Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2005

Учительская

Девять модулей одной модели

Мы уже писали о том, что разработана новая методика сохранения здоровья педагогов (см. № 20/2005), состоящая из девяти модулей. Эта инновационная модель была опробована в московских школах № 712 и 539, в школе № 7 г. Электросталь Московской области, в одном из московских колледжей и в столичной экспериментальной подростковой школе адаптивного обучения (ЭПШАО)

Что такое ЭПШАО?

Во-первых, это негосударственная школа. В ней учатся многие дети, которым по тем или иным причинам дискомфортно в обычной школе (дети с повышенной возбудимостью, дети, слишком медленно или, наоборот, слишком быстро усваивающие программу, и пр.). Это обстоятельство, естественно, осложняет работу учителей: приходится обращать особое внимание на поиск индивидуального подхода, составлять индивидуальные программы, графики, расписания. ЭПШАО ставит своей задачей адаптировать детей к жизни, поэтому уделяет внимание изучению иностранных языков (практически все дети учат английский и испанский, причем на уровне специализированных школ); ведет психологическую подготовку (на уроках под названием «Психологический круг», «Человекознание»); включает в программу различные развивающие курсы («Актерское мастерство», «Мифология», «Музееведение»...). В ЭПШАО обращают особое внимание на сохранение здоровья детей при относительно больших учебных нагрузках (увеличение часов на изучение языков и дополнительные предметы приводит к тому, что занятия в школе длятся до 16–17 часов при часовом перерыве на обед): введены обязательное еженедельное посещение бассейна, всевозможные экскурсии и поездки (на теплоходе по Волге, в Испанию, в Великобританию, в Пушкинские Горы, на археологические раскопки, в Бородино, в Петербург и т.д.). Наконец, собственная образовательная концепция школы подразумевает создание отношений сотрудничества между учителями и учениками, а также привлечение в школу родителей. В школе работают два психолога, которые находятся в постоянном контакте с учителями, детьми и их родителями. Для последних организована «Родительская школа», которую ведет один из психологов. Систематически проводятся психологические тренинги для учителей.

Во-вторых, ЭПШАО – очень небольшая школа, где учатся немногим больше 120 детей (учебные классы не превышают 15 человек). При этом педагогический коллектив малочисленным не назовешь: в школе работают примерно 40 учителей. Такое соотношение вызвано распространенностью индивидуальных занятий и включением в программу большого числа уроков, которые ведут специалисты-совместители.

Наконец, следует отметить, что ЭПШАО базируется на территории Академии народного хо¬зяйства и может пользоваться библиотекой академии, столовой, бассейном, тренажерным залом, теннисным кортом.

1. Организационный модуль. Долговременное планирование по оздоровлению членов коллектива в ЭПШАО сведено к минимуму. Основные направления и задачи ясны, а любовь к экспромтам, свойственная директору, многим членам коллектива и всей школе в целом, делает написание подробных планов занятием непривлекательным. Все идеи обсуждаются на «учительских кругах» и в процессе таких обсуждений обрастают деталями. Так, четыре года назад на августовском педсовете, обсуждая необходимость выходов на природу, приняли решение в первую неделю сентября всей школой сходить в однодневный поход. Приняли решение – и осуществили, несмотря на налетевший циклон. Следующий учебный год начался с оздоровительно-ознакомительной поездки на теплоходе по Волге, в которой участвовали почти все дети и очень многие учителя. В прошлом году родилась идея побывать в Бородине, и ее опять-таки осуществили, хотя сборы были недолгими. Этот учебный год начался с общешкольного пикника. Кроме того, в школе работает энтузиаст-походник, который за один год организовал несколько пеших, лыжных, велосипедных и даже байдарочных походов.

Многое из того, что делается в школе для укрепления здоровья учителей, вырастает из концепции школы, поэтому предложенная система была принята в качестве основополагающего документа по охране и укреплению здоровья педагогов.

2. Социально-психологический модуль. В рамках социально-психологического модуля был проведен опрос учителей с помощью большого опросника «Отношение к здоровью и образ жизни». Основная цель этой анкеты состояла не столько в получении новой информации, сколько в побуждении учителя задуматься о собственном отношении к здоровью и своем образе жизни. Несмотря на то что заполнение анкеты потребовало от учителей много времени, они вспоминали потом эту работу как очень полезную.

Вот некоторые отзывы: «Не знаю, сможете ли вы как-то использовать мои ответы, но мне было полезно и интересно: я поняла, что о многом не задумывалась и многого не знаю». «Я потратила ужасно много времени – несколько вечеров, но мне было очень интересно».

Планируется провести повторное исследование с помощью минимизированного опросника. Сопоставление данных этих двух исследований позволит оценить эффективность программы по охране и укреплению здоровья учителей.

