Здоровый нищий счастливее больного короля.
Артур Шопенгауэр
В этом году в одном из первых классов нашей школы ведется обучение с применением элементов технологии раскрепощенного развития. Часть урока ученики сидят за партой, а часть стоят за конторкой с оптимальной для зрительного труда наклонной поверхностью. Так дети сохраняют и укрепляют правильную осанку.
В течение урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию учитель использует схему зрительных траекторий, расположенную на одной из стен кабинета. Цель подобных занятий – профилактика зрительного утомления, предупреждение у детей рефлекса низко склоненной головы и возникающих на этой основе нарушений осанки и развития близору¬кости. Через 10–12 минут после начала зрительной работы учитель предлагает всем детям встать и с помощью указки показывает им направление движения взгляда по схеме. Продолжительность упражнения – 2–3 минуты. Схема выполнена яркими красками, которые привлекают наибольшее внимание детей.
В работе с классом учитель использует:
- физкультурные паузы для повышения двигательной активности, стимулирования деятель¬ности нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма;
- физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с мышц плечевого пояса, рук, туловища, ног;
- физкультурные микропаузы для повышения умственной работоспособности, снятия излишней возбудимости и усиления мозгового и периферического кровообращения;
- пальчиковую гимнастику с использованием тренажера.
На малых переменах учитель проводит подвижные игры, а на больших (продолжительностью 15–20 минут) выводит детей на прогулку в любое время года.
В течение учебного года один раз в неделю в классе проводились уроки психологии. Основными задачами уроков были:
- обеспечение успешной адаптации ребенка к школе;
- поддержание и развитие познавательной активности, снятие утомления и негативного эмоционального состояния;
- формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
- через развитие самопознания и самооценки выработка навыка самоорганизации, саморазвития личности;
- развитие творческих способностей, творческого отношения к собственной жизни.
В дальнейшем мы планируем ввести:
- динамический час;
- гимнастику до начала уроков, продолжительностью 5–10 мин., которая будет готовить детей к удержанию рабочей позы, способствовать углублению дыхания и сосредоточению внимания. Комплексы будут меняться 2 раза в месяц;
- «уроки здоровья», которые создадут устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;
- детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, которое не только несет в себе художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.
Надеемся, что эта работа сделает наших учеников здоровее.
|