Потенциальные неудачники
Вспоминаю свое знакомство с
воспитанниками интерната для детей-сирот.
Директор этого учреждения, спокойная и
доброжелательная женщина, рассказала об одной
волнующей ее проблеме. Питомцы интерната
обучаются по программе вспомогательной школы (в
связи с умственной отсталостью). Полученное (хотя
и не вполне полноценное) образование позволяет
им освоить простейшие профессии и найти свое
место в обществе. Однако так успешно завершается
история далеко не каждого выпускника интерната.
Некоторые подростки не вписываются в обычную
жизнь: не могут решить элементарные бытовые
вопросы, теряются при малейших житейских
трудностях, попросту говоря – не могут
существовать самостоятельно, без поддержки.
Возникает резонный вопрос: «Почему эти
ребята оказываются несостоятельными, почему они
не могут адаптироваться в жизни, как многие
другие, кто рос с ними бок о бок?»
Я познакомился с группой подростков,
судьба которых серьезно беспокоила
воспитателей. Это были, по мнению педагогов,
потенциальные неудачники, которые могут утонуть
в бурном море самостоятельной жизни. Я всех этих
ребят хорошо помню (даже по именам) до сих пор,
однако подробно рассказывать о состоянии
каждого из них не стану. Скажу главное.
Подростки, дальнейшей судьбой которых
обеспокоены педагоги, действительно заметно
отличаются от других, более удачливых ребят.
Прежде всего некоторым из них свойственно более
глубокое, в сравнении со сверстниками,
отставание в умственном развитии. У отдельных
школьников заметны чудаковатость и странности в
поведении. Наконец, практически у всех
потенциальных неудачников налицо были явления, в
происхождении которых ведущее значение имеет
депривация.
Этот термин широко употребляется
врачами и психологами, в переводе с английского
он означает лишение, ограничение чего-либо. Речь
идет о неудовлетворении потребностей ребенка в
материнской любви, двигательной активности, во
впечатлениях и культуре (в широком смысле этого
слова).
Психологи считают, что впечатления для
маленького ребенка не менее важны, чем утоление
голода или жажды. Психическое развитие детей
неизбежно страдает, если они не выходят за
пределы комнаты или палаты (в случае болезни),
если их движения ограничены, нет игрушек и
контактов со сверстниками.
Известно, что дети, которые в
результате заболевания длительное время не
могут двигаться, часто страдают депрессией,
повышенной возбудимостью и агрессивностью.
Младенцы проявляют беспокойство, если их туго
пеленают. Вынужденное ограничение движений
всегда плохо сказывается на здоровье ребенка.
Это происходит из-за дефицита очень важных для
состояния нервной системы ощущений от мышц,
суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность,
состояние двигательной депривации организм
ребенка подсознательно пытается преодолеть
патологическими привычными действиями –
сосанием пальцев, обкусыванием ногтей,
накручиванием волос и т.п.
Хочу на ручки
Не менее опасен дефицит внимания и ласки
со стороны родителей – так называемая
материнская депривация. Для полноценного
развития ребенка важно, чтобы забота о нем и
тепло исходили от одного человека. Чаще всего все
это он получает от биологической матери, но ее
может заменить и другой взрослый, если он
относится к ребенку с любовью. Постоянная смена
взрослых, которые заботятся о ребенке, не
способствует эффективному развитию
эмоциональности малыша. Именно такая ситуация
складывается в детских учреждениях для сирот. Но
так как маленький ребенок не в состоянии
восстанавливать прерванный эмоциональный
контакт с разными людьми, он становится к ним
равнодушным.
Известны исследования американского
ученого Х. Харлоу на обезьянах, объясняющие
природу формирования привязанности ребенка к
матери. В одном из его классических опытов
новорожденную обезьянку отделяли от матери и
помещали в клетку, где находились два чучела
«мам». Одна суррогатная мама была сделана из
проволоки и могла через соску кормить детеныша, а
вторая не имела возможности кормить, но зато ее
тело было приятно мягким и теплым.
Наблюдения за маленькой макакой
показали, что она по 16–18 часов проводила с
«теплой мамой», а к проволочной подходила лишь
для утоления голода. Харлоу объясняет, что
эмоциональный комфорт, который обезьяний
детеныш испытывал вблизи «теплой мамы», имеет
ведущее значение в формировании любви и
привязанности к матери. Причем глубокая любовь
возможна лишь при тесном телесном контакте, и,
как показывают опыты, чувство привязанности к
матери сохраняется у обезьян всю жизнь. Ученый
рассказывает о том, как спустя много лет в клетку
к взрослому животному подсаживали «теплую маму»
и какое сильное впечатление это производило на
обезьяну, казалось бы уже давно забывшую события
раннего детства.
