Специалисты по физическому
воспитанию, обратив внимание на большие различия
в двигательных возможностях детей одного
возраста и пола, чаще всего свою задачу видели в
том, чтобы целенаправленно развивать те
физические качества, которые у данного ребенка
оказываются «отстающими» от возрастно-половой
нормы, пытались назначать каждому ученику
нагрузку индивидуально.
Но ведь многие свойства человек
наследует от родителей и более далеких предков, и
они неизменяемы. Правда, рекламные ролики часто
обещают небылицы: сделать из толстушки
фотомодель; накачать любому мышцы, «как у
Шварценеггера». Кое-чего из этого удается
достигнуть, но только отчасти, ненадолго и ценой
навсегда утраченного здоровья. Если нет к
чему-либо природных задатков, насильно организм
можно только сломать, что и бывает с теми, кто
неразумно пользуется разрекламированными
средствами. Важно другое: законы природы
нарушать нельзя, их нужно изучать и использовать
себе во благо.
Суть индивидуального подхода
Действительно, сложно представить
себе, что задание по физкультуре «на четверку»
должно быть для всех одно и то же. Например, один
15-летний парень ростом 185 см, а другой – 160, у
одного длинные ноги, а у другого – совсем иные
пропорции тела. А прыгнуть в высоту оба должны на
1 м 50 см. Или один медлительный, другой – быстрый и
реактивный. И так далее…
Те, кому от природы досталось мышечное
телосложение, даже без специальных спортивных
занятий с детства имеют рельефные мышцы, умеют
ловко и быстро двигаться. Вот из них могут
получиться (после многих лет тренировок, конечно)
хорошие гимнасты, акробаты, велосипедисты и
другие спортсмены. Не зря такой тип телосложения
называют еще и атлетическим. Поскольку
способность к быстрым и ловким движениям тела
дана им от рождения, с них и в школе спрашивать
надо побольше, нормативы для них сделать
построже.
В каждом классе обычно есть
трое-четверо полноватых ребят, старающихся
подальше спрятаться от учителя физкультуры, а то
и урок пропустить, потому что не получается у них
быстро бегать, высоко прыгать, а уж кувырок
сделать – просто проблема. Зато они сильные, да
еще и массивнее других. Это обладатели
дигестивного телосложения. Мышцы у них сильные,
но невыносливые, и сердце не такое мощное, как у
мышечников, и тело потяжелее. В спортивной
гимнастике или в беге им успехов не видать, а вот
все чемпионы – дискоболы и толкатели ядра – как
раз из них, и тяжелоатлеты тоже. Так что и они
одаренные, только по-другому. Поэтому в силовых
упражнениях для них планка должна быть повыше,
чем для других.
Ну а остальные – тонкие, худые, ни силы,
ни быстроты особой у них нету. Мышцы тонкие и
относительно слабые, тяжелый набивной мяч далеко
не бросят, подтягиваться им тоже непросто. Зато
кросс они бегут неплохо, потому что достаточно
выносливые. Это те, у кого телосложение грудное.
Если вы обращали внимание, у марафонцев или
лыжников (особенно кто на 30 или 50 км бегает)
именно такое телосложение, а успеха они
добиваются потому, что обладают мощными большими
легкими, легким скелетом и выносливыми мышцами.
От эволюции – к цивилизации
Все способности сразу не достались
никому, но у каждого имеются свои достоинства.
Причина в том, что десятки поколений наших
предков занимались разным делом, были сильными и
крепкими работягами-крестьянами или выносливыми
охотниками и пастухами, приспособленными к
суровой жизни тех времен, иначе бы их род до наших
дней не сохранился. А потом люди расселились по
разным городам и странам. Произошло это быстро по
сравнению с эволюцией рода человеческого, да и в
изменившихся условиях жизни уже не требовался
естественный отбор.
Так, может быть, и в физическом
воспитании не следует требовать от всех одного и
того же? Ведь ребенок рождается для того, чтобы
стать самим собой, уникальным и неповторимым.
Каждый сможет добиться успеха в деле, к которому
у него есть склонности, если будет здоровым,
без этого никакие деньги счастья не принесут. Что
нужно, чтобы здоровье сохранить и укрепить?
Многое нам известно – свежий воздух и чистая
вода, хорошее жилье, интересная работа,
правильное питание, физические упражнения и
поменьше стрессов. Кстати, часто стрессы бывают
вызваны тем, что человеку приходится делать
что-то несвойственное его характеру, интересам,
возможностям, то есть вопреки его природе:
монотонную работу – быстрому и шустрому, быть на
людях – любителю уединиться, играть на
фортепиано – тугоухому. При стандартных
требованиях к физическим качествам дети и
взрослые астено-торакального и особенно
дигестивного телосложения обречены быть
аутсайдерами. У ученика, всегда получающего
низкие оценки, теряется стимул к занятиям,
формируется комплекс неполноценности, а это
дополнительный источник стрессов на всю жизнь.
