Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Из первых рук

Декларация или действие?

«Интеграция образования и медицины в единую систему, организация общественных советов содействия здоровью – это реальная возможность создать здоровьесберегающую образовательную среду» – к такому выводу пришли участники межрегиональной научно-практической конференции «Образование и здоровье», прошедшей в г. Владимире

Союз медиков и педагогов

Отличительная особенность этой конференции, организованной в апреле Департаментами образования и здравоохранения администрации Владимирской области – присутствие равного количества медиков и педагогов. Так и должно быть, ведь здоровье подрастающего поколения – проблема общая. Но подходы к ее решению у медиков и педагогов разные. Одни лечат уже проявившиеся заболевания, а другие могут предупредить их возникновение, поэтому профилактике в школе уделяется большое внимание. «Но это не значит, что из школы надо делать поликлинику», – подчеркнул профессор А.Б. Малахов (г. Владимир). Здоровая окружающая среда, соответствующее спортивное оборудование, рациональное питание, современная психологическая служба, качественное медицинское обслуживание (мини- физиокабинеты с комплексом восстановительных мер) – вот основная база, которую должна обеспечить школа.

Главная задача – это физиологически обоснованная организация учебного процесса и просвещение, специальная образовательная программа, формирующая сознательное отношение учащихся к своему здоровью. Носителем культуры здоровья (или, как раньше говорили, валеологии) должен быть здоровый учитель – только в этом случае можно ожидать результата. Если учитель курит, он не имеет морального права пропагандировать здоровый образ жизни. Не говоря уже о том, что курящий врач и учитель сомнительны как специалисты.

Даешь каникулы!

О рациональной организации учебного процесса говорила профессор М.И. Степанова (г. Москва). Еще в середине 70-х годов известный советский гигиенист С.М. Громбах установил, что пик заболеваемости школьников приходится на конец 3-й четверти. Современные ученые-гигиенисты предлагают оптимальный режим обучения – чередование 5–6 недель учебы с неделей каникул. Введение нового графика не стоит ни копейки, поэтому возможно в любой школе, нужно просто психологически переломить ситуацию: убедить педагогов, что выйти за рамки сложившихся стереотипов можно. По результатам опроса в школах, уже работающих по такой системе, 86% учеников и 92% педагогов положительно относятся к новому школьному календарю: дети стали себя лучше чувствовать, они меньше болеют и устают, а учебная успеваемость повышается.

Ликбез для родителей

«Нельзя снимать ответственность с родителей и все проблемы адресовать школе, – считает профессор В.П. Вавилова (г. Кемерово). – Состояние здоровья ребенка – это прежде всего индикатор атмосферы семьи». Когда ребенок идет в школу, то уже существующие заболевания обостряются. Болезни провоцируются реальными причинами (уход одного из родителей, чрезмерная занятость матери…) и неблагоприятным типом родительских отношений. Когда родители очень тревожны или авторитарны, это отражается на уровне физиологической защиты ребенка, его поведении.

Если маленький человечек не чувствует себя любимым и значимым в семье или в школе, не имеет своего личного пространства, он своим агрессивным отрицательным поведением дает знать, что ему плохо. Непослушный, значит, разочарованный и подавленный.

«Мы проводим диагностику типа родительских отношений в семьях часто болеющих первоклассников и приглашаем пап и мам на специальные занятия. Образовательная программа для родителей содержит знания о закаливании и правильном питании, о вреде гиперопеки. Мы говорим о том, что нужно повышать самооценку ребенка – ведь от этого зависит его успех в жизни, внушать ему оптимизм и уверенность в выздоровлении. После наших занятий многие родители стараются изменить свое поведение».

Что угнетает в школе

«Здоровье – категория педагогическая, оно либо укрепляется, либо утрачивается в школе», – считают педагоги. Что же действует на здоровье учащихся отрицательно?

