания; уметь обезопасить себя от пищевых отравлений; получить знания о естественной смене зубов; уметь выполнять правила гигиены полости рта; знать, как работает сердце; уметь выполнять комплекс физических упражнений для улучшения кровообращения; уметь выполнять гигиенические правила по уходу за кожей; уметь организовать зимние игры и уметь оказать первую помощь при переохлаждении и обморожении; уметь оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударах; воспитывать в себе отрицательное отношение к вредным привычкам; получить знания о лекарствах зеленой аптеки.

4-й класс (32 ч.)

Введение (3 ч.)

Человек и его здоровье. Откуда берутся болезни? Знаешь ли ты себя? Прислушивайся к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. Диагностика здоровья.

Практическая работа. Как изменяется пульс у человека в разном состоянии?

Я смотрю на себя, я слушаю себя (7 ч.)

Я познаю себя. я учусь регулировать свои эмоции. Каждый человек имеет право на свою жизнь. Отрицательные и положительные эмоции в моей жизни. Как выразить их при помощи мимики, жестов, слов, позы? Мы все похожие и разные. Вкусы у людей разные, это их не разъединяет. Как хорошо жить в таком разноцветном мире! Как стать самим собой? Человек в мире людей. Я учусь сопереживать. Я радуюсь успехам товарищей и сочувствую их неприятностям.

«Семейный альбом». Что значит слово «семья»? Мои мама и папа – что я знаю о них? Мои бабушка и дедушка – что я знаю о них? Душевный человек. Что это? Какими качествами он должен обладать?

Традиции моего народа. Культура славянских народов. Традиционное питание.

Память. Как заучивать стихотворение?

Я учусь творить свое здоровье (14 ч.)

Режим дня. Самоконтроль. Как разнообразить активный отдых во время перерывов в занятиях. Составление индивидуального режима дня.

Движение – это жизнь. Подвижные игры в разное время года. Спорт и его разнообразие. Туризм как форма двигательной активности.

Плоскостопие. Отчего оно возникает? Упражнения по профилактике плоскостопия. Анализ осанки учащихся. Причины ее изменения.

Береги глаз, как алмаз. Гигиенические правила сохранения зрения. Дефекты зрения: близорукость и дальнозоркость. Гимнастика для глаз.

Практическая работа. Контроль остроты зрения у учащихся. Сравнительный анализ с результатом 3-го класса.

Мое дыхание. Как путешествует воздух? Самоочищение дыхательного пути. Роль комнатных растений. Что такое обоняние? Роль запахов в нашей жизни. Какие чувства вызывают запахи? Профилактика гриппа и воздушно-капельных инфекций. Закаливание организма.

Мое питание. Питание и эмоциональное состояние. Разнообразие продуктов.

Пищеварение: как это происходит? Рацион и режим питания. Определение калорийности пищи. Влияние питательных веществ на развитие организма.

В гостях у Острозуба.

Учащиеся должны знать строение зубов, какие продукты способствуют образованию кариеса, знать роль фтора в профилактике кариеса, уметь осознанно соблюдать правила гигиены полости рта и регулярно посещать стоматолога.

Откуда берутся дети? Человек родился. Удивительные превращения.

Водно-солевой обмен. Сколько человеку нужно жидкости? Какого качества должна быть жидкость? Польза родниковой воды. Как улучшить качество водопроводной воды? Функции почек.

Экология и здоровье (3 ч.)

Зеленая аптека в нашем доме.

Охрана воды, воздуха и здоровье человека.

Экологические прогнозы и человек, его здоровье.

Здоровый образ жизни (4 ч.)

Привычки: полезные и вредные. Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить «нет».

Алкоголь в компании. Сюрпризы моды.

Летние каникулы (1 ч.)

  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвертого года обучения: получить навыки определения пульса; знать об отрицательных и положительных эмоциях и их роли в нашей жизни; уметь регулировать свои эмоции; уметь позитивно относиться к себе и сопереживать другим; уметь регулировать труд и отдых; знать причины плоскостопия и способы профилактики; знать гигиенические правила сохранения зрения; знать, как происходит дыхание; уметь дышать через нос; уметь выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя; знать роль закаливания и правила его выполнения; иметь собственную позицию в выборе питания и навыки осознанного соблюдения правил здорового питания; знать строение зубов и их классификацию; уметь осознанно выполнять правила гигиены полости рта; знать роль воды в организме и правила гигиены ее потребления; уметь осознанно охранять природу; иметь представление об экологической катастрофе и ее влиянии на здоровье человека; уметь осознанно противостоять вредным привычкам и формировать у себя полезные привычки.