Часто ли можно встретить дигестивников в
фитнес-клубах, бассейнах, на спортплощадках? Нет,
не ходят они туда. Потому что комплексы эти
стойкие. А в итоге – лишний вес, больное сердце,
диабет, да мало ли что еще…
Известное и доказанное различие людей
в телосложении и других свойствах
распространяется и на двигательные возможности,
тесно связанные со строением тела, важнейших
органов и мышечной системы. Давно уже стали
популярными разнообразные тесты
профессиональной ориентации, а также отбора
людей, которые более других подходят для
выполнения определенного дела, – космонавтов,
спортсменов, военных. Кстати, для таких профессий
разработаны свои «стандарты», потому что без
определенных физических способностей там делать
нечего – и других подведешь, и сам пропадешь.
Бесспорно, чтобы быть здоровым, нельзя
обойтись без умения правильно двигаться, без
физической подготовки и регулярной двигательной
активности. А как заниматься физическими
упражнениями, если не знать, к чему ты способен и
к каким результатам надо стремиться? Вот это и
есть вопрос о норме, только не одной на всех, а
подходящей для людей одного возраста и пола,
обладающих близкими свойствами организма. Вот
здесь и стоит вспомнить, почему описанный в
предыдущей статье «колокол», используемый для
расчета нормативов и построенный один на всех,
получается кривой и щербатый. Зато отдельные
«колокольчики» для разных типов телосложения
вполне пригодны, чтобы по ним строить шкалы,
основанные на параметрах гауссова закона
распределения. Вот и попробуем поискать
отдельные линейки для каждого типа.
На пути к объективной оценке
Если шкала выбирается пятибалльная,
как принято в школе, всю линейку надо разделить
на 5 частей. Как и для среднепопуляционных
нормативов, оценка «удовлетворительно» ставится
тем, чьи результаты самые «массовые», т. е.
достаточно близкие к средним. Часто их так и
называют – «средний» уровень. Чтобы выделить
этот диапазон, от точки среднего арифметического
значения откладывают вправо и влево по 0,67 s. Дело
в том, что в границах «среднее ± 0,67 s»
укладывается ровно 50% всей выборки, или
измеряемой группы людей. Так что отметку
«удовлетворительно» получают все, кто
показывает наиболее часто встречающиеся
результаты, что логично. Все остальные оценки
отличаются друг от друга тоже на 0,67 s. Их часто так
и называют: «хорошо», или «вышесредний» уровень,
т. е. школьная «четверка». Нижней границе
«пятерки» соответствует значение (среднее + 1,34 s),
так что уровень «отлично» означает то же, что и
«высокий». Ну а верхняя граница этого диапазона
шкалой не фиксируется: чем больше, тем лучше. В
сторону низких значений шкала отражается
зеркально относительно среднего
арифметического. Названия обычно такие:
«неудовлетворительно» – уровень «нижесредний»,
а к «низкому» уровню или, что то же самое, «плохо»,
относятся все значения ниже, чем среднее
арифметическое минус 1,34 s. Правда, в школе единицу
учителя ставят редко, так что шкалы эти похожи, но
не совсем одинаковы. Да и школьная отметка – вещь
субъективная, как известно. Но мы постарались
сделать ее более объективной, учитывающей
врожденные особенности конституции, и вот что
получилось (рис. 1).
Рис. 1. Примеры типологических шкал для
оценки результатов двигательных тестов в беге на
100 м у юношей-старшеклассников – представителей
трех типов телосложения
Для каждого теста теперь не одна шкала
на всех, а три разные. Одна для типа
астено-торакального (на рисунке поместим ее
вверху); в середине – для мышечников, а нижняя –
для дигестивников. На рисунке для сравнения три
возраста – школьники 15–16 лет (обычно это ученики
10-го класса), 16–17 лет (11-й класс) и ставшие уже
студентами. Итого – девять. Рисунок – для бега на
100 метров. Самые быстрые, как известно, мышечники
независимо от возраста. Чем быстрее, тем отметка
выше. Но и им, чтобы получить пятерку, придется
потрудиться. Торакальники немного медленнее, им
пятерку тоже заслужить надо, но за мышечниками им
не угнаться, и не надо, все по-честному. А вот у
дигестивников в разном возрасте все по-разному.
Сначала были последние, а потом вперед двинулись
и даже на последнем рисунке торакальников
обошли. Не удивляйтесь, все правильно, ошибки нет.