Маленького ребенка для его
полноценного развития необходимо укачивать,
прижимать к себе, гладить... Тогда он чувствует
себя защищенным, спокойным и уверенным.
Полноценное развитие ребенка возможно только в
контакте с матерью, иначе малыш при всяком новом
раздражителе испытывает страхи и тревогу.
Активность ребенка в познании окружающего
базируется на чувстве любви к матери. Доверие к
миру, открытость к восприятию нового
основывается на ощущении постоянной материнской
заботы. Дефицит эмоционального тепла, который
ребенок испытывает в младенчестве, в дальнейшем
с трудом компенсируется.
С мамой не страшно!
Еще В.М. Бехтерев замечал, что начиная
со второго месяца жизни ребенок нуждается в
новых впечатлениях. Если он находится в среде,
бедной новыми впечатлениями, происходит
задержка всех сторон его развития, нарушается
созревание участков мозга, которые не
стимулируются внешними раздражителями. В такие
условия ребенок попадает, длительно находясь в
больнице, приюте, ином закрытом учреждении.
Дефицит ярких впечатлений сродни состоянию
слепых или слабослышащих детей.
Любой возраст важен для накопления
знаний о мире, становления личности ребенка. Но
особенно значим период с двух до шести лет. Надо
стремиться к тому, чтобы в любом возрасте ребенок
находился в разнообразной, насыщенной, сенсорно
богатой среде. Унылая, однообразная обстановка
не способствует формированию яркой человеческой
индивидуальности.
Пагубные последствия жизни вне
общества особенно показательны на примере детей,
подобно Маугли выросших среди диких животных.
Дети, вынужденно изолированные от общества,
остаются глубокими инвалидами: они не могут
ходить, говорить, непрестанно плачут, всего
боятся. Специальными занятиями не удается
преодолеть глубокий психический дефект,
возникший у них. Так называемый «синдром Маугли»
– состояние необратимое.
Когда психиатры изучали состояние
детей, которые попали в экстремальные условия
(бомбежки, землетрясения, зона военных действий),
оказалось, что психика была менее травмирована у
тех, рядом с которыми были родители. Близость
родителей позволяет ребенку чувствовать себя в
безопасности. Напротив, разлука с близкими (к
примеру, в нацистских лагерях уничтожения)
быстро приводит к глубоким изменениям психики
детей. У малышей нарастает задержка умственного
развития, у детей постарше появляются грубые
нарушения поведения. Ребята становятся
подозрительными, недоверчивыми, драчливыми,
мстительными. Помещенные для реабилитации в
специальные учреждения, они долгое время
проявляют агрессивность, вспыльчивость,
неряшливость, склонность к разрушению,
воровство, лживость и эгоцентризм. Умственное
развитие бывших узников большей частью
оказывалось невысоким. Адаптация и воспитание
этих детей проходили медленно и осложненно.
Маугли, воспитанный в волчьей стае, –
случай исключительный. А вот дети, которые
растут, как трава, без должного внимания и заботы
со стороны родителей, – явление, к сожалению,
заурядное. Если ребенку, особенно в раннем
возрасте, не рассказывать сказки, не читать
книги, не учить его рисованию, лепке, не сообщать
элементарных сведений о счете, пространстве,
временах года и многом другом, серьезные
последствия такого отношения не замедлят
сказаться. Даже ребенок с неплохими задатками
при безразличии к его психическому развитию
может впасть в состояние, неотличимое от
истинной умственной отсталости.
С депривацией сталкиваются люди
разного возраста. Многие знают, как нелегко
приспособиться к новому положению после выхода
на пенсию: рвутся привычные связи и возникает
ощущение своей ненужности. Также тоскуют по
общению молодые мамы, вынужденные сидеть дома с
малышом. Реальный Робинзон Крузо очень
неуверенно чувствовал бы себя на необитаемом
острове. Невыносимо тяжело переносится
одиночное заключение узниками тюрьмы.
Психологический дискомфорт, переживаемый ими, –
испытание ничуть не легче боли, голода или жажды.
Словом, изоляция от общества (социальная
депривация) всеми переносится непросто.
Исключение составляют лишь избранные поклонники
религиозного культа и идейно закаленные
политические подвижники. Говорят, что они
переносят «одиночку» легче.
Депривация оказывает коварное и
всеобъемлющее влияние на многих людей. Менее
уязвимы те, кто ведет эмоционально насыщенную,
активную жизнь с разнообразными интересами и
увлечениями, и те, кто обладает уникальным
свойством «хорошо знать себя». Но устойчивость к
неблагоприятным внешним влияниям, способность к
эффективной самозащите – это другая тема.
|