5-й класс (32 ч.)

Введение (3 ч.)

Понятие о здоровье и факторах, его нарушающих и укрепляющих. Общее понятие о профилактике болезней.

Различие понятий «здоровый образ жизни», «здоровье», «болезнь».

Практическая работа. Анализ изменения основных антропометрических показателей за летний период. Анализ результатов.

Я смотрю на себя, я слушаю себя (7 ч.)

Понятие об эмоциях. Умение владеть собой. Здоровье семьи, здоровье одинокого человека.

Членство в семье. Семейные традиции. Взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями. Отношение к себе, к своему внутреннему миру.

Характер человека. Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье человека. Стресс и его воздействие на человеческий организм.

Я учусь творить свое здоровье (15 ч.)

Режим дня. Его основные компоненты, обязательность их выполнения ежедневно в одно и то же время. Организация учебного труда: правила приготовления домашнего задания. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Отдых. Гигиена физического труда: правила безопасности во время трудовой деятельности. Работоспособность и ее поддержание. Активный отдых.

Практическая работа. Составление индивидуального режима дня в соответствии с возрастными особенностями и условиями окружающей среды.

Опорно-двигательная система. Общие сведения о строении и функционировании. Возрастные особенности скелета и мышц, пропорции тела. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Практическая работа. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Определение наличия плоскостопия.

Питание. Общие понятия о питании и пищеварительной системе человека. Питательные вещества. Полезные и вредные традиции питания. Способы хранения пищевых продуктов: замораживание, соление, засахаривание, высушивание. Режим питания школьника. Профилактика заболеваний пищеварительной системы (гельминтозы, гастрит, язвенная болезнь). Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами. Кишечные инфекции.

Гигиена полости рта.

Органы дыхания и их гигиена. Дыхательная гимнастика. Заболевания дыхательной системы и их профилактика; простудно-инфекционные, туберкулез.

Кровь. ее значение в организме. Характеристика пульса.

Практическая работа. Определение частоты пульса в различных условиях.

Кожа. роль в защите организма от воздействий внешней среды.

Практическая работа. Составление индивидуального комплекса закаливающих упражнений (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры).

Гигиена кожи. кожные образования (волосы и ногти). Родимые пятна, угри.

Зрение. Основные нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, косоглазие и их профилактика). Гимнастика для глаз. Обобщение материала темы. Гигиена полости рта.

Мы – разные. Особенности полового развития и взаимоотношения полов. Гигиена мальчиков и девочек в раннем подростковом возрасте.

Экология и здоровье (3 ч.)

Место и роль человека в природе. Воздух и здоровье человека. Солнце, воздух и вода – факторы здоровья. Причины загрязнения воздуха. Температура и влажность воздуха в помещении. Значение проветривания и влажной уборки.

Погода и здоровье человека. Сезонные требования к одежде и обуви.

Здоровый образ жизни (3 ч.)

Профилактика вредных привычек. Что такое психоактивное вещество. Положительный образ «я». Алкоголь и здоровье. Наркомания. Давление посторонних, влияние, ситуации. Тренинг: как сказать «нет»? Предупреждение наркомании и токсикомании.

Народная медицина. лекарственные растения. Медолечение.

Летние каникулы (1 ч.). Охрана и укрепление здоровья

  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу пятого года обучения: знать факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье; уметь осознанно выполнять режим дня и знать правила приготовления домашнего задания; уметь выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности; знать питательные вещества и их значение для здорового питания; уметь осознанно выполнять режим питания; соблюдать гигиенические правила хранения продуктов питания; знать состав крови и понимать его значение; выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами; иметь представление о том, как рождается человек; уметь выполнять правила гигиены мальчиков и девочек; уметь владеть собой; иметь представление о внутренней культуре и уметь создавать свой положительный образ; знать пути выхода из стрессовых ситуаций; уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви; осознанно выполнять тренинг: как сказать «нет».

6-й класс (32 ч.)

Введение (2 ч.)

Факторы и группы здоровья.

Практическая работа. Анализ изменения основных антропометрических показателей за летний период.

Я смотрю на себя, я слушаю себя (9 ч.)

