Здоровьесберегающая образовательная среда —
это прежде всего благоприятная психологическая
атмосфера, школьный микроклимат. О том, как этого
добиться, рассказывает руководитель центра
психологического сопровождения образования
«Точка ПСИ» кандидат психологических наук,
профессор МГППУ Марина Ростиславовна БИТЯНОВА
Детей нет, есть люди.
Януш Корчак
Кто же создает психологическую
атмосферу в школе: директор, педагогический
коллектив, родители, дети?
Если этим никто специально не
занимается, то тон, конечно, задает
администрация. От того, какое отношение директор
демонстрирует к учителям, зависят и
взаимоотношения учителей между собой, и их
отношение к детям. А если климат в школе
проектировать сознательно, то именно педагоги
становятся его носителями. Проектная работа в
этом случае ведется на нескольких уровнях.
Самое трудное — выяснение ценностных установок
педагогов: что они думают и как на самом деле
относятся к детям. То есть первый уровень такой
работы — выработка идеологии.
Целенаправленными и продуманными действиями
можно задавать гуманистические
общечеловеческие или, наоборот, меркантильные
установки. Некоторые так и говорят: мы
исполнители, продавцы образовательных услуг, а
за все отвечает директор. Позицию педагогов,
конечно, можно менять, но очень трудно влиять на
взрослых, сформировавшихся людей.
Второй уровень проектирования — это стиль
отношений между педагогами, между
педагогами и детьми. Существуют такие понятия,
как корпоративная культура, традиции школы.
Внедряя какие-то обязательные требования,
систему санкций, устав школы и т. д., можно
проектировать стиль.
Еще один уровень — мероприятия и события,
которые проходят в школе. Если в школе принято
отмечать Хэллоуин и День святого Валентина – это
один стиль. Если 23 февраля и 8 Марта, – другой,
если День матери, Пасху и Рождество – третий.
Что ставится во главу угла при
формировании ценностной позиции: хорошее
отношение к детям (отсутствие стрессов) или идея
воспитания, допустим, не просто грамотного
человека, а гражданина?
На мой взгляд, главная идея — учитель
должен воспитывать детей, проявляя уважительное
отношение к каждому. Учась в школе, ребенок не
только растет, он формируется как личность. Как
школа строит процесс образования, в чем видит его
смысл, такие выпускники и получаются: эрудиты,
интеллектуалы, просто порядочные люди.
Цели задаются общие. А дальше с учетом
индивидуальности уже подбирают средства. Каждым
своим поступком, словом педагог воздействует на
личность и должен очень хорошо представлять, что
отложится в ребенке после урока. Это так
называемый антропологический подход, который
сейчас осваивается в некоторых российских
школах. Есть и такой подход: главное – чтобы
ребенку было хорошо, комфортно, чтобы он любил
школу. Это характерно для частных школ,
завязанных на родительские деньги. О том, что
ребенок потом выходит в жизнь неадаптированным и
сталкивается со всеми проблемами, не пройденными
в школе, уже самостоятельно, никто не думает.
При изучении наук примеры полезнее
правил.
Исаак Ньютон
Кто задает идею, стиль школы:
команда психологов или яркая личность директора?
Есть примеры, когда сильные, яркие
личности своей харизмой вовлекают окружающих в
свое ценностное поле, создают авторские школы. Но
одно дело заразить идеей, а другое дело – ее
воплотить. Нужна некая технология, чтобы все
члены коллектива понимали не только к чему
стремиться, но и как это сделать. Говорят: «Надо
любить детей». А что это значит? Ведь любить можно
по-разному: все прощать и гладить по головке или
требовать. О семье достаточно сказать, что
хороший ребенок растет там, где его любят. А в
школе нужно знать, как именно мы его любим. И
тогда необходима помощь психолога или
образовательного менеджера — человека, который
умеет превращать хорошее отношение к детям в
технологию.
А в чем состоит ваша работа с
учителями?
Это цикл семинаров в рамках
антропологического подхода. Сначала несколько
общих занятий по ценностным установкам для всего
коллектива педагогов, а потом — отдельные
семинары для классных руководителей и для
предметников, как все это реализовать.
Обязанности воспитателя в
принципе понятны, а что может сделать физик или
биолог?
Любой педагог может транслировать
ценностные идеи через свой предмет. Обладая
определенной подготовкой, учитель сможет так
подать текст или задачу, чтобы они развивали в
ребенке исполнительность и внимательность,
потом переделать их так, чтобы формировалось
логическое мышление, а затем вот так — чтобы
заставить ребенка задуматься.
Получается, что учитель
математики, составляя план, должен не только
определить тему урока, но и поставить
развивающую задачу?
Совершенно верно. Можно подобрать
материал таким образом, чтобы, отрабатывая навык
умножения на шесть, дети еще и что-то сравнивали,
делали выводы. Или — не только объяснить
строение ядра, но и рассказать какие-то
интересные факты из жизни Бора, сформировать
собственную точку зрения об ответственности
науки перед обществом.
Задача образования состоит не только в том, чтобы
дать ребенку выучить правило или формулу, но еще
и в том, чтобы научить его выполнять
интеллектуальные операции, высказывать свое
мнение, сотрудничать. Очень важно, чтобы ребенок
во всем, что его окружает, научился находить
личностный смысл, ценности. Наши семинары
объясняют, как делать образование развивающим.
Если говорить о здоровье, то развивающее
образование, даже при той же нагрузке, что и
общепринятое, значительно более здоровое по
своей сути, потому что рассчитано на
удовлетворение индивидуальных потребностей
человека.
Малышам учиться должно быть интересно,
подростки должны понимать, зачем им это надо, а
выпускники — видеть смысл образования
вообще.