К социально-психологическому модулю следует отнести также работу по созданию оптимального психологического климата. Для этого проводятся тестирование учителей и обсуждение полученных результатов на педсоветах и «учительских кругах».

Ежегодно на последних уроках «человекознания» учащиеся всех групп анонимно отвечают на вопросы двух небольших анкет. Первая дает возможность с помощью пятибалльных шкал оценить каждого учителя по двум критериям – как профессионала и как личность. Отвечая на вопросы второй анкеты, дети ранжируют все изучавшиеся ими в течение года предметы по трем критериям – «любимости», интересности и полезности. Опрос строго анонимен. Иногда в обработке результатов психологу помогают добровольцы из учеников. Результаты представляются на всеобщее обозрение. Такая работа помогает учителю увидеть себя глазами учеников и получить необходимую для нормального общения обратную связь. Разработанная И.А. Мещеряковой процедура позволяет сделать эту оценку легальной и, следовательно, снижает риск конфликтов. Опыт показал, что дети очень ответственно и тактично подходят к решению этой непростой задачи. Учителя, естественно, волнуются, но приятных сюрпризов обычно бывает больше, чем неприятных.

Большое значение для психологического климата имеют часто проводимые в ЭПШАО всевозможные праздники – английский, испанский, Валентинов день и другие. Самым важным является равноправие участников: ученики и учителя вместе и порознь участвуют в различных спектаклях, конкурсах (например, на лучший макияж или «фенечку»), в равной мере получают удовольствие и общаются на личностном, а не на социально-ролевом уровне. К Валентинову дню на уроках «человекознания» каждый ученик по жребию готовит «валентинку» кому-то из группы (любовь понимается, естественно, в самом широком и гуманистическом смысле). Такая «принудиловка» задумана, во-первых, для того, чтобы научить детей в каждом человеке отыскивать что-то хорошее, во-вторых, чтобы не было ни одного ученика, не получившего теплых слов. Сверх того можно писать сколько угодно «валентинок». Есть немало учеников, которые пишут две, пять и более десятка «валентинок» не только ровесникам, но и учителям. Учителя также, хотя и медленнее, включаются в эту игру (психолог – частью по долгу службы, частью по велению сердца – разрисовывает и сочиняет «валентинки» каждому учителю и многим детям).

В этом году в школе появилось и «дерево радости», на листочках которого каждый желающий мог написать что-то приятное для всех. Самыми впечатляющими были листочки с надписями «Я в школе люблю всех!», которые красноречиво свидетельствуют о сложившемся социально-психологическом климате. Естественно, бывают конфликты и ЧП, но доброжелательная атмосфера в школе преобладает.

3. Психодиагностический модуль состоит из психодиагностики с помощью опросника Кеттелла, теста ММРI, теста уровня субъективного контроля, цветового теста Люшера и других. При этом результаты тестирования имеют ценность не сами по себе, а как основа для разработки групповых и индивидуальных форм психопрофилактики и психотерапии. В ЭПШАО такого рода работа ведется на протяжении всего времени существования школы. Психодиагностический модуль реализуется в той форме и в те моменты времени, когда это представляется действительно актуальным, и в основном посредством индивидуальных консультаций.

4. Медико-диагностический модуль. В третьей четверти прошедшего учебного года сотрудник ФНИИ медицинских проблем формирования здоровья провел в школе компьютерную диагностику всех желающих учителей. В школе нет своего медпункта, но можно прибегать к услугам медпунктов спорткомплекса и гостиницы академии.

5. Информационно-познавательный модуль представлен пока недостаточно ярко. Основная причина заключена в том, что назначение информационно-познавательного модуля мы видим не как «передачу информации», а как побуждение каждого учителя заботиться о своем здоровье. В случае ЭПШАО в этом нет особой потребности. Вторая причина состоит в том, что педсоветы, «учительские круги», психологические тренинги, семинары и заседания комиссий отнимают у учителей много времени, поэтому, вместо того чтобы обсуждать необходимость заботы о здоровье, находясь в душном помещении, лучше поплавать в бассейне.

6. Психопрофилактический модуль включает индивидуальную работу психологов с педагогами и проведение психологических тренингов. Тренинговые занятия бывают одно-, двух-, четырехдневными и проводятся обычно в каникулярное время, когда преподаватели свободны. На тренингах создаются условия для раскрепощенного общения, лучшего понимания друг друга. Программа каждого тренинга уникальна и связана с текущими и кардинальными внутришкольными проблемами. Обычно она включает элементы релаксации, самовыражения, упражнения на общение, деловые игры и многое другое. Основным результатом тренингов является особая атмосфера понимания и сотрудничества. Следует заметить, что многие учителя, раз испытав на себе живительную силу психологического тренинга, участвуют в них охотно.

