Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2005

Нам пишут

Коллективное творчество

Высшее благо достигается на основе полного
физического и умственного здоровья.
Марк Туллий Цицерон

«Стресс» и «перегрузка» – ключевые слова, обозначающие причину большинства заболеваний не только у взрослых, но и у детей. К сожалению, перед ребенком на 9–11 школьных лет поставлена трудновыполнимая задача – получить образование, не потеряв при этом собственного здоровья! Парадокс: ведь школе надлежит создать условия для сохранения жизни и безопасности детей.

Этот вопрос волновал и наш педагогический коллектив при открытии в 1994 г. областной экспериментальной площадки: вводились классы повышенного уровня обучения. Мы понимали, что гимназические классы – это прежде всего расширенное, углубленное содержание образования. Возможный результат – хорошие знания плюс перегрузка, стресс, ослабленное здоровье на выходе. А моделью выпускника должен был стать человек с хорошим интеллектуальным уровнем развития, способный адаптироваться в социальных условиях, с ответственным отношением к знаниям, труду, к окружающему миру, к себе, обладающий компетентностью во многих сферах жизнедеятельности.

Необходимо было создать такие условия для школьников, при которых повышенный уровень обучения не только не станет причиной расстройства здоровья детей, но и создаст базу для ответственного отношения к самим себе.

Были определены основные задачи школы, в которых важное место заняло формирование позиции ребенка по отношению к самому себе («Я – человек», «Я – личность»), к природе («Природа – наш дом»). В соответствии с этими задачами и выстраивалась работа педагогического коллектива. Организация учебно-воспитательного процесса, технологии обучения, формы и методы, санитарно-гигиенические условия, режим занятий, психологическая атмосфера, питание, психолого-педагогическая служба – все было направлено на становление здоровьесберегающей среды.

Но здоровье каждого человека все равно зависит прежде всего от него самого. Поэтому главным стало пробуждение интереса к поднятой проблеме у самих ребят.

Огромная роль в этом принадлежит органам школьного самоуправления. Принятая ими система коллективных творческих дел привлекательна тем, что в ней большое внимание уделяется процессу подготовки мероприятия, когда каждый участник может проявить себя в любом качестве: как автор идеи, оформитель, организатор, разработчик и т.д. Часть дел, планируемых ежегодно советом учащихся, направлена на укрепление здорового образа жизни ребят. Дни здоровья, проводы русской зимы с организацией разнообразных аттракционов, «Путешествие по лесным тропинкам» для малышей, «Веселые старты», «Рыцарские турниры», «А ну-ка, парни!», «Экологические десанты» – вот далеко не весь перечень традиционных дел. Новым коллективным творческим делом для учащихся 8-х классов стало микроисследование «Правильно ли я готовлю домашнее задание?».

При этом важно то, что общаются дети разного возраста: старшие готовят для младших экскурсии, сообщения, классные часы. И здесь особое место отводится разновозрастным педагогическим отрядам. Основная их функция – стать связующим звеном между взрослыми и детьми, старшими товарищами – одним и помощниками – другим. Малышам всегда приятно то, что они могут общаться со старшеклассниками, чувствуя в них поддержку и опору, набираясь у них положительного опыта в отношении к окружающему миру.

Эти отряды были разработчиками и организаторами таких интересных программ, как «Я – человек», «Как я устроен», «Путешествие по родному краю», «В гостях у Вежи» и т.д. Информацию о текущих делах всегда можно найти в нашей газете «Школьная планета».

По итогам последнего анкетирования, 80% всего нашего школьного коллектива чувствуют себя комфортно в школе, не испытывают стрессовых ситуаций и перегрузок учебного плана, готовы самостоятельно решать поставленные задачи. Более 90% ребят заняты во внеурочное время, из них 70% – в спортивных секциях. У учащихся наблюдается положительная динамика общего психологического развития, отсутствует отрицательная динамика в показателях физического здоровья.

Ребята, обучающиеся на «4» и «5», как правило, имеют отличные спортивные результаты, они активные участники всех спортивных состязаний. Школа лидирует в городских конкурсах и спартакиадах, являясь базовой по основам безопасности жизнедеятельности.

Социализация наших выпускников идет успешно, после окончания школы практически всем ребятам удается реализовать себя в жизни.

 

В. Болтунова