В чем проблема непривитых детей в детских
коллективах? Почему они не привиты в
соответствии с национальным календарем прививок
России или в соответствии с эпидемической
обстановкой?
В
основном здесь можно выделить две причины.
Первая – медицинский отвод от профпрививок. В
данном случае лечащим врачом указываются срок
медотвода и вид вакцины, на которую он дан. Эта
категория детей обычно прививается в
медучреждении, где наблюдается своим лечащим
врачом (лечащий врач в ряде случаев может дать
направление или разрешение на ту или иную
прививку). Вторая причина – отказ родителей от
вакцинации их ребенка. Это наиболее частая
причина непривитости детей. Ее и рассмотрим
подробнее.
Отказ от вакцинации по религиозным
или иным моральным мотивам. В данном случае
можно попытаться объяснить родителям
целесообразность проведения мероприятия,
указать на возможные последствия в случае отказа
от прививки. При эпидемической ситуации данный
ребенок по медицинским показаниям может быть
изолирован от коллектива на время вспышки того
или иного инфекционного заболевания. А это и
пропуск занятий, и отставание от школьной
программы. Чтобы избежать давления на родителей,
можно предложить альтернативные способы
профилактики инфекционных заболеваний и
объяснить, что они менее эффективны, чем
прививка.
Страх родителей перед развитием
поствакцинальных реакций и осложнений. Здесь
следует объяснить, что реакции на прививку
допустимы и довольно часто возникают в первые 2–3
дня после введения вакцины. Это болезненность в
месте укола, припухлость, небольшое покраснение,
небольшой подъем температуры тела, некоторые
признаки общего недомогания. Их можно уменьшить
применением антигистаминных препаратов
(тавегил, супрастин, телфаст и т. д.), которые могут
назначаться за несколько дней до проведения
вакцинации. Лечащим врачом могут быть предложены
и другие лечебные мероприятия в соответствии с
необходимостью (детям с хроническими болезнями,
ослабленным после тяжелого заболевания и т. д.).
Поствакцинальные осложнения
возникают крайне редко, обычно реже 1 случая на 200
000 привитых. Причины их возникновения следующие:
а) несоблюдение противопоказаний; б)
индивидуальные особенности вакцинируемого; в)
нарушение правил и техники вакцинации; г)
ненадлежащее качество вакцины, в том числе
возникающее при нарушениях условий
транспортировки и хранения вакцинальных
препаратов. Эти причины должны учитываться
медицинским учреждением, которое ответственно
за проведение вакцинации. И, наконец, основные
клинические формы поствакцинальных осложнений:
1) местные осложнения – абсцесс в месте введения,
лимфаденит, тяжелая местная реакция; 2)
осложнения со стороны нервной системы – острый
паралич, энцефалопатия, энцефалит, менингит,
судороги (фебрильные и афебрильные); 3)
аллергические реакции, острые реакции
гиперчувствительности, анафилактический шок,
диссеминированный бэцежит,
гипотензивно-гиподинамический (коллаптоидный)
эпизод, остеит/остеомиелит, тромбоцитопения,
артрит, сепсис, синдром токсического шока.
Осложнения развиваются позже 2-го дня и не позже
(или до) 42-го дня. Возможные осложнения связаны с
типом вакцины и обычно указаны на вкладыше.
Можно указать и на то, что
возникновение осложнения связано не с самой
вакциной, а с инфекционным агентом, из которого
она изготовлена. При инфекционном заболевании
возникают те же осложнения и гораздо чаще, чем
после прививки. Вероятность возникновения
осложнений у того же самого ребенка выше в случае
инфицирования, чем после вакцинации.
Недоверие родителей к качеству
вакцин и качеству медицинских манипуляций. При
условии применения разрешенных к использованию
вакцин, при их правильной транспортировке и
хранении качество их соответствует
предъявляемым нормам. Условия, в которых
проводится вакцинация, грамотность
медперсонала, обеспеченность медучреждения
необходимым оборудованием и расходными
материалами (в том числе одноразовыми шприцами)
обычно действуют убедительно на данную
категорию сомневающихся родителей.
Родители и дети должны быть
информированы о проведении профилактических
прививок в поликлинике или школе.
Отказ ребенка от вакцинации из
страха перед медицинской манипуляцией. Здесь
можно говорить и о личном примере или примере
других детей, убедить в необходимости
мероприятия, безболезненности или малой
болезненности процедуры, привлечь к мероприятию
родителей или других близких родственников,
иногда можно и пристыдить ребенка.
Индивидуальных вариантов немало.
Целесообразность вакцинации. Непривитый
ребенок подвергается опасности инфекционного
заболевания со всеми вытекающими отсюда
последствиями вплоть до тяжелых осложнений и
остаточных явлений и может при заболевании или
носительстве представлять опасность для
детского коллектива в школе, детском саду, дома,
на общественных мероприятиях и т. д.
Личная проблема, когда ребенок не
привит, может привести к угрозе развития вспышки
острых инфекционных заболеваний в детских
учреждениях. Для детского коллектива наиболее
важно исключить возможность эпидемического
процесса, что возможно только при массовой
вакцинации. На глобальном уровне
предпринимаются попытки борьбы с так
называемыми управляемыми инфекциями вплоть до
полного их искоренения, как на примере с
натуральной оспой. Подобные попытки делаются и
по таким инфекциям, как полиомиелит, краснуха и
другим. Насколько это будет удачно, покажет
время. Но есть один труднопреодолимый фактор –
данные инфекции не представляют такой угрозы,
как оспа, чума, холера, и отношение к ним не такое
серьезное со стороны населения, которое нередко
игнорирует эту проблему. Вот почему так важна
санитарно-просветительская работа.
|