Сравните цифры
Всероссийская диспансеризация (2002 г.) к
I группе здоровья отнесла 32% обследованных детей
в возрасте от 0 до 18 лет, ко II группе – 51,75%, к III
группе – 16,25%.
Однако наши выборочные исследования
(НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
НЦЗД РАМН) показали, что к I группе здоровья можно
отнести только 3,3% учащихся школ и 2,5% учащихся
ПТУ! Ко II группе – 37,9% школьников и 34,8% учащихся
профессиональных училищ, к III группе – 58,8% и 62,7%
соответственно.
В то же время другие показатели
диспансеризации заставляют предположить, что
количество хронических больных занижено. На
диспансерном учете состоят 68% детей, 49% нуждаются
в лечении в поликлинике, 10% – в стационаре и 15% – в
санаторно-курортном лечении. Значит, в активных
лечебно-оздоровительных мероприятиях нуждаются
74% всех детей и подростков, что практически
совпадает с нашими данными.
Перестройка образования
Впервые в стране перестройка
образования идет в интересах охраны здоровья
обучающихся. Опираясь на результаты научных
физиолого-гигиенических исследований, мы
сегодня можем прогнозировать состояние здоровья
выпускников наших школ в зависимости от того, в
каких условиях организован учебный процесс и
насколько педагогически грамотно он ведется.
Сейчас, когда общество практически потеряло
поколение абсолютно здоровой молодежи,
здоровьесберегающая направленность
модернизации школьного образования сближает
профессиональные интересы педагогов и медиков.
Создание здоровьесберегающей среды
в образовательном учреждении предполагает не
только и не столько проведение оздоровительных
медицинских мероприятий, сколько гигиенически
рациональный, адекватный возрасту детей учебный
процесс, который организован в условиях,
отвечающих требованиям санитарных правил. Мы
располагаем убедительными доказательствами
того, что большая учебная нагрузка создает
серьезные препятствия для реализации возрастных
биологических потребностей детского организма в
сне, движении, пребывании на воздухе.
Напряженный характер учебы, большой
объем учебной нагрузки, дефицит времени для
усвоения информации являются
психотравмирующими факторами для ребенка, что в
сочетании с уменьшением продолжительности сна и
прогулок, снижением физической активности
оказывает стрессовое воздействие на детский
организм. Длительное пребывание детей в таких
условиях способствует «закреплению» негативных
сдвигов в физиологических реакциях организма,
что формирует невротические расстройства с
последующей клинической манифестацией,
формированием нарушений деятельности сердца,
желудочно-кишечного тракта, других органов и
систем. В тех случаях, когда образовательная
нагрузка превышает предельно допустимую, у
учащихся достоверно выше распространенность
функциональной кардиопатии, чаще встречается
нейроциркуляторная дистония. У детей, в большей
степени подверженных стрессу, достоверно чаще
диагностируются астеноневротические реакции,
вегетососудистая дистония и
астеноневротические, церебростенические
симптомы.
В нашем представлении
здоровьесберегающая технология обучения – это
технология, которая основана на: возрастных
особенностях познавательной деятельности детей;
обучении на оптимальном уровне трудности
(сложности); вариативности методов и форм
обучения; оптимальном сочетании двигательных и
статических нагрузок; обучении в малых группах;
использовании наглядности и сочетании различных
форм предоставления информации; создании
эмоционально благоприятной атмосферы;
формировании положительной мотивации к учебе
(«педагогика успеха»); культивировании у
учащихся знаний по вопросам здоровья.
Ученые, занимающиеся гигиеной детей и
подростков, располагают многочисленными
доказательствами того, что степень утомления
учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный
комфорт и в конечном итоге состояние здоровья
зависят не только от объема учебной нагрузки и ее
содержания, но и от методов, режимов и технологий
обучения. Отказ от унифицированных программ и
способов обучения, расширение вариативности
образования, внедрение инновационных форм
обучения, в том числе дистанционного,
интернет-образования, предполагает контроль за
тем, чтобы педагогические инновации
соответствовали не только
психолого-педагогическим требованиям, но и
возрастным особенностям детей.