Я болею. Внешние и внутренние признаки заболевания: изменение температуры тела, кожные высыпания, покраснение, отек, боли, нарушение пульса, тошнота, головокружение…

Психическое здоровье. Особенности внимания и памяти в подростковом возрасте. Коррекция памяти и внимания. Секрет нервной силы. Шесть основных страхов: бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть. Психологический настрой переносить страхи.

Эмоции человека и здоровье. Понятие об эмоциях. Умение владеть собой. Духовно-нравственное здоровье человека и его взаимосвязь с другими компонентами здоровья.

Моя семья. Семейная жизнь, членство в семье, здоровье семьи, здоровье одинокого человека. Семейные традиции. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в семье.

Стрессовые ситуации. стресс и его воздействие на человеческий организм, на душевное равновесие. Пути выхода из стрессовых ситуаций. Отношение к себе, к окружающим людям и здоровье. Правила общения. «Все люди разные и уникальные…», «Я нужен людям, а люди нужны мне…».

Валеология семьи. генеалогия и генетические консультации, брак, рождение и воспитание здоровых детей; семейное благополучие.

Вера и здоровье. Роль религии в здоровье человека (основные плюсы и минусы).

Обобщение по теме.

Я учусь творить свое здоровье (11 ч.)

Режим дня. Основные компоненты режима дня с учетом возрастных особенностей. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Организация учебного и физического труда. Двигательная активность. Осанка. Отдых.

Опорно-двигательная система. Возрастные особенности. Физические упражнения и их влияние на формирование осанки. Условия совершенствования движений. Сохранение правильной осанки при стоянии, в положении сидя, при ходьбе.

Питание. Питательные вещества и пищевые продукты. Профилактика ожирения, различные системы питания (голодание, вегетарианство). Диета. Голод и посты. Пища как причина заболеваний. Авитаминозы. Сокотерапия. Бактерии и здоровье человека. Рациональное питание. Профилактика гастрита.

Мочевыделительная система. Особенности строения и функционирования мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний (цистит, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь).

Духовно-нравственное здоровье человека.

Мы – разные. Понятие о половом созревании. Гигиена мальчиков и девочек.

Экология и здоровье (5 ч.)

Окружающая среда и здоровье человека. Квартира и здоровье. Предметы домашнего быта как источник нарушения здоровья (бытовая химия, отделочные материалы, мебель).

Комнатные растения, домашние животные и здоровье человека.

Транспорт и здоровье человека. Дорожный травматизм и его профилактика.

Почва и здоровье. Почва как среда обитания возбудителей болезней (столбняк, гельминтозы). Источники загрязнения почвы. Почва – растения – человек.

Солнце, воздух и вода – факторы здоровья.

Здоровый образ жизни (4 ч.)

Тревожность. Преодоление тревожности.

Как начать разговор? Как его поддерживать и завершать?

Предупреждение наркомании и токсикомании. Тренинг: как сказать «нет»?

Летние каникулы (1 ч.). Охрана и укрепление здоровья

  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу шестого года обучения: уметь осуществлять простейшие физиологические измерения (рост, вес, частоту пульса, температуру тела и т.д.); уметь контролировать эмоциональные проявления; понимать природу переживаний; уметь попросить о помощи в трудных ситуациях; уметь построить свое генеалогическое дерево; иметь навык разрешения конфликтных ситуаций в семье; знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми; уметь принимать самостоятельные и коллективные решения; избегать рискованных для здоровья форм поведения; соблюдать режим труда и отдыха, достаточной двигательной активности, соответствующей возрасту; уметь подобрать гигиенические средства ухода за кожей и волосами; иметь навык снятия утомления глаз; уметь составить индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов питания; иметь навык организации режима питания в течение дня; уметь оценить сроки хранения продуктов по упаковке; иметь навык самоконтроля; знать причины возникновения инфекционных заболеваний; иметь навык отказа и противостояния групповому давлению; владеть навыком критического переосмысления информации, получаемой в группе.

7-й класс (32 ч.)

Введение (2 ч.)

Быть здоровым – это значит… Что продлевает и что сокращает жизнь?

Практическая работа. Анализ изменения основных антропометрических показателей за летний период.

Я смотрю на себя, я слушаю себя (7 ч.)