Среднее образование основано на принципах системы Яна Амоса Коменского, это словесно-информационный процесс, при котором в течение урока дети практически не двигаются, а при письме находятся в напряженной неестественной позе древнеегипетского раба. При таком психомоторном закрепощении ребенок уже через 20 минут испытывает нагрузки, сопоставимые с нагрузками космонавтов на взлете. Результат – школьный шок или ранняя стенокардия.

Продолжительное воздействие сенсорно обедненной среды сужает зрительный горизонт в замкнутом пространстве класса и обедняет эмоционально-чувственную сферу ребенка. Не продумано и обустройство школ. Парты с наклонной поверхностью были заменены на столы с горизонтальной столешницей; природосообразное письмо перьевой ручкой в младших классах – на безотрывное письмо шариковой; физиологически оправданное электроламповое освещение – на мигающее люминесцентное. А если к этому еще добавить бесконечную смену образовательных программ, не получивших одобрения медиков…

Урок пространственного восприятия

Чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития приносит ущерб эмоционально-образному восприятию. Например, слишком раннее обучение математике приводит к подмене реального мира виртуальным миром цифр, символов и т.д.

Образным воспитанием обычно занимаются на уроках рисования, искусства. Преподаватель рисования Р.Н. Загоденко из школы № 38 г. Владимира, объединив на уроке предметы естественно-научного и художественного циклов, дает возможность детям прочувствовать пространство.

Вот как проходит один из уроков математики в экспериментальном первом классе. Сначала ребята знакомятся с изображенными на плакате различными геометрическими телами. Затем на специальных столах каждый собирает из строительного конструктора свой дом. Далее дети садятся за парты и рисуют дома, которые они сделали своими руками. «Вот их рисунки, – показывает художница, – смотрите, это не прямоугольник, это цилиндр, а это не трапеция, а усеченный конус». Дети рисуют не плоские фигуры, а объемные и объясняют, какие именно тела они использовали. Ну и конечно, легко запоминают, как они называются.

Тема следующего урока – город. Ребята строят дома, улицы, площади, скверы, деревья из пластилина и бумаги, в общем – создают пространство. Потом они обходят всю эту стройку кругом, смотрят с высоты птичьего полета или, присев, на уровне глаз. А потом все это рисуют в альбомах. Получается объемное изображение города, со свободной планировкой, с пространством между домами, даже с перспективой и аксонометрией, – понятия переводятся в образы. Ученики обычных классов рисуют дома на одной линии. Подобные уроки формируют пространственное восприятие и в будущем исключат перегрузки на уроках математики.

Если научить детей пользоваться образами в форме слов и предложений, то они заговорят той речью, которая делает их людьми, будут легче усваивать информацию на уроках языка и литературы, истории и географии, а значит, и меньше уставать.

Познай себя играючи

Любую программу учитель должен «пропустить через себя», тогда уроки получаются запоминающимися, интересными, вовлекают детей в творческий процесс. Учительница начальной школы Л. Васькова (г. Юрьев), взяв за основу американскую программу «Познай себя» и методики М.Л. Лазарева, превращает уроки здоровья в увлекательную игру.

Вроде бы все знают, как правильно мыть руки. Но когда дети, вымыв с мылом руки, сели в кружок и стали передавать по кругу очищенную картофелину, она почему-то быстро почернела. Тут-то учительница и рассказала, что руки надо мыть до образования мыльных пузырей, только тогда начинается реакция уничтожения бактерий. Оставшееся время дети дружно создавали пену и пускали пузыри. Этот опыт помог им приобрести необходимый практический навык.

Вот еще пример. Полученный от знакомого стоматолога настоящий зуб поместили в газированную воду малинового цвета. Через три дня на зубе появились плотные красные налеты, которые не счищались до конца зубной щеткой. На этом уроке дети поняли, что в лимонаде есть вредные красители, и напрочь отказались от газировки.