Изучая работоспособность учащихся
начальных классов с традиционной организацией
обучения, а также с углубленным изучением
иностранного языка (дополнительный час в неделю)
и обучавшихся с использованием системы Л.В.
Занкова, мы увидели, что почти у 50% учащихся
«занковских» классов регистрировались признаки
переутомления. При традиционном обучении и
углубленном изучении иностранных языков – у
25–30%.
Физиолого-гигиеническая оценка
применения системы развивающего обучения
Эльконина – Давыдова показывает, что у детей,
занимающихся по ней, в 1,5 раза чаще по сравнению с
контрольными группами регистрируется сильное и
выраженное утомление (34,9 и 20,4% соответственно). 75%
детей, обучающихся по системе Эльконина –
Давыдова, относятся к III группе здоровья, а в
контрольных классах – 53%. Значит,
индивидуализация обучения недостаточно
ориентирована на сохранение здоровья учащихся.
Более благоприятная ситуация
наблюдается при использовании модульных
технологий обучения. Количество детей, у которых
развивается сильное и выраженное утомление при
занятиях по этой технологии, составляет в
среднем 22%, а после традиционного урока в этой же
школе – 49,6%. Однако сегодня всего 1 программа и 1
образовательная технология среди тех, что
используются в российских школах, имеют
санитарно-эпидемиологическое заключение о
безопасности для здоровья: педагогическая
технология обучения детей дошкольного и
младшего школьного возраста в условиях активной
сенсорно-развивающей среды (Республика Коми) и
программа обучения математике «Школа-2000…».
Не только технологии обучения влияют
на функциональное состояние организма детей.
Личность учителя, его стиль взаимодействия с
учениками также оказывают существенное влияние:
у педагога с авторитарным, жестким,
профессионально неадекватным поведением дети
быстрее утомляются, больше невротизируются, чаще
нарушают режим дня.
Когда за парту?
Одна из самых актуальных и вызывающих
горячие споры проблем – предшкольное
образование. Современные шестилетки платят
высокую цену за поспешность взрослых, отдавших
их в школу так рано. Именно у детей 6 лет
диагностируется наиболее высокий уровень
школьной дезадаптации и тревожности.
Специалисты высказывают большие опасения, что
раннее начало обучения детей приведет к
ухудшению их здоровья. Результаты современных
научных исследований неоспоримо
свидетельствуют, что форсированная выработка у
дошкольников школьной готовности негативно
отражается на их психическом и физическом
здоровье и развитии, гармоничном включении в
школьную жизнь. По свидетельству специалистов
дошкольного образования «ничто так не
препятствует созданию психологического
фундамента школьной готовности, как ранняя
подготовка дошкольников к школе на специальных
«тренировочных» занятиях, даже если они
проводятся в игровой форме». Такая подготовка в
итоге оборачивается школьной дезадаптацией,
быстрым угасанием интереса к школьной жизни даже
на первом году обучения, молодеющими школьными
неврозами, нежеланием и неумением учиться.
Личностно ориентированное
образование в дошкольном возрасте предполагает
индивидуальный подход к ребенку, недопустимость
использования школьных форм проведения занятий
(предметности), предоставление возможности
выбора игровой деятельности и жесткое
соблюдение гигиенических требований к условиям
и организации учебно-воспитательного процесса
(дневной сон, питание, прогулка и др.).
С учетом реалий сегодняшнего дня,
санитарно-эпидемиологического состояния
большинства школьных зданий и их оборудования
обучение детей с целью выравнивания их стартовых
возможностей может и должно быть организовано
только на базе дошкольных образовательных
учреждений.
Как освоить профессию?
Другой важнейший аспект реформы
общеобразовательной школы связан с идеей ввести профильное
обучение. Профильное обучение представляет
собой самую жизнеспособную и перспективную
новацию в образовании, в ее реализации
заинтересованы не только все участники
образовательного процесса, но и учреждения
профессионального образования, работодатели,
государство в целом. Обсуждение этой идеи не
должно замыкаться только в педагогическом
сообществе.