В развитии – наперегонки
Дело в том, что особенности
конституции заключаются не только в пропорциях
частей тела, свойствах мышц и других органов и
систем, но и в темпах развития. В этом отношении
возраст 15–17 лет очень показателен: одновременно
с половым созреванием под действием гормонов
происходит и формирование «взрослого» варианта
мышечной деятельности со всеми особенностями,
присущими типу конституции. В подростковом
возрасте мальчишки мышечного телосложения
развиваются быстрее других, примерно на год
опережая торакальников и на полтора-два года –
дигестивников. Вот поэтому дигестивники сначала
отстают. Но уже к 16 годам они догоняют
торакальников и затем даже обходят их, быстрее
всех завершая свое возрастное развитие.
Интересно, что «линейки» у юношей
заметно длиннее, чем у взрослых. Так происходит
потому, что представители каждого из типов
конституции тоже различаются между собой, в том
числе и по скорости развития (хотя разница между
ними и много меньше, чем между группами детей
разных типов). Вот этот разброс и уменьшается по
мере достижения ими зрелости, они становятся все
более похожими между собой, результаты в тесте
приближаются друг к другу, отчего шкала
становится более плотной. У взрослых
типологические особенности свойств проявляются
более ярко и остаются такими на протяжении
многих лет, пока не «накопятся» болезни и разные
последствия образа жизни.
Интересны и другие шкалы. Например,
скорость реакции – результат простого теста.
Проводящий тестирование держит деревянную
линейку между разведенными на 3 см большим и
указательным пальцами – на уровне нулевой
отметки – и без предупреждения отпускает. Задача
испытуемого – поймать ее двумя пальцами. Чем
быстрее он прореагирует, тем меньше будет
отметка на линейке, на уровне которой сомкнутся
его пальцы. Так что иногда время удается измерять
в сантиметрах… Посмотрите на рис. 2: в 14 и 15 лет
мышечники явно опережают по скорости реакции
других своих сверстников, а к 16 годам эти
различия становятся менее заметными.
Рис. 2. Типологические шкалы для оценки
скорости реакции в тесте «падающая линейка» для
юношей 14, 15 и 16 лет астено-торакального, мышечного
и дигестивного телосложения
Таким образом, получается не один
стандарт, а целая система, смысл которой
следующий: типологические шкалы позволяют
поставить в равные (эквивалентные) условия
представителей разных типов конституции,
обладающих неодинаковыми природными задатками в
двигательной сфере. Это вовсе не значит, что от
общего «стандарта» надо отказаться раз и
навсегда. Нет, конечно! Он нужен, и, возможно, даже
более строгий, но в тех случаях, когда
используется для профессионального отбора –
спортсменов, военных, летчиков и разных других
специалистов, чья деятельность требует особой
степени проявления физических качеств. Не
обсуждается и необходимость ряда единых
медицинских норм, позволяющих выявить
отклонения, указывающие на наличие заболевания.
Чем хорош дифференцированный подход к
оценке двигательной подготовленности
представителей разных типов конституции
(телосложения)?
Прежде всего он более точный по
сравнению со среднестатистическим, потому что
оценивает именно подготовленность каждого
ученика независимо от его врожденных
особенностей. Хороший опытный учитель, выставляя
отметку, тоже поощряет прилежного ученика, даже
если при всем старании он не в состоянии
выполнить норматив. Но делается это «на глазок»,
не вдаваясь в подробности и причины низкой
успеваемости. И все равно дигестивнику из троек
не вылезти и торакальнику быть аутсайдером. И
становится для такого ученика урок физкультуры
источником обиды и горечи, вместо здоровья
приносит ему лишние переживания.
Шкалы для оценки результатов
двигательных тестов только на вид просты, а на
деле учитывают и потенциальные возможности
детей разных типов телосложения, и темпы их
возрастного развития. Например, выше было
отмечено, как сильно отличаются шкалы для
десятиклассников и одиннадцатиклассников всех
типов телосложения из-за разницы в темпах
развития. А ведь в отечественном физвоспитании
до сих пор используется единый норматив для
учащихся 10–11-х классов, хотя они, оказывается,
вот какие разные! Кстати, именно по этой причине
дифференцированные типологические шкалы оценок
и нормативы разработаны не для безликих классов,
а для конкретных детей разного возраста (каждый
год – отдельно) и типа телосложения.
Более того, шкалы служат школьникам не
только для оценки, но и как стимул для занятий.
Даже школьники младших классов быстро
отказываются от «дразнилок», когда узнают, что
никто из них не хуже и не лучше, просто они разные,
а потому и оценивают их успехи по разным шкалам. И
тогда гордый собой дигестивник или воспрянувший
духом торакальник с радостью будет ходить на
уроки физкультуры и в спортивную секцию, потому
что больше никто не станет считать его слабым и
неловким. Систематические занятия
оздоровительными физическими упражнениями
пойдут им на пользу, дети будут меньше болеть,
лучше учиться. И это не просто слова – в школах,
уже перешедших на такую систему оценки,
повысился интерес учеников к уроку физкультуры.
Теперь они ходят на занятия не для учителей и
папы с мамой, а для себя.
|