Психическое здоровье человека. Навыки, привычки, эмоции. Умение владеть собой. Стресс и его воздействие на душевное равновесие. Нервное истощение, депрессия, нервное напряжение, развитие неврастении. Пути выхода из стрессовых ситуаций.

Кризисные состояния у подростков. Конфликты, их влияние на состояние здоровья. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций – на работе, в семье, общественных местах, с друзьями, любимыми. Правила общения.

Практическая работа. Построение модели поведения в конфликтных ситуациях (конфликт со сверстниками, родителями, учителями).

Духовно-нравственное здоровье. его взаимосвязь с другими компонентами здоровья. Отношение к себе, окружающим людям и здоровье. Твое поведение и здоровье окружающих. Вера и здоровье. Роль религии в здоровье человека.

Формирование индивидуального способа саморегуляции.

Психическое здоровье. Шесть основных страхов: бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть.

Профилактика противоправных действий.

Я учусь творить свое здоровье (13 ч.)

Режим дня. Основные компоненты режима дня с учетом возрастных особенностей. Биоритмы и их влияние на человека. Утомление и работоспособность.

Питание. Система пищеварения. Нарушения пищеварительной системы. Заболевания. Рациональное питание. Вода, минеральные соли, микроэлементы. Их содержание в продуктах питания. Их влияние на сохранение здоровья.

Система кровообращения. строение и функции. Образ жизни и заболевания сердечно-сосудистой системы. Болезни сердца. Тренировка сердца. Болезни крови и кровеносных сосудов. Их профилактика.

Понятие об иммунитете. Аллергия (комнатные растения и домашние животные, вызывающие аллергию).

Вирусные заболевания. грипп, гепатит, герпес и их профилактика. Понятие об эпидемии.

Система дыхания. Воздухоносные пути. Легкие и газообмен.

Железы внутренней секреции. гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа. Их влияние на рост и развитие организма. Профилактика заболеваний желез внутренней секреции (диабет, базедова болезнь).

Нервная система. Основные понятия о строении и функциях. Неврозы и их профилактика. Сон и здоровье. Гигиена сна.

Лекарства. Токсические вещества, их влияние на организм. Сохранение здоровья. Техника безопасности при работе с ядохимикатами.

Гигиена голосового аппарата в связи с возрастными особенностями.

Мы – разные. Основы взаимоотношения полов. Мужские и женские обязанности. Влюбленность. Эротические желания. Этика взаимоотношений. Роль половых желез в формировании организма и его способности к детородной функции. Откуда берутся дети? Профилактика СПИДа. Гигиена юношей и девушек.

Экология и здоровье (6 ч.)

Содержание воды в организме человека. Водный и питьевой режим. Источники загрязнения воды. Способы очистки – физические, химические, биологические.

Бытовые электрические приборы как источник опасности для здоровья человека. Первая помощь при поражении электрическим током. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусах животных.

Радиация и здоровье. Источники радиации. Радиоактивное загрязнение почвы, воды, воздуха.

Понятия об онкологических заболеваниях и о канцерогенах в окружающей среде. Солнечная радиация и озоновый экран.

Экологическая обстановка в Орловской области. Влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья жителей Орловской области.

Здоровый образ жизни (3 ч.)

Я и мои поступки.

Самооценка и самовоспитание.

Как преодолеть стеснительность?

Ответственность и принятие решений.

Летние каникулы (1 ч.). Охрана и укрепление здоровья

  • Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу седьмого года обучения: уметь объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни; уметь самостоятельно планировать режим нагрузок и отдыха; понимать индивидуальные особенности строения тела; уметь распознавать такие состояния, как страх, высокая тревожность, агрессия, депрессия; иметь навыки критического мышления; иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях; владеть навыком принятия самостоятельного решения; демонстрировать навыки общения – уметь слушать, начинать и прекращать разговор; иметь осознанную потребность содержать свое тело и одежду в чистоте; уметь противостоять физическим и умственным перегрузкам; уметь организовать рациональное питание; знать способы предупреждения инфекционных вирусных заболеваний; знать индивидуальные особенности полового развития мальчиков и девочек; знать основные химические и биологические загрязнители пищи; иметь навык обращения с незнакомыми растениями и ягодами; владеть навыками самоконтроля; владеть навыками отказа от употребления психоактивных веществ; уметь выявлять ситуации группового давления и противостоять им; знать о наступлении уголовной ответственности за хранение и распространение наркотических веществ.

 

Лариса Иванушкина