В старшей школе объем суммарной
образовательной нагрузки существенно
увеличивается в сравнении с нагрузкой в
последнем классе основной школы (в 9-м классе).
Особенно резко образовательная нагрузка
увеличивается в профильных классах. Это
свидетельствует о том, что реализация
профильного обучения происходит без сокращения
объема базового компонента учебных планов, на
необходимость которого указывается в Концепции
профильного обучения.
Обучение в 10-м классе сопровождается
самым значительным увеличением объема
образовательной нагрузки, утомлением учащихся
(частота случаев сильного и выраженного
утомления составляла 40,6% против 29,6% в 9-м и 30,4% в 11-м
классах). Это связано с адаптацией к новым
требованиям старшей школы, новым предметам,
новому составу класса, педагогам.
Сравнительный анализ показателей
работоспособности современных десятиклассников
и их сверстников середины 1970-х годов показал, что
за последние 30 лет качественные и количественные
показатели работоспособности подростков не
претерпели существенных изменений. Осталась без
изменений и величина интегрального показателя
(1,5 усл. ед. в 70-х годах и 1,6 усл. ед. в 2003 г.). Однако
частота случаев сильного и выраженного
утомления у современных школьников в конце
учебного дня достоверно выше (40,6% против 35,4%).
В настоящее время подавляющее
большинство юношей и девушек имеют ограничения в
выборе профессий, связанных с вредными условиями
и напряженным характером труда. Причем
численность подростков с ограниченным по
состоянию здоровья профессиональным выбором за
последние 10 лет увеличилась практически на одну
треть и в различных регионах составляет от 60 до
80%.
Вместе с тем научные данные
свидетельствуют, что подростки не учитывают
состояния своего здоровья при выборе профиля
обучения в школе, а затем при выборе профессии,
получении профессионального образования и
самостоятельном трудоустройстве. Юноши и
девушки не принимают во внимание возможное
неблагоприятное течение имеющихся у них
заболеваний при воздействии вредных
профессионально-производственных факторов, тем
самым в значительной мере повышая
индивидуальный риск ухудшения здоровья.
Для успешной реализации профильного
обучения необходимо: привести объем
образовательной нагрузки в профильных классах в
соответствие с гигиеническими требованиями;
создать подросткам возможность выбрать
индивидуальную образовательную траекторию;
создать в современной школе адекватную
интересам и потребностям подростков систему
профессиональной ориентации; предоставить
врачебные консультации в связи с выбором
профессии; в рамках проводимого Минобрнауки
России эксперимента по введению профильного
обучения обеспечить проведение
физиолого-гигиенического сопровождения
предпрофильной и профильной подготовки и
мониторинга состояния здоровья
старшеклассников; использовать ресурс школьного
образования для формирования у подростков
осознанного профессионального самоопределения
с учетом состояния их здоровья.
Работа на компьютере
Меняется информационная культура
школьников, компьютер они теперь используют в
начальных классах. Перенос учебного материала с
бумажных носителей на экраны дисплея заставляет
искать оптимальное шрифтовое и цветовое решение.
Анализ разработанных к настоящему времени
электронных учебников показывает, что они не
учитывают особенностей зрительного восприятия
детей и подростков, приводят к выраженному
зрительному и общему утомлению, которое при
чтении с экрана дисплея значительно выше, чем при
чтении с листа, при равных объемах зрительной
работы на 65–100% у учащихся младших классов и на 30%
– у учащихся средних и старших классов.
Разработка гигиенических требований к
изображению информации на экране с учетом
возрастных особенностей учащихся ведется в
нашем институте. Установлено, что наиболее
благоприятными для чтения с экрана являются
следующие цветовые сочетания: синие знаки на
желтом фоне; желтые на синем фоне; красные на
зеленом фоне; черные на зеленом.
Определены допустимые объемы
текстовой информации в рамках одной электронной
страницы для учащихся начальной, средней и
старшей школы, также требования к шрифтовому
оформлению.
Однако эти работы должны быть
дополнены исследованиями по разработке
предельно допустимой продолжительности занятий
с использованием новых информационных
технологий в зависимости от возраста учащихся,
состояния их здоровья и содержания занятий.
