Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2005

Нам пишут

Что такое «Неболит»

«Неболит» – это городская олимпиада, которую ученые кафедры анатомии, физиологии и валеологии НГПУ при поддержке управления образования мэрии г. Новосибирска уже 7 лет ежегодно проводят среди школьников. Посвящена олимпиада самым актуальным для сегодняшнего дня проблемам – сохранению здоровья и безопасности жизнедеятельности

Программу олимпиады сотрудники кафедры разработали сами. И это мероприятие имеет ряд отличий как от других предметных олимпиад, так и от праздников и фестивалей здоровья. Это массовый проект. Олимпиада проводится в три тура – школьный, районный, городской. В районном и городском турах соревнуются команды школ, в состав которых входят по 7 основных участников и до 10 дополнительных, в заключительном туре обычно принимают участие 150–200 подростков из десяти районов Новосибирска.

От «праздников здоровья» олимпиада отличается тем, что на разных этапах ее участникам предлагаются задания, требующие хорошей теоретической подготовки, практических навыков, умения проводить исследования и отстаивать свои убеждения.

Первый тур олимпиады «Неболит» представляет собой конкурс письменных работ на темы, предложенные оргкомитетом. Во втором, районном, туре команды школ защищают выполненные под руководством педагогов творческие проекты, включающие элементы собственных исследований и предложения по решению выявленных проблем.

На третьем туре командам предлагается ряд конкурсов. «Маршруты здоровья» – конкурс, в рамках которого участники соревнуются в умении применять на практике теоретические знания: составить режим питания, оказать первую медицинскую помощь и т.д. «Шоу-конкурс» – конкурс, где команды в яркой, зрелищной форме представляют свой взгляд на проблему сохранения и формирования здоровья. В рамках «Основного конкурса» команды рассматривают предложенные им проблемные ситуации, разыгрывают на сцене их решение и обосновывают выбор этого решения.

Этот конкурс мы считаем самым важным, он позволяет оценить, насколько у молодых людей сформированы стереотипы безопасного поведения, и в то же время он способствует выработке моделей такого поведения.

При анализе ответов учащихся видно, как за семь лет изменился характер сюжетов «Шоу-конкурса»: вместо запугивания зрителей демонстрациями нездорового образа жизни и его последствий все чаще появляются сюжеты о преимуществах, которые дает молодым людям хорошее здоровье.

Демонстрируя высокий уровень знаний о влиянии плохой экологии на здоровье, убедительно доказывая необходимость сохранения здоровья, подростки, к сожалению, мало осведомлены о возрастных особенностях своего организма и часто не знают, как сохранить собственное здоровье. На наш взгляд, именно этой проблеме следует уделять особое внимание при работе с детьми.

 

Е. Боровец ;
Я. Муравьева