Для проведения уроков о вредных привычках, учительница сделала наглядное пособие – «курительную машину». Небольшую пластиковую бутылку она наполовину заполнила белоснежной ватой, закрыла крышкой и вставила в нее соломинку для коктейля с зажженной сигаретой. Если нажимать на бутылку, машина начинает «дышать», и через полминуты на вате появляется коричневый налет. После такого наглядного примера дети и сами вряд ли возьмут сигарету, и курящих родителей будут останавливать.

За рассказами о пожарах и о том, как вести себя в экстремальных ситуациях, последовала экскурсия в пожарную часть, милицию и на станцию скорой помощи. Дети увидели, как пожарники собираются по тревоге, как принимают вызовы врачи и милиционеры, работает служба МЧС. Через некоторое время после таких уроков мальчишки обратили внимание, что некий гражданин спиливает березу около гаража, и позвонили по знакомому телефону. Приехала бригада МЧС и защитила дерево, а потом объявили благодарность педагогу, научившему ребят, куда надо обращаться за помощью.

Физкульт-ура!

Знаменитые слова Гиппократа: «Здоровье – в движении» помнят все. Но далеко не везде уроки «физры» являются уроками истинной физической культуры тела.

В школе № 1 г. Владимира для того, чтобы восполнить дефицит двигательной активности учеников младших классов, кроме положенных уроков физкультуры раз в неделю проводят еще один, с играми народов России и мира. «Это не только физическая, но и эмоциональная разрядка», – считают педагоги. Они подобрали более 300 игр для 2–4-х классов, записали их и снабдили рисунками, составили тематические планы уроков. Играть можно на свежем воздухе или в закрытом помещении. Ежедневно после третьего урока ученики выходят на 40-минутную прогулку, чтобы уже самосто¬ятельно реализовать то, чему научились на уроках игровой физкультуры.

Как можно увлечь ребят уроком физкультуры, мы увидели в школе № 36 г. Владимира. Ученики 4-го класса играли в разведчиков. Десантникам, как и положено, выдали парашют, правда необычный. Представьте себе огромный круг из разноцветных матерчатых клиньев с множеством пришитых по окружности ручек. Ребята берутся за них и… возможности для увлекательной разминки безграничны. Можно идти по кругу приставными шагами и в полуприседе, бегать и прыгать, делать различные наклоны и махи ногами, дружно взмахивать обеими руками и бежать в центр – «делать купол». Самое интересное, когда ребята по команде меняются под куполом секторами.

Ну а потом рейд «по тылам противника», где разведчиков ждут препятствия: укрепленная полоса – шведская стенка, разрушенный мост – разбросанные кирпичи, «растяжки» – мат и полукольца с колокольчиками. Нужно перейти болото по жердям – пройти по перевернутой скамейке, форсировать реку – «проплыть», лежа на животе на пластиковых тележках с колесиками, метать «гранаты» в цель. Затем активная перестрелка: две команды перебрасывались мягкими мячами (что-то вроде лапты через веревку). А в конце урока, простите, вылазки в тыл врага, разгоряченные ребята сделали несколько успокаивающих упражнений.

Присутствующие на уроке врачи выборочно замеряли пульс у нескольких мальчишек и девчонок разной комплекции. Несколько учащенный в разгар «военных действий», к концу урока пульс у всех пришел в норму, и дыхание восстановилось.

Внедрение образовательных здоровьесберегающих программ не требует особых затрат, об этом не забывали упоминать все выступающие. Но чтобы создать соответствующие условия для здорового образа жизни, все-таки нужны средства. За долгие годы советской власти нас приучили, что за здоровье каждого из нас отвечают врачи, причем мы сами их труд оплачивать не должны. А у нас такой менталитет: за что мы не платим, то не ценим. Но сегодня так жить уже нельзя. Если мы не будем вкладывать деньги в здоровье своих детей, то оно в скором будущем не будет относиться вообще ни к одной категории – ни к медицинской, ни к педагогической.

 

Нина Семина