7. Рекреационно-оздоровительный модуль охватывает посещение учителями бассейна, тренажерного зала, участие вместе с детьми в туристических походах. Непосредственно в школе для всех желающих преподавателей был организован курс лечебного массажа. Интересным мероприятием был спортивный праздник, в котором участвовали смешанные команды из учеников и учителей. Примечательно, как учителей привлекали к участию в празднике. За несколько дней на доске объявлений был вывешен лист для записи желающих. Дети стали записываться сразу, потом записался один учитель, остальные выжидали и обсуждали свои возможности. Понадобилась помощь психолога, который, выбрав подходящую кандидатуру, провел с ней индивидуальную работу. Ее суть сводилась к следующей схеме: «я сама очень хотела бы участвовать, но я так давно не занималась спортом, что боюсь подвести команду»; «у нас примерно одинаковая физическая подготовка, если бы мы записались в разные команды, то уравняли бы друг друга». Главная причина, побуждающая учителей к пассивности, – стеснительность. Схема сработала, и вскоре многие учителя, найдя свою пару, заявили о желании посоревноваться. Праздник прошел с огромным успехом. Каждого спортсмена-учителя дети так поддерживали и так награждали криками и аплодисментами, что от первоначальной неловкости не осталось и следа. Пожалуй, самым важным результатом было то, что учителя-зрители стали жалеть, что не были участниками, и было решено сделать такие праздники традиционными.

8. Педагогический модуль реализуется с помощью двух предметов, обязательных во всех классах, – «психологического круга» и «человекознания».

«Психологический круг» строится как еженедельный психологический тренинг для учащихся. Занятия учат взаимодействовать с людьми и помогают личностному росту. Цель занятий – повысить коммуникативную компетентность, выработать адекватное отношение к конфликтным ситуациям, повысить самооценку, снизить тревожность, обучить деловому общению и многому другому. Иными словами, практически все уроки «Психологического круга» непосредственно связаны с созданием условий для упрочения психического здоровья.

Содержание уроков «человекознания» шире. Однако и эти уроки создают прекрасные возможности для того, чтобы поставить и обсудить проблемы, связанные со здоровьем. Обсуждение проблем, связанных с этническими, половозрастными особенностями психики, и особый акцент на принадлежность индивида ко всему человечеству создают возможности для теоретических и практических занятий по повышению психологической грамотности, снятию эмоционального напряжения, диагностике своих когнитивных способностей, черт личности. Все это в конечном счете нацелено на сохранение здоровья.

На уроках «человекознания» проводятся «практикумы» – социологический, психологический, логический, предэкзаменационный, практикум здоровья. На этих занятиях (длительность каждой секции определяется конкретными задачами и условиями и может варьироваться от 1–2 минут до нескольких уроков) ученики знакомятся с тем, что имеет непосредственное отношение к их жизни. Так, часть занятий социологического практикума посвящена взаимоотношениям в школе и группе, оценке учителей. Это позволяет ученикам высказывать свои мнения, пожелания, учитывать личностные особенности других, что крайне важно для создания оптимального психологического климата. Цель предэкзаменационного практикума – психологическая подготовка к экзаменам; занятия охватывают самые разнообразные стороны этой традиционно стрессогенной ситуации (в ЭПШАО эта ситуация еще драматичнее, так как по положению Департамента образования ученики негосударственных школ должны сдавать экзамены по всем предметам и в чужой школе) – от диеты в дни подготовки до планирования занятий и стратегии поведения на экзамене. Практика показала, что эти занятия весьма успешны. Занятия по практикуму здоровья обычно непродолжительны: учащиеся знакомятся с элементами саморегуляции, дыхательными упражнениями, системами точечного массажа. Кроме того, проводятся специальные занятия по тренингу поведения в экстремальных ситуациях, которые также задуманы ради сохранения здоровья учеников.

9. Модуль социальной помощи и поддержки можно отнести к наиболее разработанным. В течение последнего учебного года он был представлен мероприятиями, большая часть которых касается всего педагогического коллектива, а некоторые носят индивидуальный характер. Первое, и, пожалуй, самое важное, состояло в весьма солидном дотировании каждому учителю стоимости обеда в столовой Академии народного хозяйства и возможности получить бесплатный завтрак. Это не только снизило бремя финансовых расходов (столовую нельзя отнести к числу дешевых), но и стимулировало регулярное питание. Второй момент: учителя в течение всего учебного года могут в определенные часы пользоваться спортивными сооружениями академии (бассейном, тренажерным залом, теннисным кортом) бесплатно. Кроме того, школа дотировала всем желающим учителям 50% стоимости 12-сеансового курса лечебного массажа, а двоим учителям – необходимые им более длительные курсы. Следует отметить также и то, что учителя имеют существенные льготы при оплате обучения своих детей в ЭПШАО.

 

Владислав Коган ;
Ирина Мещерякова