Слишком послушные сыновья никогда не
достигают многого.
Абрахам Брилл
Нужно ли менять способ
преподавания, отказаться от старого: рассказал,
дал задание, спросил?
Я думаю, что должно быть много разных
форм уроков. Сначала проблемный урок по введению
в тему, потом творческие исследования, проекты,
затем закрепление пройденного по классической
схеме. Такие уроки с хорошо отработанной
системой оценки знаний тоже нужны. Но нельзя все
уроки превращать в сплошную отработку знаний,
нужно дать возможность ребенку их принять и
осмыслить!
Сейчас в некоторых школах
появились «республики» со своей конституцией,
выборами, настоящими предвыборными кампаниями. А
хорошо ли, когда школьники играют в демократию?
Ведь все-таки политика — «грязное дело» – и
сталкиваться с этим так рано… Или, наоборот,
подростки увлекутся идеалами, а выйдя во
взрослую жизнь, поймут, что от них почти ничего не
зависит.
Это очень серьезный вопрос. Уже второй
год мы проводим в Москве программу для
старшеклассников. Сначала это была подготовка
команды самоуправления из детей, выбранных
школьными советами. А в этом году мы ее сделали
программой развития социальной активности
подростков, переориентировав их на внутреннюю
позицию. Сделали это мы вынужденно, потому что в
большинстве школ детское самоуправление не
востребовано, Это недостойная игра. Мы научили
детей технологии самоуправления, они выросли в
своих глазах, почувствовали свою силу. А в школах
им сразу дали понять, что места для их активности
нет, да и прав тоже нет никаких. Разве что
самостоятельно готовить праздники по сценариям,
придуманным взрослыми.
Настоящее школьное самоуправление существует
только там, где взрослые действительно передали
часть ответственности в руки детей, где ребенок в
каком-то деле свободен в принятии решений (пусть
в рамках правил, прописанных в школе) и получает
навык гражданской социальной активности. Если
это затем реализуется в школьной республике, то
честь и хвала взрослым. К сожалению, таких
примеров – единицы.
Какие конфликты чаще всего
бывают между учителями и учениками и как вы
помогаете их решать?
Есть конфликты, которых можно
избежать, если грамотно спроектировать
образовательную систему. Сделать, например, в
один день десять уроков — значит
спрогнозировать конфликт с тем учителем, который
будет вести последний урок. Такие ситуации
возникают от незнания психологии управления.
А есть естественные процессы, на которых надо
учиться. Входя в подростковый возраст, ребенок
неизбежно вступает в конфликт со взрослым,
который говорит «надо», а ребенок — «не хочу!».
Подросток должен иметь опыт, схему успешного
выхода из трудных ситуаций. Он должен понимать,
что лучший способ — сесть, оставив эмоции, и
проговорить цели «противоборствующих сторон»,
найти совпадения, выйти на компромисс. Мы
помогаем цивилизованно решать конфликты, учим
педагогов технологии общения с ребятами в
неадекватном состоянии.
Как вы относитесь к гендерному
обучению?
Честно говоря, с иронией. С моей точки
зрения это совершенно не вписывается в
современную цивилизацию. Прежде чем вводить
разную методику преподавания для мальчиков и для
девочек, наверное, надо понять, чего хочет
современная женщина, и научиться ее уважать. А
главное — понятия «гендер» и «пол» не четко
совпадают. Случается, что мальчик относится к
женскому гендеру; и наоборот. Такой диагностики
еще нет.
Гендерная психология пока неубедительна, она не
достигла того уровня, когда ее можно было бы
положить в основу педагогики. Довольно часто
недоработанные психологические идеи в
педагогике терпят фиаско. Так было, например, с
«визуалами», «кинестетиками» и «аудиалами». Ведь
не прижилось. На самом деле эта разница в
восприятии не так уж глубока и не так важна для
обучения. Надо использовать все способы
преподавания. А это уже вопрос профессионализма.
А конфликтами между детьми вы
занимаетесь?
В этом отношении с 3-го по 9-й класс
школа – просто бурлящий котел! Девочки делят
мальчиков, мальчики — лидерство и все вместе —
любовь учителя. Надо относиться к этому с
уважением, потому что идет серьезный процесс
самоопределения. Ребенка нужно поддержать и
помочь, найти что-то позитивное в сложной
ситуации и научить, что с этим делать.
Если ребенок с проблемами,
избалованный, капризный или, наоборот,
неуверенный в себе, а в классе он начинает
выправляться, потому что с ним работают
психологи и учителя. Но родители этого не
понимают и считают, что все наоборот. Что делать?
Замечательно, если семья и школа
создают одно ценностное поле. Но пока школа
делает все, чтобы отстранить родителей от себя
(начиная с охраны), а потом сама страдает из-за
отсутствия взаимодействия. Бывает, что семья
занимает деструктивную позицию, в этом случае
главная задача школы — не показать неуважение к
семье, ведь ребенок любит своих родителей
несмотря ни на что. С учеником 3–4-го класса
вполне можно об этом говорить: «Мы уважаем твою
семью, но если ты ходишь в нашу школу, то у нас
принято вот так…». Это не двойной стандарт, это
понимание того, что мир устроен неоднозначно.
Но если школа все-таки идет на конфликт с семьей,
нужно постараться оставить ребенка за рамками
этого конфликта. Ведь школу можно поменять, а
ребенку и дальше жить в семье. Если его начинают
растягивать в разные стороны, это просто
преступление!
Родителям и учителям не надо становиться
буфером, защищающим ребенка от внешнего мира,
следует направлять его, помогать ему
самореализоваться.
Беседовала Нина СЕМИНА
|