Актуальны проблемы психофизиологической
безопасности при работе с современными
компьютерами и телекоммуникационными
средствами обучения, профилактика
интернет-зависимости.
О школьном климате
В школьном образовании сегодня
единственной дисциплиной, способной
поддерживать, а при хорошей организации и
повышать уровень здоровья обучающихся, является
физкультура. Уроки физкультуры ослабляют
негативное влияние интенсивной
интеллектуальной и статической нагрузок,
способствуют их чередованию и поддержанию
уровня работоспособности, достаточного для
освоения школьных программ на протяжении
учебного дня, недели.
Опыт увеличения объемов физкультурных
занятий до 3–5 часов в неделю демонстрирует
снижение острой заболеваемости в 3–4 раза,
увеличение уровня физической подготовленности
учащихся, уменьшение распространенности курения
и употребления спиртных напитков среди детей и
подростков. Приведенные факты служат основанием
требовать увеличения двигательной активности
детей в процессе занятий, в первую очередь за
счет сохранения уроков физической культуры
среди базовых дисциплин.
По сведениям государственного
санитарно-эпидемиологического надзора только
треть детских и подростковых учреждений в РФ
полностью соответствует
санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В каждом восьмом (12,7%) детском
учреждении регистрируются грубые нарушения
санитарно-эпидемиологического режима, включая
вспышки кишечных заболеваний. Не отвечают
санитарно-эпидемиологическим требованиям по
освещенности 30% детских учреждений, мебель не
соответствует ростовозрастным особенностям
детей в 22% учреждений, в каждом пятом
обследованном детском учреждении
регистрируются отклонения параметров
микроклимата.
Важным фактором риска развития
отклонений в состоянии здоровья является
нерациональное питание школьников. Слабая
инфраструктура и материально-техническая база
школьного питания, медленное внедрение новых
форм организации питания школьников и
недостаточная эффективность производственного
контроля усугубляют эту проблему.
Наши выводы
Научно-методическое обеспечение
инновационных перемен в образовании детей и
подростков должно быть направлено на:
– изучение закономерностей
формирования здоровья детей в современных
условиях;
– разработку критериев оценки
адаптационных возможностей детей к учебным
нагрузкам и к воздействию факторов среды;
– совершенствование критериев и
подходов к оценке состояния здоровья на
индивидуальном и популяционном уровнях;
– разработку новых технологий
сохранения здоровья, основанных на прогнозе
адаптации, повышении функциональных резервов
организма и воздействии на факторы риска;
– разработку медико-педагогических
критериев, нормативов и скрининговых тестов
адекватности учебных нагрузок, программ и
технологий обучения функциональным
возможностям детей;
– совершенствование
медико-педагогических подходов к профилизации
старшей школы;
– разработку нормативных документов
по сохранению и укреплению здоровья детей в
условиях модернизации школы.
Достижения современной
профилактической медицины, а также состояние
здоровья детей, сложившееся в настоящее время,
требуют разработки и осуществления долгосрочной
программы оздоровления детей и профилактики
наиболее распространенных болезней на основе
создания детям условий жизни, необходимых для
нормального роста и развития, прогнозирования и
предупреждения негативного влияния на состояние
их здоровья неблагоприятных
социально-экономических и иных условий и
факторов.
Основными направлениями такой
программы должны быть:
1. Научно-методическое
обеспечение сохранения и укрепления здоровья
детей.
2. Законодательная база и
подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и
укрепление здоровья детей.
3. Создание условий для рождения
желанного, здорового ребенка.
4. Создание условий для
благоприятного роста и развития детей.
5. Оптимальное питание и
обеспечение детей качественной водой.
6. Медико-профилактическое
обоснование безопасности товаров для детей.
7. Использование
здоровьесберегающих образовательных
технологий.
8. Создание безопасных условий
ранних форм трудовой занятости детей и их
профессионального обучения.
9. Формирование здорового образа
жизни подрастающего поколения.
10. Эффективное медицинское
обеспечение детей.
Такая программа подготовлена нашим
институтом и утверждена бюро отделения
профилактической медицины РАМН.
|